Всеобуч "Нейроигры в условиях семьи и дома"
консультация

Терентьева Мария Александровна

Здравствуйте, уважаемые родители воспитанников детского сада №200. Сегодня в рамках родительского всеобуча мы познакомим вас с несколькими полезными нейропсихологическими играми, в которые вы можете играть с детьми дома, развивая мозговую деятельность ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 200» Г. ОРЕНБУРГА

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОАУ № 200

____________И.П. Данилова

 приказ от __________ № ___

 

«ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР В

УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И ДОМА»

 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА

Выполнил:

Терентьева Мария Александровна –

Педагог-психолог МДОАУ № 200

г. Оренбурга

Бутусова Светлана Павловна –

Учитель-дефектолог МДОАУ № 200

г. Оренбурга

Рыбина Наталья Владимировна –

Учитель-логопед МДОАУ № 200

г. Оренбурга

Оренбург, 2022

Здравствуйте, уважаемые родители воспитанников детского сада №200. Сегодня в рамках родительского всеобуча мы познакомим вас с несколькими полезными нейропсихологическими играми, в которые вы можете играть с детьми дома, развивая мозговую деятельность ребенка.

Играйте с детьми в нейроигры, если вы хотите:

- чтобы ребенок развивался по возрасту;

- чтобы ребенок рано заговорил, выразительно читал стихотворения;

- чтобы ребенок быстро всему учился;

- чтобы ребенок был послушным;

Чтобы увидеть результаты, играйте с ребенком каждый день. Уделяйте играм от 5 до 7 минут в день.

Игры с маленьким мячом (предложены по мере усложнения)

- прокатывание одного мяча от ребенка ко взрослому;

- передача одного мяча из рук ребенка ко взрослому;

- передача мяча левой рукой в правую руку напарника (зеркально) и обратно, затем другой рукой;

- прокатывание одновременно двух мячей от ребенка ко взрослому;

- взаимное прокатывание двух мячей, одновременно катают свой мяч напарнику и ловят мяч, который прикатился от напарника;

- передача сразу двух мячей из рук ребенка ко взрослому;

- перекрестная передача сразу двух мячей из рук ребенка ко взрослому (передающий скрещивает руки в ходе передачи мяча);

- зеркальная передача мяча (у каждого участника мяч в правой руке, в паре одновременно передают мяч в свободную руку напарника – в левую, затем действия совершаются другой рукой).

Игра «Кулачок — ладошка» 

Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу – ладошка. Движения сопровождаются стихотворением:

На поляне большой

Стоит печка с трубой.

Игра «Оладушки»

Одна рука лежит на столе ладонью вниз, другая ладонью вверх. Происходить смена положения рук. Ребенок действует, подражая взрослому.

Игра «Ухо-нос»

Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо.

Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

Игра «Капитан». 

Правую ладонь прямую приставьте к голове, левую руку одновременно вытяните вперед и покажите большой палец вверх («класс»). Затем поменяйте руки. Повторите несколько раз.

Игра «Ладушки» 

Ребенок в паре со взрослым совершает поочередно хлопки своими ладонями, хлопок правой ладошкой по левой ладони напарника, хлопок своими ладонями, хлопок левой ладошкой по правой ладони напарника, снова хлопок своими ладонями и затем прямой хлопок по ладоням напарника (зеркально). Одновременно произносятся слова потешки:

— Ладушки вы, ладушки.

— Где были?

— У бабушки.

— А что ели?

— Кашку.

— А что пили?

— Бражку.

— Попили? Поели?

Кыш, полетели (поднимаем руки высоко над головой)

На головку сели (касаемся руками головы)

Игра «Накорми лялю»

Для этой игры потребуются следующие атрибуты: две миски, фасоль или горох, ложки разного объема (столовая, десертная, чайная, кофейная), куклы.

Вариант № 1

Пересыпание гороха и фасоли ложками из одной мисочки в другую. 

Начинаем с минимального объема 4 ложки и в течении 1-2 недель доводим до 8 ложек (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению)

Вариант № 2

Ляли хотят кушать, давай их накормим. Сначала взрослый показывает образец выполнения, а затем просит ребёнка: - А теперь ты!

Важно не просыпать крупу мимо чашки и выполнить игровую задачу до конца!

Далее задачу можно усложнить: увеличить расстояние между мисочками, заменить ложку на ложку меньшего объема.

Игра «Схвати предмет»

Потребуются различные предметы (в данном случае игрушки) небольшого размера.

Педагог расставляет на столе различные предметы и просит ребенка быстро взять тот предмет, который он назовет.

Игра «Класс – заяц»

Для данной игры атрибуты не нужны. Ребенок левой рукой показывает «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.

Упражнение «Нейропризнаки»

Одновременно двумя руками находим одной рукой все красные объекты и зачеркиваем их линией. А другой рукой находим все желтые объекты и обводим их.

Игра «Мемори тренажер»

При работе с данным тренажером происходит синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей, оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.

Педагог и ребенок располагаются на ковре лицом друг к другу. Перед каждым расположен коврик из листов цветной бумаги.

Исходное положение: обе руки на белом листе. Педагог дотрагивается до листов разного цвета. Задача ребенка повторить (усложняем задачу, увеличивая количество действий).

Можно проговаривать названия цвета.

Игра «Разноцветные башни»

Предложить ребенку нанизывать бусы на шпажки сначала правой рукой, затем левой, обеими руками в случайном порядке или по образцу, соблюдая определенную последовательность в выборе цвета.

Упражнение «Умные дорожки»

Упражнение «Умные дорожки» способствует развитию зрительно-моторной координации, цветовосприятия, системы глаз-рука.

На листе бумаги рисуем дорожки с одной стороны листа до другого, дорожки соединяют круги одного цвета. Ребенку предлагается провести крышку по дорожке пройдя к другому краю листа.  

Варианты усложнения: для разного возраста могут применяться различные категории (овощи, фрукты, животные и т. д). Для старшего возраста могут быть запутанные дорожки.

Игра «Забавные палочки»

Педагог просит выкладывать одновременно двумя   руками фигуры, объекты, ряды (по схеме и инструкции).

Дети, сидя за рабочим местом, выполняют задание обеими руками одновременно. 

Упражнение «Игры с пластилином»

Педагог просит ребенка одновременно каждой рукой скатать шар, раскатать палочки, выполнять надавливание на шар. Затем можно сложить или выполнить простые рисунки и объекты.  

Например: пирамидка и снеговик (каждая рука свой объект), затем можно сравнить два объекта.

Игра «Волшебные обводилки»

Улучшить взаимодействие между полушариями поможет рисование обеими руками.

Прописи с игровыми заданиями, в которых нужно раскрашивать, штриховать, обводить рисунки левой и правой рукой поочередно или одновременно.

Комплект коррекционно-развивающих материалов пособия Г.М. Зегебарт «Волшебные обводилки».

Ребенок обводит рисунок левой и правой рукой одновременно. Выполнять упражнения по этим рисункам рекомендуется с детьми 5 – 6 летнего возраста.        

Упражнение «Рисование двумя руками»

Ребёнок рисует двумя руками одновременно по образцу или устной инструкции взрослого.  

Чёрной стрелкой указано направление рисования левой рукой, серой — правой рукой.

Упражнение «Зеркальное рисование»

Ребенку дается рисунок в перевернутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста.

Ребенку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевернутый.

Второй вариант этого упражнения:

Проведите линию на полу или столе с помощью скотча. Затем с помощью палочек на одной стороне ленты выложите узоры, которые должны быть воспроизведены ребенком в виде отражения на другой стороне линии.

Игра «Кулак – ладонь - ребро»

Педагог показывает ребенку кулак, ладонь, ребро ладони и просит повторять за ним. После команд педагога в произвольной последовательности дети меняют позиции рук, следуя исключительно командам педагога, а не его движениям, так как педагог может намеренно «путать» детей несоответствием своих движений и команд.

 Игра «Классики для пальчиков»

Оборудование: дорожки для левой и правой руки.  

Ход игры: задача ребенка пройти классики одновременно двумя руками.

Игра «Покажи одновременно двумя руками»

Оборудование: набор карточек для левой и правой руки  

Ход игры: Педагог называет цвета, формы, предмет, цифру задача ребенка быстро показывать одновременно двумя руками.

Упражнение «Скоросчёт»  

Описание: необходимо работать одновременно двумя руками. Соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.

Возраст: от 6 лет

Упражнения «Кристальная пирамида»  

Материал: шаблон треугольника, расчерченный на фрагменты («кристаллики»), и образец, в котором несколько «кристалликов» закрашено. Образец подбирается в зависимости от возраста и подготовленности ребёнка.

Ход: Ребёнок должен закрасить карандашом части кристальной пирамиды так, чтобы получилось, как на образце.

Результативность занятий зависит от системности их проведения. С каждым днем задания могут усложняться, увеличиваться в объеме; может повышаться и их темп.  

 

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение нейропсихологических упражнений позволит добиться положительных результатов:

- Улучшится память, внимание, речь, усовершенствуются пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снизится утомляемость.

– Дети будут включаются в деятельность более активно, лучше воспринимать информацию.

– Качество двигательных навыков станет значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократятся.

– Выполнение упражнений доставит детям удовольствие, зарядит их энергией и позитивом, повысит работоспособность.

Мир нейропсихологических игр богат и разнообразен. Это не новое слово в науке воспитания и образования. Но если раньше подобные упражнения рекомендовались только для детей с нарушениями психофизиологического развития, то сегодня специалисты говорят о необходимости таких занятий для всех детей.

Уважаемые коллеги, старайтесь избегать директивного тона во время игр. Пусть ваша игра будет весёлой, лёгкой и интересной для ребёнка. Покажите малышу как надо выполнять упражнение с улыбкой, весело. Если он не хочет - не заставляйте. Подождите, пока у ребёнка будет хорошее настроение или предложите ему игру, когда он заскучает. Помните, что "заразить можно только тем, чем болеешь".

Список литературы

  1. Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. 2-е изд. — М.: Генезис, 2010. — 32 с: ил. — (Учение без мучения).
  2. Иванникова Н. В. Картотека Кинезиологические сказки и упражнения. Электронный источник:  https://nsportal.ru/user/778168/page/v-razrabotke 
  3. Кравченко Л. Как развивать у детей межполушарное взаимодействие//Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2019. - №6. – с.43-50
  4. Логовик И.А., Буянова Ю.В. Нейроигры в режимных моментах ДОУ. Выступление на ГМО. Электронный источник: https://www.youtube.com/watch?v=IHc399mtgiM
  5. Праведникова, И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения / Ирина Праведникова. — М.: АЙРИС-пресс , 2018. — 112 с: ил.
  6. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О, П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. Рязань, 2012.
  7. Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М.: Генезис, 2007. — 474 с.
  8. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 48 с.
  9. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. Москва, 2003 г.
  10. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2014.
  11. Трясорукова Т. П. « Развитие межполушарного взаимодействия у детей : нейродинамическая гимнастика» /— Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2019. — 32 с. : ил. — (Школа развития).
  12. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Москва, 1987 год
  13. Цветкова Л.С. «Методика нейропсихологической диагностики детей». Москва, 2000 г.

Интернет ресурсы

Игра «Воинское приветствие»

https://vk.com/im?sel=68489827&z=video-99501776_456239961%2F492f4e16cc112c53ef%2Fpl_post_-99501776_18530

Игра с дощечкой  

https://vk.com/im?sel=68489827&z=video-111129801_456241633%2F7217146a0b76d785b9%2Fpl_post_-111129801_12067

Веселые ладошки https://vk.com/video/@id88594568?z=video149095136_456239322%2Fpl_88594568_-2

Муха-Цокотуха

https://vk.com/video/@id88594568?z=video-167966524_456239067%2Fpl_88594568_-2 

Нейромоторика

https://vk.com/feed?q=%23%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0§ion=search

Веселые пальчики

https://vk.com/im?sel=68489827&z=video-149464150_456239593%2Fe3b66548a8b9297883

Игра «Охотник»

https://vk.com/im?sel=68489827&z=video-111129801_456243778%2Fa0d8fa826be506a685


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальное исследование по теме: «Формирование просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста в условиях коррекционного детского дома».

    В данной работе, представлена система логопедической работы по формированию просодической стороны речи детей дошкольников в условиях детского дома. Для  проведения данной раб...

«Развитие речи детей в условиях ДОУ и дома"

«Развитие речи детей в условиях ДОУ и дома"...

Центр творчества в домашних условиях, или рисуем дома с мамой.

Если вы задаетесь вопросом, как развить в ребенке интерес к творчеству, как помочь ему преодолеть некоторые трудности, или как вести себя, если у ребенка что-то не получается - то этот материал для ва...

Семинар для родителей на тему: «Воспитание у детей любви к родному дому в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных тем на сегодня. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском гос...

СЕМИНАР для педагогов Тема: «Воспитание у детей любви к родному дому в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения»

Вопросы для обсуждения1.  Развитие    привязанности    и    любви    к родному дому — начальная ступень патриоти­ческого восп...

Создание условий для развития творческой деятельности дошкольника в условиях семьи

 В статье "Создание условий для развития творческой деятельности дошкольника в условиях семьи" даются рекомендации для родителей по организации творческой деятельности дошко...

Консультация "Нейропсихологические игры для развития дошкольника в условиях семьи и дома"

Уважаемые родители, вы можете дома играть с детьми в эти несложные нейропсихологические игры, которые помогают всесторонне развивать ребёнка, способствовать формированию умений и навыков необходимых д...