Консультация для родителей
консультация (младшая, средняя группа)

Щербакова Нелли Николаевна

"Развитие музыкальных способностей детей раннего возраста при помощи музыкальных инструментов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие музыкальных способностей детей раннего возраста при помощи музыкальных инструментов»

          У русского народа неповторимая сокровищница знаний, умений, обычаев и традиций игры на музыкальных инструментах. Именно для того, чтобы донести до наших детей и познакомить их хотя бы с маленькой частью народного наследия, мы знакомим детей с игрой на музыкальных инструментах.

          Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.

          Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребёнка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдёт бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

          Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально- ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребёнка.

           Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал известный музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Н. А. Метлов провёл большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона.

           Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

           Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

           

Обучение игре на музыкальных инструментах

           Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребёнка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей раннего возраста. Нельзя не учитывать степень готовности к таким занятиям, как обучение игре на инструментах, требующих от детей значительного внимания, сосредоточенности, осознанности и физической зрелости. Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.

          Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, взрослый сам должен несколько раз грамотно исполнить эту мелодию на металлофоне, дети слушают. Затем показывают желающим, по каким пластинкам и сколько раз надо ударить. Сразу запомнить всю мелодию трудно, лучше разучивать её частями, например выучить запев песни, а когда ребёнок усвоит его, показать, как играть припев или первую часть мелодии, затем – вторую. Можно чередовать игру воспитателя с детским исполнением: запев играет воспитатель, а ребёнок на другом металлофоне – припев, или наоборот. Желательно, чтобы ребёнок, усвоив часть или всё музыкальное произведение, исполнил его с воспитателем (на двух металлофонах).

           Занятия по обучению игре на металлофоне ведутся с детьми индивидуально.

           Для исполнения на металлофоне вначале берутся несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а всё время регулируют слухом своё исполнение. Ударив не ту пластинку, ребёнок слышит ошибку, старается её исправить.

           Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху.

            Обучение детей игре по нотам очень трудоёмко, хотя иногда используется на практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведётся постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.

            Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определённое цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребёнок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зелёное обозначение ноты – нажимаю на зелёную клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребёнок играет механически.

           Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.)

           Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

           Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта - слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.

           Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьёзной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя её (голосом или на инструменте).

           Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

           Освоение нового инструмента рекомендуется начинать с уже знакомых попевок (на одном, двух, трёх звуках), которые дети подбирают по слуху после знакомства с приёмами игры, способами звукоизвлечения.

           Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приёмами игры, на втором – подбирают попевки, на третьем – исполняют их по своему желанию.

Роль учителя музыки в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах

            Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального учителя, который учит музыкальной грамоте, но надо ещё и воспитать будущего музыканта. Необходимо хорошо знать современную психологию, уметь видеть склонности каждого ребёнка.

            Знания современной психологии, педагогики, музыки, поможет заполнить жизнь детей интересными играми, полюбить музыку и игру на музыкальных инструментах.

            Первоначальные навыки игры на музыкальных инструментах дети получают в процессе музыкальных занятий. И если учитель с радостью ждёт этих занятий, с нетерпением готовится к ним вместе с ребятами, активен на протяжении всего музыкального занятия, то детям передается его настроение.

            Если говорить о детях младшего дошкольного возраста, то роль учителя в музыкальной работе с ними исключительно велика, он является участником всех видов детской деятельности: поёт и танцует с ребятами, загадывает музыкальные загадки, играет на бубне, дудочке, на погремушках.

Первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей ещё неустойчивы. Поэтому учитель поддерживает возникший у них интерес к музыкальной игрушке и некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться.

            Вместе с детьми выполняются ритмические упражнения на погремушках, колокольчиках, бубнах под сопровождение учителя. Затем в различных игровых ситуациях использует эти музыкальные игрушки с детьми в группе. Малышей учат реагировать на тихое и громкое звучание, слышать и различать детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, погремушку).

            В средней группе вместе с учителем детей знакомят с музыкальными инструментами — металлофоном, треугольником и др. Учитель помогает ребёнку освоить навыки игры на инструменте, передать ритмический рисунок мелодии. Если тот затрудняется, проигрывает мелодию на своём инструменте (однотипном с инструментом ребёнка). Он играет вместе с детьми и в том случае, если мелодия выучена и идёт её закрепление.

            Например, несколько детей подготовительной группы исполняют мелодию попевки на металлофонах и ударных инструментах, а учитель играет ведущую партию на «Мелодии-26». Получается своеобразный оркестр, который доставляет ребятам большую радость — ведь они играют все вместе с учителем.

            Часто, знакомясь с новыми пьесами, дети слушают игру на музыкальных инструментах в исполнении учителя музыки.

            Учитель, хорошо зная индивидуальные особенности детей, внимательно следит за успехами ребят в обучении игре, замечает отстающих, организует им помощь, выявляет наиболее способных детей. Эти дети затем становятся его лучшими помощниками в обучении своих товарищей. Процесс обучения доставляет удовольствие тем и другим. Дети-«учителя» испытывают большую радость, научив играть товарища, а дети-«ученики» довольны, что их научили сверстники.

            Особо необходимо участие учителя, когда дети начинают играть ансамблем. Педагог следит за общим темпом исполнения, правильной передачей ритмического рисунка, если необходимо, приходит детям на помощь.

            В музыкальном учреждении музыкальное воспитание рассматривается как одно из звеньев гармонического развития детей дошкольного возраста.                         Нужно отметить, если учитель сам любит музыку, активен на музыкальных занятиях, праздниках, с удовольствием обучает детей игре на музыкальных инструментах, то и дети в этой группе отличаются особой музыкальностью, с интересом ждут занятий, весело проводят часы досуга, играют на музыкальных инструментах в группе в свободное от занятий время.

           Только благодаря пониманию работы музыкального учителя, пониманию творческого процесса к вопросам музыкального воспитания дошкольников жизнь ребят можно сделать интересной и разнообразной.

Детский оркестр

           Детский оркестр — один из видов коллективного музицирования. Существует несколько разновидностей детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда), ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов), смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).

           Наиболее простой, доступный из них — шумовой оркестр. Его можно организовать уже с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать метр музыки. Можно использовать такие инструменты и игрушки, как колокольчик, погремушка, барабан, бубен, коробочка.

          Звучание оркестра будет более разнообразным, интересным, если инструменты играют не только все вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки.

          Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от учителя музыки, но и от многих других обстоятельств, факторов, (в каких условиях, какая материальная база, уровень подготовки самого учителя музыки и т. д.). Ведь умение общения с детьми требует от учителя большой любви к ним.

          Последнему виду музыкальной деятельности с детьми можно уделять больше внимания. Постоянно увеличивая ассортимент озвученных игрушек и детских музыкальных инструментов, с учётом возрастных особенностей детей оснащать музыкальные уголки в группах.

         Детей объединяют в подгруппы лишь тогда, когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии.

Заключение

          Основной формой музыкальной деятельности в дошкольном образовании являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.

         Игре на инструментах уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка.

          В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

          Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (чётче воспроизводят ритм).

Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

          Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...