Консультация для родителей "Если ребенок не говорит?"
консультация по логопедии (средняя группа)
Задержка в формировании речи обусловлена двумя группами факторов:
Неправильные социальные условия воспитания и педагогические ошибки. Излишняя гиперопека приводит к тому, что у ребенка элементарно не возникает необходимости говорить, потому что все его желания и просьбы так или иначе реализуются, т.е. окружающие делают так, как он хочет, при этом максимально быстро. Полярная ситуация с педагогической запущенностью, когда с ребенком не занимаются и не разговаривают, то речь у него также не развивается, потому что ему элементарно не с кем поговорить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_rebenok_ne_govorit.docx | 83.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Если ребенок не говорит
Подготовила: учитель-логопед
Капбасова Айнура Серекжановна
Задержка в формировании речи обусловлена двумя группами факторов:
Неправильные социальные условия воспитания и педагогические ошибки. Излишняя гиперопека приводит к тому, что у ребенка элементарно не возникает необходимости говорить, потому что все его желания и просьбы так или иначе реализуются, т.е. окружающие делают так, как он хочет, при этом максимально быстро. Полярная ситуация с педагогической запущенностью, когда с ребенком не занимаются и не разговаривают, то речь у него также не развивается, потому что ему элементарно не с кем поговорить.
Недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка. Это более тяжелый случай, потому что требуется коррекция речевой патологии с привлечением дополнительных (помимо логопеда) специалистов: детского психолога, невролога, сурдолога или сурдопедагога.
Существуют и другие возможные причины того, почему ребенок мало или вообще не говорит. Если отбросить анатомические причины (недоразвитие органов артикуляционного аппарата, проблемы со слухом), то можно выделить следующие факторы:
Речевой негативизм у ребенка. Если родители проявляют излишнюю настойчивость в своих попытках «разговорить» ребенка («повтори», «скажи»), то это может вызвать у него отрицание. В результате ребенок отказывается говорить не только по приказу, но и в повседневной жизни.
Неблагоприятная психологическая обстановка. Дети, как и взрослые, подвержены стрессу, поэтому отсутствие речи может быть следствием сильного испуга или даже ссор родителей (особенно в том случае, если они происходят на регулярной основе).
Билингвизм в семье. Если ребенок с раннего возраста слышит речь на двух разных языках, то ему требуется дополнительное время, чтобы отделить один язык от другого. Естественно, в таких условиях он может заговорить несколько позже.
Что нужно делать
Чтобы речевое развитие ребенка соответствовало норме, важно начинать заниматься с ним как можно раньше. С первых месяцев жизни важно разговаривать с ним, читать ему сказки и петь колыбельные. Во время занятий домашними делами, можно посадить ребенка в комнате с собой и вслух проговаривать то, что вы делаете.
Наиболее активный период становления речевой функции – от 1,5 до 5 лет, поэтому в это время необходимо наиболее активно участвовать в речевом развитии. Основной совет, который можно услышать – это больше разговаривать с ребенком, но важно делать это правильно.
Вот несколько основных рекомендаций:
- Разговаривать нужно своим обычным тембром, который знаком ребенку еще с тех пор, когда он находился в утробе.
- Важно разговаривать нормально, не «подделываясь» под детскую речь. Нельзя искажать слова, использовать вместо общепринятых слов звукоподражания и «детские» слова («бибика», «ляля», «бай-бай»), а также сюсюкать.
- Негативное влияние на речь оказывает употребление взрослыми слов с ласкательными или уменьшительными суффиксами. Разговаривать с ребенком нужно обычными словами, которые вы употребляете в повседневной жизни.
- Если ребенок произносит какие-то слова неправильно, то не нужно критиковать его или смеяться. Когда процесс формирования речевого аппарата еще не закончен, вообще не следует требовать правильного звукопроизношения от ребенка.
Что способствует скорейшему развитию речи
Научно доказано, что на кончиках пальцев расположены активные точки, которые связаны с речевыми центрами головного мозга. По этой причине крайне важно развитие мелкой моторики с помощью соответствующих упражнений:
Перебирание крупных бусин, нанизывание их на нитку. Игры с пирамидками и конструкторами также хорошо развивают мелкую моторику.
Застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков.
Можно делать ребенку массаж с помощью мячика-ежика.
Можно дать ребенка бумагу и сказать ему, чтобы он рвал ее на мелкие кусочки.
Чтобы не допустить задержки речевого развития, важно своевременно отучать ребенка от пустышки, от которой нужно полностью отказаться после двух лет. Это позволит сохранить правильный прикус и избежать проблем с речью.
Аналогичная ситуация с сосанием пальцев. Дело в том, что во время этого действия ребенок ощущает чувство успокоения, но по мере взросления ему необходимо познавать окружающим мир, быть более активным. Если он не избавиться от этих привычек, то он как бы автоматически возвращает себя в грудничковый период, что мешает ему нормально развиваться.
Отсутствие речи до определенного времени является показателем нормы. Помните, что все дети индивидуальны, и если ребенок пока еще не начал говорить, то это необязательно является признаком задержки речевого развития. Важно проявить терпение и продолжать заниматься с ним: разговаривать, спокойно и четко произнося слова, петь ему песни и потешки, читать сказки. Если же опасения все-таки присутствуют, то можно обратиться за консультацией к логопеду, неврологу или детскому психологу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Ребенок в мире творчества и творчество в жизни ребенка"
Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, побуждая к созиданию, поиск...
Консультация для родителей "Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка"
Консультация для родителей "Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка"...
Консультации для родителей: "Ребенок зимой", "Сензитивный период вашего ребенка" "Личный пример"
3 консультации: коротко, доступно и интересно. 1-Семь родительских заблуждений о морозной погоде (Как одевать малыша зимой, что делать , если замерзли руки и т.д.)2- Итальянский педагог Мария Мон...
Консультация для родителей: "Ребенок и дорога. Родитель - пример для ребенка".
Уважаемые мамы и папы! Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения!...
Консультации для родителей "Ребенок в больнице: как вести себя с ребенком в больнице"
Все мы обращаемся рано или поздно в больницу. Посещение врача в больнице зачастую для родителей и их ребенка является большим испытанием. И от того, как относится к посещению больницы мама, как ...
Консультация для родителей «Ребенок у экрана» Анкета для родителей «Ребенок у экрана»
Консультация для родителей «Ребенок у экрана» Анкета для родителей «Ребенок у экрана»В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как то...
Консультация для родителей «Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка?»
Консультация для родителей«Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка?»Многие мамы жалуются на проблемы с аппетитом у своих детей. Что делать, чтобы эти проблемы не возникали вообще...