особенности развития детей 2-3 летнего возраста
консультация (младшая группа)

Юлия Вячеславовна Антонова

особенности развития детей 2-3 летнего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2-3_osobennosti.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

2 – 3 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

В возрасте 2-3 года все основные психические процессы носят у ребенка непроизвольный характер. Это означает, что он не может по собственному желанию сосредоточиться или запомнить, а обращает внимание только на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что «самозапоминается».

Эмоции.

- Ребенок проявляет свои эмоции немедленно, ярко и непосредственно. Он не может по своей воле «немедленно прекратить». Если эмоция слишком сильна, он нуждается в том, чтобы взрослый помог ему успокоиться, восстановить равновесие.

  • Причины негативных эмоций у малышей часто связаны с физическим состоянием. Упал и ушибся – плачет. Не выспался, проголодался, давит тесная обувь – хнычет.
  • Положительные эмоции связаны с сенсорными впечатлениями: вкусная еда, приятные запахи, приятный физический контакт со взрослым, активное движение, музыка, для некоторых детей – купание.
  • Для поддержания ровного положительного эмоционального фона очень важно соблюдение четкого и соответствующего возрастным особенностям режима.

Восприятие.

  • Восприятие еще не является самостоятельным процессом и связано с предметными действиями.
  • Предметы и явления воспринимаются целостно, без выделения частей или отдельных свойств (цвета, величины и т.д.).
  • Интенсивно развивается фонематический слух.
  • Постепенно увеличивается острота зрения и различения цветов

Внимание.

Никакого насилия со стороны внимание малышей не терпит. Дети внимательны не потому, что хотят, а потому, что объект приковал их внимание к себе (Именно поэтому детям этого возраста так сложно немедленно выполнить просьбу принести что-либо, убрать игрушки и т.п.)

Память.

Ничего специально дети этого возраста запомнить не могут. Но они прекрасно запоминают то, что им понравилось, что они с интересом слушали или наблюдали. Может знать наизусть Чуковского и не могут запомнить простое поручение.

Речь.

Ситуативная. Привязана к условиям и обстоятельствам, в которых находится ребенок. Речь требует постоянной поддержки со стороны собеседника. В 2 года словарный запас примерно 250 слов, а к 3 годам уже около 800-1000 слов.

Мышление.

Познание окружающего мира происходит в процессе предметных манипуляций.

Ведущим типом игры является предметно - манипулятивная игра.

Деятельность.

Важнейшим новообразованием этого возраста является становление целеполагания. Появляется желание и способность создавать с помощью предметов нечто новое – забор из кубиков, поезд из стульев.

Чтобы создавать новые вещи необходимо представить себе результат, который желательно получить в конце. Эта способность поставить и представить себе конечную цель своих действий и попытаться удерживать ее в мыслях в течение всего времени, необходимого для ее достижения, и есть то важнейшее психическое новообразование, которое должно появиться к 3 годам.

  • Освоение мира предметов связано с формированием орудийной деятельности. Цели деятельности взрослых ребенок понимает еще не вполне отчетливо, но стремится имитировать само действие с предметами.
  • Начальная орудийная деятельность обеспечивает развитие ручной умелости, мелкой моторики, способствует совершенствованию зрительно- двигательной координации.
  • Это лучшее время для формирования хороших привычек любого рода. К их числу относятся навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.
  • Манипуляции с предметами и подражание действиям взрослых приводят к тому, что у детей возникают мысленные представления как о предмете, так и о действиях с ним. Благодаря таким мысленным представлениям появляется способность переносить действия с одного предмета на другой.
  • Дети этого возраста любят повторения: они с удовольствием много раз слушают одну и ту же сказку, любят петь знакомые песни, повторять знакомые действия. Это дает им возможность чувствовать себя уверенно.

Сознание.

  • Сознание в его психологическом понимании только начинает формироваться у детей третьего года жизни.
  • Содержание сознания в значительной мере заполняется в результате сенсорного опыта («опыта ощущений»)
  • Становление сознания тесно связано с развитием речи, которой ребенок овладевает только благодаря стараниям взрослых и в ходе общения с ними.
  • При этом малыш воспринимает речь взрослого в том случае, если она обращена лично к нему и взрослый смотрит в момент речи на него.

Личность. Отношение ко взрослому.

  • Взрослый необходим ребенку в первую очередь как источник помощи и защиты.
  • Обучение в этом возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый – и хорошему, и плохому.
  • Несмотря на то, что дети рассчитывают на поддержку и помощь со стороны взрослых, они нуждаются в том, чтобы им предоставили возможность проявить свою самостоятельность, осуществить выбор.

Отношение к сверстникам.

  • Сверстник еще не представляет для ребенка особого интереса и рассматривается часто как еще один предмет.
  • Дети играют «рядом, но не вместе», нередко становясь друг для друга источниками отрицательных эмоций.
  • Заняться общим делом детям этого возраста еще трудно. Зато они с интересом наблюдают друг за другом и готовы подражать.
  • Они охотно танцуют, взявшись за руки, или прыгают, глядя друг на друга и заражаясь весельем.

Вам как родителям ребенка важно:

Понимать, что энергичный и активный ребенок это естественно, хотя временами утомительно.

Поэтому нужно быть готовыми к этому и по возможности организовать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если вы, хотя бы иногда, будете его партнерами по игре.

Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, камушками, шишками и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого.
Чаще разговаривайте с малышом, читайте ему сказки, книжки,
обсуждайте то, что он видел, в чем принимал участие
. Полезны периодические
контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок
вынужден старательно произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.
Относитесь спокойно с пониманием к эмоциональным вспышкам
ребенка в случае возникновения трудностей
. Злость или слезы, когда у ребенка
не получается какая-то сложная задача, вполне естественны. Если аффект не
очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства
ребенка следует утешить или переключить его внимание.
Относитесь к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности
понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в
этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
Помните, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать
малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская
тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое
происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное
исследование нового.

Помните, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие
времени.
Для него существует только настоящее. И ваши попытки
апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не
воспринимаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности развития детей 2-3 летнего возраста

Здесь представлены особенности развития детей 2-3 летнего возраста...

«Особенности развития детей 2 - 3 летнего возраста. Значение цвета в детском рисунке. Внимание: истерика!»

laquo;Особенности развития детей 2 - 3 летнего возраста. Значение цвета в детском рисунке.Внимание: истерика!»...

«Особенности развития детей 2 - 3 летнего возраста. Значение цвета в детском рисунке. Внимание: истерика!»

Что должен знать ребенок в 2-3 года:1.                                              ...

Консультация для родителей "Особенности развития детей 4-5-летнего возраста"

Консультация подскажет родителям, чем характеризуется возраст 4-5 лет и как правильно воспитывать ребенка в этом возрасте....

Буклет «Особенности развития детей 2 - 3 летнего возраста. Значение цвета в детском рисунке. Внимание: истерика!»

Во время истерики ребенок теряет самообладание, общее состояние становится крайне возбудимым. Истерики сопровождаются следующими признаками: плач, крик, размахивание руками и ногами, ребенок может уку...

Особенности речевого развития детей 4-5 летнего возраста

Консультация учителя-логопеда в уголок для родителей на тему: "Особенности речевого развития детей 4-5 летнего возраста"...