Как научить ребенка классифицировать и обобщать?
методическая разработка (средняя группа)

Берендяева Екатерина Алиевна

Рекомендации по развитию мышления у дошкольников для родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umenie_klassifitsirovat_i_obobshchat.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребенка классифицировать и обобщать?

Умение классифицировать и обобщать - это важнейшие опции для развития высших психических функций ребенка. Без их развития невозможно успешное обучение в школе.

Как научить ребенка классифицировать и обобщать? С чего начать? И когда в норме ребенок овладевает этими операциями?

         Примерно с полутора лет формируются операции классификации и обобщения. Если ребенку показать картинку со знакомым предметом и предложить найти этот предмет, ребенок вам принесет то, что увидел на картинке. Поскольку ребенок мыслит в этот период больше правым полушарием, т.е. глобально, то и воспринимать будет увиденное точно так же. На картинке мячик, значит, ребенок принесет мячик. При этом абсолютно не учитывается ни размер, ни форма, ни цвет. Однако это уже первичное обобщение из серии "такой же" - важнейший этап развития мышления! Ребенок обработал двухмерное изображение и соотнес с реальным, затем выполнил просьбу.

Если развитие ребенка нарушается, то этот навык не закрепляется, а значит, его надо развивать.

Это будет первый этап. Мы находим такой же предмет без учета его формы, размера, цвета. Соотнесение двухмерного объекта с реальным. Если у ребенка имеются нарушения в развитии, начинать можно с картинок (две одинаковые картинки).

Давайте теперь вспомним, как ребенок познает мир в первый год жизни? Все верно, ртом. Этим нельзя пренебрегать, так как данный опыт дает нам понять, с чего начинать классификацию и обобщение, а именно с ФОРМЫ! Форму легче всего ощутить ртом. Ребенок понимает, что вот здесь есть углы, их много или мало, а вот у этой игрушки нет углов.

Второй этап -  классификация и обобщение по форме.  

Начинаем с самого простого: в эту корзинку кубики, в другую корзинку мячики. Сначала берем одного размера, затем, когда ребенок освоил данный навык, берем кубики/ мячики разного размера и все так же раскладываем их в две корзинки по форме. Для первого раза можно положить в корзинки по одному предмету для примера. После того, как ребенок научился классифицировать, начинаем обобщать: "Эти предметы - кубики, а те - мячики!" Кстати, когда ребенок обобщает, он учится выделять первичные сигнальные признаки, например, мячики разного размера все равно являются мячиками и они круглые!

Третий этап: классификация по цвету. Одновременно происходит обобщение и закрепление цвета. Главное правило в самом начале работы: НЕ использовать оттенки. Берем только основные цвета. Классифицировать и обобщать всегда начинаем с двух разных цветов, с усложнением добавляем новые цвета.

Следующий этап: классификация и обобщение по размеру. Все точно так же как и на предыдущем этапе, но уже понятие более абстрактное: больше-меньше. Если с формой и цветом более или менее все ясно, то понятия "большой" и "маленький" могут быть весьма субъективны, поэтому размер выбираем один большой и один маленький.

Самый последний и самый сложный этап: классификация и обобщение по сигнальным признакам. Сюда можно отнести большинство лексических тем: деревья, цветы, дикие/домашние животные и т.д. К этому этапу мы переходим только тогда, когда ребенок освоил предыдущие!

Необходимо помнить самое главное правило: сначала классифицируем, а потом обобщаем - не наоборот!  Ребенок должен понять, почему предметы мы раскладываем в разные корзинки.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему с...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ ЦИФР, а может и некоторые родители научаться

Отличный способ вызвать у детей интерес одновременно к математике и творчеству — предложить им рисовать с помощью цифр, дополняя их различными линиями. Это довольно легко, поэтому с такой задачей спра...

"Научить ребенка рисовать, значит научить ребенка познавать мир"

Роль взрослого в формировании творческой личности предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных ви...

Рекомендации родителям «Чему необходимо научить ребенка» 25 полезных вещей, которым мы можем научить детей.

Рекомендации родителям«Чему необходимо научить ребенка»25 полезных вещей, которым мы можем научить детей....