Консультация для родителей и педагогов: «Как предупредить расстройство речи»
консультация
Консультация: "Как предупредить расстройство речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_predupredit_rasstroystvo_rechi.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей и педагогов
«Как предупредить расстройство речи»
Ребенок одинаково подражает хорошему и плохому: четкому, красивому произношению и неправильной, косноязычной, торопливой речи. Отсюда понятно, какое исключительное значение имеет речь окружающих, в первую очередь матери, для развития детской речи.
При детях следует говорить четко, неторопливо, ритмично.
Всякое общение с маленьким ребенком должно сопровождаться разговором.
Не следует молча одевать и кормить малыша, укладывать его спать; необходимо пояснять эти действия, называть предметы, которыми пользуются, и так далее.
С ребятами постарше также нужно чаще беседовать, толково отвечать на их вопросы, читать вслух, помогать им заучивать стихи. Это не только улучшает речь, но и развивает детей, обогащает их запас слов, приучает грамматически правильно
выражать свои мысли.
Не менее важное значение для нормального развития детской речи имеет здоровое состояние, полноценная деятельность всех органов, участвующих в произношении слов. Так, если ребенок не слышит или плохо различает звуки, он и произносить их не будет или исказит. Если челюсти спереди или с боков не смыкаются или одна из челюстей резко выступает вперед, произношение иногда будет нечетким. При расщелинах неба, аденоидных разращениях голос звучит гнусаво. Родители должны вовремя заметить тот или иной недостаток и сразу же обратиться к врачу.
Частые простуды, заболевание горла могут повести к потере чистоты звучания голоса; длительный насморк нередко ведет к понижению слуха и т. д. Этого можно избегнуть, если сызмала закалять детей, приучать их следить за чистотой ушей,
полости рта, носа.
Развитие детской речи проходит в определенной последовательности. Большую роль в формировании произношения играет лепет, который появляется у ребенка к концу первого полугодия жизни. Необходимо всемерно поощрять инстинктивное стремление ребенка к лепету - «подбрасывать» ему для подражания четкие звуковые сочетания, наиболее частые в русском языке. Если ребенок долго не начинает лепетать или лепет преждевременно прекратился, надо срочно проверить слух младенца, так как это иногда является первым признаком ранней глухоты.
В два-три года ребенок уже говорит, правда, не всегда четко. Но с окружающими он все же в основном общается с помощью членораздельной речи. Если к этому возрасту ребенок не научился говорить, произносит всего несколько слов, особенно, если он плохо понимает то, что ему говорят, - это сигнал о неблагополучии. Здесь нужна неотложная помощь врача-специалиста.
Необходимо иметь в виду, что неполноценная речь задерживает умственное развитие ребенка, вредно отражается на его характере и поведении.
В раннем детстве все косноязычат, то есть неправильно, нечетко произносят отдельные звуки. При разговоре с ребенком надо учитывать особенности его произношения. Так, если малыш говорит нечетко, взрослым следует старательно отчеканивать звуки. Если ребенок торопится, надо говорить с ним замедленно. Иногда замечается какая-то скованная речь, будто «язык с трудом ворочается во рту». В таких случаях родителям рекомендуется говорить несколько быстрее. Некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Важно вовремя обратить внимание на этот недостаток и в своей собственной речи следить за четкостью произношения именно этих звуков.
Потрясение нервной системы неблагоприятно отражается и на речи детей. Поэтому исключительно большое значение имеет ровное, спокойное, доброжелательное отношение к ним окружающих. Необходимо ограждать ребенка от всяких насмешек и передразниваний. Окрики, угрозы, наказания с целью заставить правильно говорить, отучить от дурной привычки проглатывать звуки дают обратные результаты: речь ухудшается, недостатки в ней закрепляются, ребенок становится озлобленным, запуганным.
Несдержанность взрослых, частые ссоры в семье вредно отражаются на нервной системе детей и могут явиться причиной заикания. Оно появляется обычно в возрасте двух с половиной-четырех лет, когда только складываются и развиваются навыки речи. Отдельные, неярко выраженные признаки будущей тяжелой болезни: небольшая запинка, повторение первых слогов, неуместный разрыв слов, нетерпеливый жест, легкое покраснение - могут на первых порах остаться незамеченными. В этом кроется опасность, поскольку заикание со временем приобретает все более тяжелый и сложный характер. Мимолетные запинки превращаются в тягучую задержку произношения, беглая гримаска, нетерпеливый жест часто повторяются, становятся уродливыми. Связанные с заиканием мучительные переживания, которые еще более усиливаются из-за насмешек сверстников и неразумных окриков старших, порождают непреодолимое чувство страха перед необходимостью говорить.
Нередко причиной заикания бывает сильный испуг. Тогда оно сразу проявляется очень бурно и сочетается с расстройством всей нервной деятельности ребенка. Если своевременно принять меры, такое состояние может пройти бесследно. Для этого рекомендуется немедленно уложить ребенка в постель и постараться, чтобы он побольше молчал. Однако запрещать разговаривать нельзя, лучше отвлекать его играми, очень медленно, чуть напевно читать вслух, рассказывать. Свою речь ребенок должен начинать в таком же ритме. Пока не пройдет острый период (две-три недели), не следует допускать к больному детей. Позже желательно подобрать товарищей с хорошей речью, спокойных, добродушных, поскольку всякое возбуждение, раздражение может вновь вызвать сильное заикание. Чрезвычайно важно, чтобы заикающийся не сосредоточивал внимание на своем недостатке. Ребенка обязательно надо держать под наблюдением врача и соблюдать рекомендованный им режим.
Правильным воспитанием можно предупредить расстройства речи, если они не являются результатом тяжелых заболеваний мозга (менингита и тому подобных). В последнем случае требуется длительное и настойчивое лечение, которое нередко значительно улучшает речь у таких тяжелобольных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителеей "Возрастные особенности детей 6-7 лет. Гтовность к школе."
Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность ег...
Консультация для родителеей
Консультация "Взаимодействие педагогв и семьи в познавательно - речевом развитии детей" поможет родителям в работе с детьми по развитию словаря....
Консультация для родителеей "Дорожная азбука"
Информация для родителей по расширению возможностей семьи в обучении дошкольников правилам поведения на дороге с целью предупреждения ДТП с участием детей....
Консультация для дошкольных педагогов "Развитие просодической стороны речи у дошкольников" (Предупреждение её нарушений. Упражнения в работе над просодикой)
Всё чаще у детей наряду с различными речевыми нарушениями наблюдается и нарушение просодических компонентов речи. Просодика-интонационно-выразительная окраска речи.Из представленного материала м...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»
Пение и музыка являются самыми приятными для детей способами обучения. Я считаю, что они очень важны для развития и закрепления навыков счета и письма, так как одновременно сочетают в себе и удовольст...