Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики по лексическим темам
картотека (старшая, подготовительная группа)

Сологубова Ольга Викторовна

Мелкая моторика включает в себя движение мелких мышц, которые управляются мозгом вашего ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики

по лексическим темам

«Овощи – фрукты»

«У Лариски две редиски»

У Лариски - 2 редиски,

У Алёшки - 2 картошки,

У Серёжки – сорванца,

Два зелёных огурца,

А у Вовки - 2 морковки.

Да ещё у Петьки - 2 хвостатых редьки.

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим,

(резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз)

Мы морковку трём, трём,

(пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим, солим,

(движения пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки)

Мы капусту жмём, жмём,

(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки)

В банки набиваем,

(имитация накладывание в банки)

Крышкой закрываем,

(имитация закрывания крышкой)

И на полочку ставим.

(тянемся на носочках к верхней полочке).

«Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много, вот.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот.                Угостим честной народ.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.

Ох!..

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужнее на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка и свёкла?

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком эти крошить начала

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.

Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.

Ох!..

И суп овощной оказался не плох!

«Игрушки»

«Заводные игрушки»

Посмотрите, в магазине

Широко развести руки в стороны

Все игрушки на витрине:

Заводные зайчики

Куколки и мячики,

Повороты вправо-влево с вытянутыми руками

Пушистые котята,

Матрёшки, медвежата –

Все на полочках сидят

Присесть

С нами поиграть хотят.

Прыжок

«Пирамидка»

Вот большая пирамидка         (потянуться вверх)

И весёлый мячик звонкий      (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый     (шаги на месте)

Все живут в большой коробке  (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать       (руку под щёку, закрыть глаза)

Начинают все играть             (изобразить любое движение)

«Грибы-ягоды»

«Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

«Гномы и грибы».

Утром гномы в лес пошли.

 (шаг на месте)

По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)

А за ним-то раз, два, три – (наклоны туловища из стороны в сторону)

Показались ещё три! ( руки вперед, затем в сторону)

И пока грибы срывали, (наклоны вперед, руки к полу)

Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)

Побежали, заспешили (бег на месте)

И грибы все уронили! (присесть)

«Ягоды»

С веток ягоды снимаю

И лукошко собираю.

Ягод – полное лукошко!

Я попробую немножко,

Я поем ещё чуть-чуть,

Легче будет к дому путь.

Я поем ещё малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять –

Буду снова собирать.

«Лесные ягоды»

Мы по лесу шли, шли, шли,

Земляничку нашли.

Сели, съели, дальше пошли.

Мы по лесу шли, шли, шли

И малину нашли.

Присядем на полянке и споём песенку.

«Хлеб и хлебобулочные изделия»

Муку в тесто замесили,

(показываем, как месим тесто)

А из теста мы слепили:

(показываем, как лепим пироги)

Пирожки и плюшки,

(поочерёдно сгибаем пальцы)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Все мы испечём в печи.

(хлопаем в ладоши)

Очень вкусно!

(вытягиваем руки вперед)

Мы печем пшеничные

Пироги отличные

(дети «пекут» пирожки)

Кто придет к нам пробовать

Пироги пшеничные?

(поднимают вверх плечи, развести руки в стороны)

Мама, папа, брат, сестра

(загибают на руке пальцы, начиная с мизинца)

Пес лохматый со двора,

И другие, все, кто может

(«зовут» руками)

Пусть приходят с ними тоже.

(вытягивают руки вперед, слегка наклонившись)

Тесто замесили мы,

(разминают пальцами бедра)

Сахар не забыли мы.

(быстро перебирают пальчиками («сыплют сахар»))

Пироги пшеничные

(прижимают не плотно ладони друг к другу, показывая пирожок)

В печку посадили мы

(вытягивают прямые руки вперед)

Печка весело горит

(быстро шевелят пальцами, поднимая и опуская руки)

Наша мама говорит:

(ставят руки «полочкой» перед грудью)

Крошки, что останутся.

(«крошат» крошки)

Воробью достанутся.

(стучат пальчиками по коленям).

«Осень. Деревья. Осенние листочки»

«Осенние листочки»

Мы, листики осенние,

На веточках сидели,

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял,

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

«Осенний букет»

Пошли пальчики гулять,

Стали листья собирать:

Красный листик, жёлтый листик…

А потом давай считать:

Один, два, три, четыре, пять!

Сколько листиков собрали?

Пять.

«Клён»

Ветер тихо клён качает,

Вправо-влево наклоняет.

Раз – наклон и два – наклон.

Зашумел листвою клён.

Ш-ш-ш…

Ветер северный подул:

«С-с-сс», все листья

С липы сдул...                           (Пошевелить пальцами и подуть на них.)

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»          (Постучать пальцами по столу.)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.         (Постучать кулаками по столу.)

Снег потом припорошил,               (Плавные движения кистями рук вперед -                    назад.)

Одеялом их накрыл.                     (Ладони крепко прижать к столу.)

«Домашние птицы»

Вышла курочка гулять»

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки, жёлтые цыплятки.

- Ко – ко – ко! Ко – ко – ко!

Не ходите далеко.

Лапками гребите, зернышки ищите!

Съели толстого жука, дождевого червяка

Выпили водицы полное корытце.

Ходят цыпки целый день,

Нагибаться им не лень.

Зёрнышек не видно,

Малышам обидно.

Индюк

Ходит по двору индюк (шаги на месте)

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача (остановиться, удивленно посмотреть вниз)

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал (потопать ногами)

Крыльями захлопал (руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)

Весь раздулся, словно шар (руки на поясе)

Или медный самовар (сцепить округленные руки перед грудью)

Затряс бородою (помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк)

Понесся стрелою. (Бег на месте)

«Домашние животные»

Киска.

То прогнет,

То выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед –

Это делает зарядку

Наш Маркиз -

Пушистый кот.

Чешет он себя за ушком,

Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке:

Когти, шерсть и аппетит.

Котята

Пушистые комочки

Умыли лапкой щечки,

Умыли лапкой носик,

Умыли лапкой глазки –

Правый глазик, левый глазик.

Умыли лапкой ушки –

Правое ушко, левое ушко.

А ушки у котят, как домики стоят.

«Дикие животные»

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Раз – два, раз – два – надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок – скок – скок – скок.

Кто – то зайку испугал –

Зайка прыг и убежал.

Скок – поскок, скок – поскок,

Зайка прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьёт,

В чехарду играть зовёт.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки, подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок – скок – скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не замёрзли лапки.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вот так и вот так, ещё эдак, ещё так,

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали: вот так и вот так,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили:

Вот так и вот так,

Они из речки воде пили,

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали

Вот так и вот так,

Дружно лапы поднимали.

Массаж «Лиса»

Утром Лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Ручки, ножки и бока.

Вот такая красота!

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Стала гладить ручки, ножки

И бока совсем немножко.

Ну, красавица – Лиса!

«Животные Севера"

По ледяной пустыне

Медведица идёт.

За нею медвежата

Торопятся вперёд.

Трещит мороз жестокий,

Повсюду снег и лёд.

По полынье холодной

За нерпой морж плывет.

Бегут, спешат олени

Им виден путь едва,

Над ними тихо кружит

Полярная сова.

Дети идут по кругу друг за другом вразвалочку.

Изображают медвежат, быстрыми мелкими шагами.

Обнимаем себя.

Одну руку в сторону, затем другую.

Плавательные движения.

Руки над головой «рога», идут, высоко поднимая колени.

Руки в стороны «крылья птицы», машем.

«Животные Жарких стран»

Попугай

Жил на свете попугай.

Крылья шире расправляй.

(руки в стороны, влево, вправо)

Он любил летать всех выше,

Выше пальм, жирафов выше.

(потянуться на носках, руки вверх)

В гости к деткам прилетал,

Вместе с ними отдыхал,

(делать приседания)

Прыгал, кланялся, шалил,

(наклоны головы или туловища вперед)

С малышами говорил.

Дилы-дилы-дилы –

Появились крокодилы,

Моты-моты-моты –

Появились бегемоты.

Афы-афы-афы –

Жуют листики жирафы.

Ны-ны-ны –

Водой брызгают слоны.

Яны-яны-яны – по веткам скачут обезьяны.

«Поздняя осень Предзимье»

«Осенняя прогулка»

Если мы идём гулять,

Дети выполняют ходьбы на месте.

Зонт с собою нужно брать.

Выполняют упражнение «зонтик».

Осенью от дождика

Выполняют упражнение «дождик».

Спрячемся под зонтиком.

Выполняют упражнение «зонтик».

«Падают, падают листья»

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Жёлтые, красные листья

В воздухе вьются, летят.

Птицы на юг улетают –

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

«Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи,

Поднимаются на носочках, поднимают вверх перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий.

Долго дождик будет плакать, Прыгают на носочках, держат руки на поясе.

Разведёт повсюду слякоть.

Приседают, держат руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги.

Идут по кругу, высоко поднимая колени.

«Вышел дождик на прогулку»

Вышел дождик на прогулку.

«Шагают» по столу указательным и средним пальцами рук.

Он бежит по переулку,

Барабанит по окошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже. 

Загибают по одному пальцу на руках на каждую строку.

Сразу мокрым город стал.

Встряхивают ладонями так, как будто отряхивают с них воду.

Дождик кончился. Устал.

Кладут на стол.

«Начало зимы»

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибать пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.

(Имитировать лепку комов.)

Птичек крошками кормили,

(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались.

(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.

(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли,

(Отряхивать ладошки.)

Съели суп, и спать легли.

(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.)

Выпал беленький снежок

Собрались мы все в кружок

Мы потопаем, мы похлопаем.

Будем весело плясать, будем руки согревать.

Мы потопаем, мы похлопаем,

Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.

«Зимующие птицы»

Вот на ветке, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушились пёрышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

(Ритмично сжимать и разжимать кулачки)

Сколько птиц

К кормушке нашей

Прилетело?

(На каждое название загибать по одному пальчику)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

(Опять сжимать и разжимать кулачки)

Всем хватило зёрнышек!

«Новый год. Ёлочные игрушки»

Перед нами ёлочка

Шишечки, иголочки

Шарики, фонарики

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

(пальцы переплетены, из больших пальцев – верхушка «ёлочки»)

(кулачки, указательные пальчики выставлены)

(шарики из пальцев вверх, вниз)

(ушки из указательного и среднего пальцев: обе ладони сложены)

(ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе).

«Зимние развлечения»

Не боимся мы пороши.

Любим снег – хлопок в ладоши,

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега нам и вам.

Мы теперь метатели,

Бьём по неприятелю!

Размахнись рукой – бросок!

Прямо в цель летит снежок!

Выпал беленький снежок,

Соберёмся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег

Засыпает он нас всех.

Мы на саночки садимся

И под гору быстро мчимся.

Снег, снег, белый снег,

Мчимся мы быстрее всех.

Дети все на лыжи встали,

Друг за другом побежали

Снег, снег, белый снег

Кружит, падает на всех.

Мы из снега ком слепили,

Потом куклу смастерили.

Снег, снег, белый снег,

Кукла вышла лучше всех

Дети к вечеру устали,

Все в кроватк

ах задремали.

Снег, снег, белый снег.

Спят ребятки крепче всех.

«Комнатные растения»

На окне в горшочках

Дети сидят на корточках лицом в круг.

Поднялись цветочки.

Медленно встают.

К солнцу потянулись,

Тянутся на носочках, подняв руки вверх.

Солнцу улыбнулись.

Разводят руки в стороны ладонями вверх.

К солнышку листочки

Повернут цветочки,

Развернут бутоны, 

Соединяют ладошки над головой.

В солнышке утонут.

Раскрывают ладошки-бутоны.

«Васильки»

Синие звёзды упали с небес.

 Дети медленно приседают.

Смотрит на них зачарованно лес,

Поднимаются, встают на носочки,

Ветер тихонько над ними кружит,

Смотрит на синие звёзды во ржи, Кружатся на месте. Руки держат на поясе.

Нежно качает волну васильков,

Покачивают поднятыми вверх руками.

Синих, как звёзды, волшебных цветков. Бегут по кругу, взявшись за руки.

«Рыбы»

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре –

Вот и славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль,

Все как один плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Дети идут к центру круга.

Наклоняются, трут лицо руками.

Прыжки на месте

Потянулись, руки вверх

Идут по кругу, взявшись за руки.

Показывают «брасс».

Показывают «кроль».

Идут по кругу, сложив вытянутые руки.

Маршируют.

«Профессии»

«Что принес нам почтальон?»

Журналы, письмо, телеграмму, газеты.

Приносят нам с почты, ребята, все это.

Посылку на почте получим мы сами,

Вчера перевод вдруг пришел нашей маме,

А брат получил бандероль из Самары

От дяди Володи и тети Тамары.

Много профессий на свете у нас! (Руки на поясе – повороты вправо, влево).

О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны).

Вот швея рубашки шьёт, (Движения воображаемой иглой)

Повар варит нам компот. (Мешаем поварёшкой)

Самолёт ведёт пилот, (Руки в стороны)

На посадку и на взлёт. (Опускают их вниз, поднимают вверх)

Доктор ставит нам уколы (Скрестить пальцы на головой. Движения: ладонь – кулак)

И охранник есть у школы. (Руки согнуты в локтях, силовые движения)

Каменщик кладёт кирпич, (Попеременно кладём кисти рук одна на другую сверху – вниз)

А охотник ловит дичь. (Делают бинокль из пальчиков)

Ест учитель, есть кузнец, (Загибают пальчики, считают профессии)

Балерина и певец,

Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы)

Нужно много знать, уметь (Повороты кистями – тыльная сторона ладошки)

Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком)

И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение указательным пальцем)

«Человек и части тела»

Упражнение для коррекции зрения.

Мы снежинку увидали, -

Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

Дети смотрят вверх и вниз.

Всё! На землю улеглись.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

Массаж «Лиса»

Утром Лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Ручки, ножки и бока.

Вот такая красота!

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Стала гладить ручки, ножки

И бока совсем немножко.

Ну, красавица – Лиса!

«Части тела»

Есть на пальцах наших ногти,

На руках у нас есть локти.

Есть и плечи, шея, грудь.

Бёдра, пятки, двое стоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой,

Вот, что знаем мы с тобой!

«Массаж ушей»

Улыбнулись.

Взяли наши ушки,

Тянем до макушки,

Тянем их старательно,

Слушаем внимательно.

Тянем, тянем наши ушки,

Но уже не до макушки,

Тянем ушки в стороны,

Чтобы всё запомнить здорово.

Тянем наши ушки снова,

Четко произносим слово.

«Дом. Мебель»

«Много мебели в квартире».

Раз, два, три, четыре,

Загибают пальчики, начиная с больших, на обеих руках.

Много мебели в квартире.

Сжимают и разжимают кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку,

Загибают пальчики, начиная с больших, на обеих руках.

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ноги отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

Много мебели в квартире.

Дом гномов.

Динь-дон, динь-дон,

(Наклоны туловища)

Гномы строят новый дом.

(Стучим кулаком об кулак)

Красят стены, крышу, пол,

Прибирают всё кругом.

Мы к ним в гости придём

И подарки принесём.

На пол – мягкую дорожку,

Расстелив её к порожку.

Две подушки на диван,

(Руки под одну щёку, затем под другую)

Мёду липового жбан.

(Руки округлить и вытянуть).

«23 февраля. Защитники отечества»

«Пограничник».

Тропинки лесные, пахучие травы.

Маршируют по кругу друг за другом.

За тёмным оврагом

Простор полевой.

Вечерней порою

В дозор от заставы

Останавливаются, прикладывают воображаемый бинокль к глазам, выполняют повороты.

Идёт пограничник,

Страны часовой.

Вновь маршируют по кругу.

«Капитан»

Матросская шапка,  

маршируют по кругу друг за другом.

Верёвка в руке.        

Тяну я кораблик        

маршируют в обратном направлении.

По быстрой реке.

И скачут лягушки    

выполняют прыжки, сидя на корточках.

За мной по пятам,

И просят меня:          

поднимаются, «отдают честь»

«Прокати, капитан!»

«Семья»

(Руки сжаты в кулак, попеременно разжимать пальчики, начиная с большого пальца).

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка

Ну, а это я.

Вот и вся моя семья.

(Сжать руку в кулак несколько раз).

Семья.

Раз, два, три, четыре,

Мы считалочку учили:

Бабушка и мамочка,

Дедушка и папочка,

Вот братишка и сестрёнка,

Он – Антон, она – Алёнка.

Вот и вся моя семья,

Рассказал считалку я.

«Ранняя весна, первоцветы. Праздник 8 марта»

Наши алые цветки раскрывают лепестки,

(Плавно разжать пальцы)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(помахать руками перед собой)

Наши алые цветки закрывают лепестки,

(Плавно сжать пальцы)

Тихо засыпают, головками качают.

(Плавно опустить их на стол)

«Мать-и-мачеха»

Золотые лепестки,

Хрупкий стебелёк.

Распустился у реки

Солнечный цветок.

Только тучка набежала,

Сжались лепесточки,

На зелёных стебельках

- Круглые комочки.

«Посуда»

Раз, два, три четыре,

(удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(загибать пальчики по одному, начиная с большого пальца)

Мы посуду перемыли,

«Мамины помощники»

Помогали дочки маме,

Дети сжимают и разжимают кулачки.

Вымыли посуду сами: 

Трут одну ладошку другой.

Чайник, чашку,

Одну руку вытягивают вперёд («носик чайника»), другую ставят на поясе. Делают упр. «ковшик».

Ложки, вазу,

«Рисуют» силуэт вазы плавными движениями рук.

Маленький зелёный тазик

Вытягивают вперёд слегка согнутые в локтях руки, округлённые пальцы сцеплены в замок ладонями внутрь.

Мыли, мыли, мыли, мыли –

Трут одну ладошку другой.

Вазу  вдребезги разбили,

Потеряли где-то ложку.

«Рисуют» силуэт вазы, а затем резко встряхивают кистями рук. Разводят руки в стороны.

Маме помогли немножко!

Хлопают в ладоши.

«Одежда, обувь, головные уборы»

«Гномики-прачки»

Жили – были в домике

Маленькие гномики: 

Сжимают и разжимают кулачки.

Токи, Пики, Лики, Чики, Микки.

Загибают пальчики, начиная с больших.

Раз, два, три, четыре, пять,

Разгибают пальчики, начиная с больших.

Стали гномики стирать: Трут кулачки друг о друга.

Токи – рубашки, 

Загибают пальчики, начиная с больших.

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.

«Я перчатку надеваю»

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.

Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатку.

Сосчитайте-ка, ребятки,

Сколько пальцев у перчатки. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Начинаем вслух считать:

Раз, два, три, четыре, пять 

Загибают по очереди пальчики одновременно на обеих руках, начиная с больших.

«Сколько обуви у нас»

Посчитаем в первый раз,

Попеременно ударяют по столу и хлопают в ладоши.

Сколько обуви у нас. 

На каждое название обуви загибают пальчики, начиная с больших, одновременно на обеих руках.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботиночки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

«Новые кроссовки»

Загибают по одному пальчику, начиная с больших, на обеих руках на каждое название обуви.

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

Как у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Надевают валенки

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками.

Вот так. Вот так. 

Новые кроссовки.

«Перелётные птицы»

«Стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек – стайка

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка.

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко.

Эта – зяблик,

Эта – стриж,

Эта – развесёлый чиж.

Ну, а это – злой орлан

Птички, птички – по домам!

Птички  полетели, Дети выполняют упражнение Птичка.

Крыльями махали. Поднимают руки вверх, пальцы широко расставлены.

На деревья сели, Вытягивают перед собой руки

со сцепленными в «замок» пальцами.

Вместе отдыхали.

«Весна»

«Апрель»

Дети выполняют упражнение Капель. Хлопают в ладоши

Кап-кап-кап — звенит капель,         

Приближается апрель.

Выполняют упражнение Ручеек.

Побежал в саду ручей,        

Выполняют упражнение Птичка.

Прилетели сто грачей.        

Медленно приседают, вытянув вперед руки.

А сугробы тают, тают,        

Встают, выполняют упражнение Цветок.

А цветочки расцветают.

«Пришла весна»

Дети выполняют ходьбу на месте.

Ушла зима, пришла весна,        

Хлопают в ладоши.

Нас очень радует она!        

Сводят и разводят руки над головой.

Небо синеет и солнышко греет

Выполняют упражнение Цветок.

Подснежник цветет и трава зеленеет.

«Строительство. Профессии»

«Строим дом»

Молотками мы стучим,

Дети постукивают кулачками друг о друга, держа сверху то один, то другой кулачок.

Строить новый дом хотим. Выполняют упражнение Домик.

Кто в доме будет жить?

Сжимают и разжимают переплетенные пальцы рук.

С нами кто будет дружить?

— Девочки и мальчики, 

Поочередно сжимают и разжимают кулачки обеих рук.

Маленькие пальчики!

Выполняют упражнение Пальчики здороваются.

«Пальчики строители»

Пальчики-мальчики,  вы — строители,

На стройке поработать, не хотите ли?

Этот пальчик цемент и песок засыпает,

Этот воду туда добавляет,

Этот включает бетономешалку,

Чтобы раствор был похож на сметанку.

На этот раствор кирпичи по линейке

Каменщик уложит, получится стенка.

Кровельщик крышу покроет железом.

Там высоко, мы туда не полезем.

Вот штукатур. Он выровнял стенку.

Маляр постарался — покрасил панели.

Электрик свет уже включил,

Сантехник воду подключил.

Осталось только подать газ —

Прекрасный дом будет у нас.

Новоселье отпразднуем в эту субботу.

Спасибо, строители, вам за работу!

«Транспорт»

«Путешествие»

До Африки нам, братцы,

Так трудно добираться!

На машине мы поедем

Дети «рисуют» указательным и средним пальцами одной руки на ладони другой.

Меняют руки. Имитируют управление рулем.

И на поезде помчимся,

Попеременно двигают руками, согнутыми в локтях.

В самолете полетим,

Ходят друг за другом (руки в стороны).

Сверху землю оглядим.

Выполняют упражнение Бинокль, (очки).

На корабле по океану

Складывают ладони «лодочкой», подняв большие пальцы вверх. Выполняют упражнение Рыбка.

Плывем с отважным

Капитаном.

Приставляют ладонь «козырьком» ко лбу, глядя вперед.

Вот впереди видна земля.

Приплыли в Африку, друзья!

Хлопают в ладоши.

«Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня – (попеременно хлопать в ладоши и ударять кулачками)

Паровоз и два коня,      (загибать пальчики на обеих руках)

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран –

Настоящий великан.

«Спорт»

Встаньте, дети, по порядку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья.

Руки вверх и руки вниз,

На носочках поднялись.

То присели, то нагнулись.

И друг другу улыбнулись.

Мы на месте ходим в ногу,

Словно вышли на парад.

Отдохнули мы немного,

Снова стулья ждут ребят.

А сейчас всё по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись:

Через правое плечо, через левое ещё.

Дружно присели, пяточки задели,

На носочках поднялись,

Опустили руки вниз.

1, 2, 3, 4, 5

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко-легко подышим…

Раз, два! – выше голова,

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сядь.

«Бассейн»

В бассейн  чистый                    

Мы спустились.

Наклонились и умылись.

1,2,3,4-вот как славно освежились

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками   нужно.

Вместе — раз, это брасс,                  

Одной, другой — это кроль.           

Все как один плывем, как дельфин.

Поднялись по лестнице крутой и отправились домой.

«Насекомые»

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела

(махать ладошками)

А за нею шмель – шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза

(на каждое название насекомого загибать пальчик)

Пожужжали, полетали,

(махать ладошками)

От усталости упали

(уронить ладони на колени)

Села пчёлка на цветок,

Пьёт она душистый сок.

(вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки).

Дети выполняют упражнение Бутон.

Спал цветок,

Выполняют упражнение Цветок.

И вдруг проснулся,

Двигают ладонями, сложенными «цветком», вправо-влево.

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Поднимают «цветок» над головой. Взвился вверх и улетел.
Выполняют упражнение Бабочка. Это бабочка сидела,        

Двигают ладонями, сложенными «бабочкой», в стороны и вверх.Потом дальше полетела.

«Школа»

Скоро в школу мы пойдем

И портфель с собой возьмем.

Книжки, ручку, карандаш

Мы в портфель положим наш.

Будем мы читать, писать

И учиться все на «пять»!

Дети выполняют ходьбу на месте. Выполняют упражнение Квадрат. Выполняют упражнение Считаем пальчики.

Выполняют упражнение Шарик. Соединяют и разъединяют пальцы, соединяют их в «замок». Хлопают в ладоши.

Показывают пять пальцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики рук

Эту картотеку я создала для удобства в работе. Так например мне нужно составить конспект образовательной деятельности, я знаю какие есть у меня дидактические игры и быстренько подбираю их по теме....

Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики рук у старших дошкольников

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребѐнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика явля...

Картотека дидактических упражнений для развития мелкой моторики рук посредством пластилинографии

Описываются дидактические упражнения для развития мелкой моторики рук детей 7 лет....

Методическое пособие "Картотека пальчиковой гимнастики по развитию мелкой моторики по лексическим темам в старшей логопедической группе"

Пособие представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук, формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями. Данный материал позволяет сформ...