Особенности детей с РАС
консультация
Предварительный просмотр:
Особенности эмоциональной сферы детей с расстройством аутистического спектра.
Эмоциональная сфера играет очень важную роль в развитии любого ребенка. Именно проблемы в развитии эмоциональной сферы является ведущим признаком при РАС [1].
У детей с расстройством аутистического спектра наблюдаются особенности в развитии эмоциональной сферы. Они обладают повышенной чувствительностью к сенсорным стимулам, на которые могут реагировать весьма специфично. Если активность, направленная на изучение окружающего мира, недостаточна, они начинают фиксироваться на определенных впечатлениях. Такие впечатления могут быть тактильными, слуховыми или зрительными. В нормальном развитии получение сенсорных впечатлений и коммуникация с взрослыми происходят параллельно. Однако при преждевременных нарушениях сенсорной стимуляции возникает отчуждение от коммуникации и взаимодействия с близкими людьми. Это свидетельствует о замедленном развитии и проблемах в общении с окружающим миром [3].
Внимательно смотреть на лицо матери или родственника, который всегда заботится о ребенке, является важным элементом адаптивного поведения малыша. Однако в случае детей с расстройством аутистического спектра следует отметить, что устойчивый зрительный контакт с матерью либо отсутствует, либо является кратким и поверхностным. Зафиксировать взгляд ребенка с РАС не так просто, поскольку он обычно смотрит "сквозь" окружающее пространство. Однако время от времени, возможно, заметить лишь мимолетный взгляд.
Реакция на присутствие близкого человека может быть описана как комплекс оживления, характеризующийся появлением бурных эмоций, активизацией движений и продолжительным фиксированием взгляда на лице взрослого. В случае детей с аутизмом, важно отметить, что общение с взрослым происходит с ограниченной дозировкой. Это связано с быстрым утомлением и нежеланием продолжать коммуникацию [2].
Важной формой поведения ребенка в раннем возрасте будет адаптация к рукам мамы. Многие дети с РАС не могли принять удобную позу на руках матери, они могли быть бесформенными или напряженными. Дети иной раз так сильно напрягались, что у матерей болели руки, после того как они держали своих детей на руках. Требовалось достаточно много времени, чтобы найти удобную и комфортную позу для кормления или просто держания на руках малыша.
Обращения детей с РАС не носят конкретного, разграниченного характера. Родителям тяжело понять, что же конкретно хочет и требует их ребенок, ведь они пытались добиться своего с помощью мычания, хныканья и даже не пытаться показать или хотя бы посмотреть на желаемый объект. У некоторых детей наблюдался даже жест и взгляд на желаемый объект, то отсутствовали попытки назвать этот объект. Таким способом пользуется для достижения желаемого совсем маленький малыш, но в дальнейшем у него формируется указательный жест и вокализация. У детей с РАС это не происходит. Даже в более взрослом возрасте ребенок вместо того, чтобы показать или сказать, чего он хочет, просто брал взрослого за руку и вел туда, куда ему надо, кладя при этом руку взрослого на желаемый объект.
Признаки того, что ребенку сложно сосредоточиться, привлечь
внимание, основываться на эмоциональную оценку взрослых выражаются в таких тенденциях как:
- Ребенок отрицает свое имя, не замечает его и не откликается. Иногда из-за этого родители начинают думать, что у ребенка имеются проблемы со слухом. Внимательные родители чаще всего не понимают почему их ребенок не откликается на их просьбы, но при этом может услышать интересующий его звук.
- Игнорирование взгляда и указательного жеста взрослого человека. Иногда дети могут и начать смотреть на взрослого, его жесты, но со временем им все равно начинает надоедать это и из-за этого, они совсем перестают обращать на это внимание.
- Дети не подражают взрослому или делают это вяло и без инициативы. Присутствует трудности или невозможность научить чему-то, ведь ребенок хотел дойти до всего самостоятельно.
- Слишком большая зависимость ребёнка от влияний окружающего психического поля.
У детей с РАС наблюдается интерес к окружающему миру, сенсорным стимулам, которые исходят из него намного раньше. Из-за этого начинается борьба между данными сенсорными стимулами и ориентации на близкого человека. Дети с РАС используют взрослого только лишь для того, чтобы получить желаемые впечатления. Если же во время взаимодействия, взрослый начинает пытаться вмешаться, то ребенок начинает уходить от взаимодействия, либо протестовать [4].
Родителям может казаться, что у ребенка кардинально меняется характер, который характеризуется неудержимостью. При этом дети могут потерять минимальный запас эмоциональных связей, которые могли появиться ранее.
Таким образом проблемы в развитии эмоциональной сферы является ведущим признаком РАС. У детей с расстройством аутистического спектра отстаёт в формировании комплекс оживления, а страхи занимают одно из ведущих мест в формировании аутистического поведения. Поэтому изучение данной проблемы особенно важно для понимания этого нарушения, разработки методик и адаптации детей с РАС.