Консультации для родителей. "Домашняя игротека развивающих игр"
консультация

Наталья Александровна Михайлова

Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра является основным видом деятельности, она имеет особое значение во всестороннем развитии и воспитании при целенаправленном и умелом руководстве взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dom.igra_.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

                 Консультация  для родителей:

   «Домашняя игротека развивающих игр».

Цель:

Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра является основным видом деятельности, она имеет особое значение во всестороннем развитии и воспитании при целенаправленном и умелом руководстве взрослого.

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка.

Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре»

                                                                                              А. С. Макаренко.

Выступление педагога.

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие.

У вас растет ребенок, и вы, конечно, стараетесь пристально следить за его развитием, радуетесь его успехам, огорчаетесь неудачам. Вам хочется, чтобы ваш ребенок вырос не только здоровым, но и умел в полном объеме производить умственные действия, а основой их являются нервно-психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь. И наступает момент, когда для полноценного развития вашего малыша необходимы систематизированные и обобщенные знания.

Но для того, чтобы эти знания способствовали развитию ребенка, обучение должно проводиться с опорой на игру, так как в дошкольном возрасте это ведущий вид деятельности. Через игру ребенок осваивает окружающий мир. И, что немаловажно, в данной системе обучения - обучения через игру - не существует жестких нормативов для каждой игры, например, выполнить данное задание с первого раза или с пятого, воспользоваться помощью взрослого один или десять раз. Главная цель - заинтересовать ребенка такой деятельностью.

Но все дети разные, семьи разные, условия развития разные. Само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Важнее, как ребенок умеет ими пользоваться, применяя их. Для успешной подготовки к обучению в школе очень важны основные психические процессы (внимание, память, восприятие, воображение, мышление, речь).

А если эти познавательные процессы не развиты до 7 лет, то и в школе у детей чаще всего проявляются трудности в обучении. Вот почему мы хотели бы заострить ваше внимание на этой проблеме.

От Вас, родители, требуется одно - запомнить, что ИГРА - это своеобразный ключ в их руках, ключ в организации воспитания и развития ребенка.

                         Физкультминутка для родителей.

Педагог: -Давайте вспомним сигналы светофора. Что означает красный свет? Желтый? Зеленый? Молодцы, а теперь превратимся в светофор. Заодно проверим ваше внимание. Если я говорю: «Зеленый» - вы топаете ногами; «Желтый» - хлопаете в ладоши; «Красный» - тишина. А я буду неисправным светофором и стану показывать иногда неправильные сигналы.

                                  Развивающие игры:

                                        «Внимание»

Как показывает практика, одной из актуальных проблем для обучения является проблема развития внимания. Рассмотрим, что такое внимание, каковы его виды и свойства.

Внимание - форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на какой-либо объект. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Результатом внимания является улучшение любой деятельности, которой оно сопутствует.

Выделяют 3 основных вида внимания:

Объем внимания определяется тем, сколько объектов ребенок может воспринимать, охватить в короткий промежуток времени.

Устойчивость внимания - способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.

Распределение внимания - умение выполнить несколько видов деятельности одновременно.

Итак, давайте поиграем в игры и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях, для развития внимания вашего ребенка.

                                «Что изменилось?»

Цель: развивать произвольное внимание.

На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?

                               «Четвертый лишний»

Цель: развивать концентрацию, распределение внимания.

Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?

                                        «Нарисуй»

Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.

Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).

А также вы можете дома заниматься с ребенком:

- раскрашивание по образцу (штриховка в определенном направлении) и рисование элементарных узоров по образцу:

- выкладывание из счетных палочек (спичек) фигур, предметов по образцу:

- играми на развитие зрительного и слухового внимания: 

«Чем отличаются 2 картинки?»«Что изменилось в комнате?»«Слушай хлопки».

                         Физкультминутка для родителей 

                                         «Буратино»

Буратино потянулся - раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел, видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать, на носочки надо встать.

(родители выполняют движения по образцу педагога).

                                        «Память»

А теперь речь пойдет о памяти человека. Человек получает за свою жизнь огромное количество информации. Однако, большую половину узнанного забывает. Люди мирятся с этим, считая, что «хорошая память либо есть, либо ее нет. И тут уж ничего не поделаешь». Но, оказывается, что это совсем не так.

Память - один из важнейших психических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. К моменту поступления в школу у ребенка должны быть развиты все виды памяти.

Таким образом, память - фундамент развития человека в целом, и если у ребенка с нарушениями в развитии есть отклонения в процессах памяти, наша с вами задача вести коррекционную работу на ее развитие.

Мы предлагаем для вас несколько игр и упражнений для занятий в домашних условиях, в свободное время, по дороге домой или в детский сад.

                                           «Картинки»

Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).

Инструкция. Сейчас буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет (время показа 1-2 секунды). А теперь назовите предметы, которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.

                                             «Игра в слова»

Цель: развитие слуховой памяти.

Инструкция:

- Я назову несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….

Попросить повторить через 15-20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:

- мальчик устал                                                                                                          - девочка плачет

- папа читает

- мама готовит

- бабушка отдыхает

Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении слов фразы, которые ему называют, дайте ему лист бумаги и карандаш и предложите схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.

                                 «Угадай, что я загадал?»

Цель: развивать образную память, речь.

Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. 

Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.

Также вы можете использовать для развития памяти следующие игры и упражнения:

- заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок и т. п.

«Добавь словечко»«Слушай и рисуй»

«Что изменилось?»«Расставь точки»«Нарисуй такой же предмет»

«Отгадай на ощупь»«Чудесный мешочек».

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что желаемый эффект не достигается после одного - двух занятий. Чтобы появился устойчивый результат, необходимо проводить их регулярно, как минимум в течение месяца-двух. Для таких занятий лучше использовать часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот момент ребенку самому хотелось заниматься, поэтому не навязывайте ему свои желания и не превращайте игру в скучный урок.

Итак, внимание и память можно и необходимо тренировать, вместе с тем необходимо учитывать, что нарушения этих психических процессов может быть связано с особенностями функционирования нервной системы ребенка (гиперактивность, ППЦНС и др.) или с его общим физическим состоянием.

Таким образом, хочется сказать, что самое главное любые игровые взаимоотношения сближают, помогают установить контакт, открывают родителям доступ к самым сокровенным тайнам детской души. А наши дети, как никто другой требуют особой помощи от взрослых. И наша задача обеспечить им наиболее полноценное развитие, как в детском саду, так и дома.

                     Игры на развитие мышления

                                                «Да-нет-ка»

Цель: научиться задавать вопросы, развить умение слушать и внимательность.

Как играть: воспитатель загадывает слово, а дети должны отгадать его помощью вопросов, на которые можно ответить только "да" или "нет".

«Визуальная да-нет-ка»

Цель: научиться задавать вопросы, развить умение слушать и внимательность.

Как играть: воспитатель раскладывает на столе игрушки или картинки. Затем загадывает игрушку или картинку. Задача детей – отгадать, что загадал воспитатель, с помощью вопросов, на которые можно ответить только "да" или "нет".

                                       «Разложи по группам»

Цель: развитие способности классифицировать предметы по характерным признакам и особенностям применения. Развитие коммуникативных навыков, умения объяснять свою позицию и аргументировать ее. Развитие у детей умения объяснять, по какой причине они приходят к такому-то выводу, если остальные дети с этим не согласны.

До начала игры необходимо подготовить множество карточек с изображениями разных предметов.

Как играть: воспитатель раскладывает на столе много карточек, на которых изображены люди, животные, транспорт, природа, кухонные приборы и т.д. Помните, что карточек должно быть как можно больше. Задача игроков в том, чтобы распределить карточки по тематическим группам. Такими группами могут быть: животные, растения, автомобили, самолеты, письменные принадлежности, книги и т.п. В конце игры не должно не остаться ни одной карточки без группы.

                                         «Бывает и не бывает»

Цель: развитие умения быстро оценивать правильность озвученных фраз и их соответствие настоящему положению дел. Развитие логического мышления.

Как играть: Воспитатель озвучивает игрокам разные ситуации, которые либо могут происходить в реальной жизни, либо оказываются совершенно фантастическими (лучше подготовить несколько десятков ситуаций заранее).  Игроку нужно ответить: «Бывает» или «Не бывает», решение он должен принять быстро.

Вот несколько примеров таких ситуаций:

    папа идет с работы;

    дерево варит кашу;

    бабушка печет пирожки;

    ручка смотрит телевизор;

    кошка играет с мышкой;

    подушка зевает и т.д.

                                          «Скажи наоборот»

Цель: развитие логического мышления, формирование и расширение словарного запаса.

Как играть: Воспитатель называет игрокам любое прилагательное. Игроки должны называть противоположные слова – антонимы. К примеру:

    медленный – быстрый;

    тонкий – толстый;

    белый – черный;

    сухой – мокрый и т.д.

                                         «Третий – лишний»

Цель: научиться классифицировать предметы по признакам и их особенностям.

Как играть: ведущий называет игрокам три слова (или показывает три карточки), одно среди которых лишнее. К примеру, такие слова:

    дождь, снег, бумага;

    море, песок, зонтик;

    утро, вечер, 56;

    дыня, яблоко, стакан

Задание игроков состоит в том, чтобы определить, как связаны между собой два из трех объектов и выбрать третий объект, являющийся лишним. Когда игроки освоят правила игры, можно дать им задание самим придумывать тройки слов или составлять тройки картинок.

                                   «Сундук с сокровищами»

Цель: развить воображение.

Как играть: воспитатель кладет в сумку любую вещь. Задача ребенка – отгадать, что находится в сумке, лишь щупая его.

                                    «Что сначала, а что потом»

Цель: научиться располагать картинки в правильной последовательности.

Как играть: воспитатель кладет картинки на стол в произвольном порядке и говорит, что если положить эти картинки в определенной последовательности, получится целая история. Ребята должны положить картинки так, как считают нужным. В конце можно предложить детям пересказать сюжет их картинок.

                     Игры на развитие памяти

                                           «Карлсон расшалился»

Цель: развить зрительную память.

Как играть: поставьте на стол три-четыре игрушки. ребенок должен смотреть на них одну минуту. Затем ему нужно отвернуться, а вам – перемешать все игрушки, сказав, что Карлсон расшалился, все игрушки перемешал и улетел.

Когда ребенку станет легко справляться с заданием, увеличьте количество игрушек.

                                               «Супермаркет»

Цель: развить слуховую память.

Как играть: представьте, что отправляете малыша за покупками. Назовите ребенку пять вещей, которые нужно купить. Задача – повторить эти пять вещей.

                                              «Запоминай-ка»

Цель: развить зрительную память.

Как играть: разложите на столе пять-шесть картинок с предметами (яблоко, машинка, солнышко). Пусть ребенок смотрит на них две минуты. Затем уберите 1 картинку и попросите ребенка назвать какой картинки не хватает.

Игры на развитие внимания

                                          «Раз, два, три – говори!»

Как играть: воспитатель показывает картинку и предлагает детям подумать, что изображено на ней. Назвать предмет можно только после того, как воспитатель скажет:" Раз, два, три (здесь нужно выдержать паузу) – говори!" Кто скажет первым, тот и победил. В качестве поощрения можно давать фишки.

                                           «Слово на одну букву»

Как играть: воспитатель называет букву, а дети по очереди должны называть слово на эту букву.

"Запретная цифра"

Как играть: дети становятся в круг. Каждый называет цифру по очереди: 1, 2, 3… как только до малыша с цифрой 4 доходит очередь, он должен хлопнуть в ладоши, а не назвать ее. Назвав цифру, он выходит из игры.

                                                      «Тень»

Как играть: выбирается "путешественник" и его "тень". Путешественник должен идти и совершать какие-то движения (собирать ягоды, смотреть вдаль, прыгать на одной ноге), а тень должна повторять за ним все движения.

                                                  «Топ-хлоп»

Как играть: воспитатель произносит фразу. Если она верная ("Зимой идет снег"), дети должны хлопать, если неверная ("Арбуз – это фрукт") – топать.

                                          «Карлики и великаны»

Как играть: воспитатель называет слова "карлики" и "великаны". При слове "карлики" дети должны приседать, при слове "великаны" – вставать.

                                            «Что изменилось?»

Как играть: дети должны запомнить внешность одного ребенка. Затем он выходит из комнаты и что-то меняет в своей внешности (воспитатель может помочь ему в этом). Дети должны угадать, что изменилось во внешности вошедшего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей " Домашняя игротека для детей и их родителей".

Вся семья испытывает дефицит времени общения с ребенком. Где взять это время, когда маме успеть поиграть или позаниматься с ребеком  итересным  делом, если ее ждет уборка, стирка? А ведь все...

Консультация для родителей: "Домашняя игротека для детей и родителей"

laquo;Игра имеет важное значение в жизни ребенка...Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре»...

Консультация для родителей "Домашняя игротека для детей и родителей"!

Игра имеет важное значение для ребенка. Она является его жизненной потребностью и средством всестороннего развития.В игре дети становятся деятельными, радуются, смеются. Имея возможность действовать с...

Консультация для родителей «Домашняя игротека для детей и их родителей».

laquo;Домашняя игротека для детей и их родителей».  ...

Консультация для родителей «Домашняя игротека для детей и их родителей».

Мир так широк и многогранен, что ребенку необходим проводник, который вовремя направит его, подскажет, поможет. Самым первым проводником ребенка становятся его родители....