Особенности организации игр и упражнений для развития мелкой моторики
статья (младшая группа)

Зуева Елена Анатольевна
 
Применение знаний в области речевого и познавательного развития детей создают для них уникальную информационно - образовательную среду в ДОО, в соответствии с требованиям ФГОС ДО, позволяющую формировать у детей раннего возраста и дошкольников новые личностные образования, способствующие формированию произвольности и условий для адаптации к обучению в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации игр и упражнений для развития мелкой моторики

Упражнения для развития мелкой моторики можно условно разделить на три группы.

Первая группа. Упражнения для кистей рук

      Развивают подражательную способность;

      Учат напрягать и расслаблять мышцы;

      Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;  Учат переключаться с одного движения на другое.

Вторая группа. Упражнения для пальцев условно статические

      Совершают полученные навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

Третья группа. Упражнения для пальцев динамические

      Развивают точную координацию движений;

      Учат сгибать и разгибать пальцы рук;

      Учат противопоставлять большой палец остальным.

Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо еѐ нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

-   Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.

-   Игровые задания должны постепенно усложняться.

-   Начинать игру можно только, когда ребѐнок хочет играть.

-   Никогда не начинайте игру,  если вы сами утомлены или если ребѐнок неважно себя чувствует.

-   Недопустимо переутомление ребѐнка в игре.

-   Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук

Традиционные:

  Самомассаж кистей и пальцев рук;

  Игры с пальчиками с речевым сопровождением;

  Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

  Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

  Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углѐм;

  Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.

  Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

  Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

 

Нетрадиционные:

  Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щѐтками;

  Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Основные направления работы с детьми в ходе организованной деятельности

 Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

 Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, ―ѐжики‖, ―скалочки‖, семена).

 Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).

 Завязывание бантиков, шнуровка, застѐгивание пуговиц, замков.

 Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

 Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

 Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).

 Игры в ―сухом бассейне‖, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:   нахождение заданных предметов,  угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"

В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

Консультация для родителей детей младшей группы на тему: "Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики"

в консультации рассказывается как важно развиватьо мелкую моторику у детей и представлены примеры игр на эту тему...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей".

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....