Консультация для родителей "Логоритмика в ДОУ"
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей ДОУ "Логоритмика в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логоритмика
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Нарушение речи, преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательное мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения. Многими исследователями отмечается связь между недоразвитием как речи, так и психических процессов. Так,
Л.С. Выготский говорил, что задержка в развитии речи знаменует собой и задержку развития воображения. Л.И. Белякова, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина отмечают, что для детей с речевым недоразвитием характерны: недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения; недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности; отставание в развитии словесно-логического мышления; недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения; общая психофизиологическая расторможенность; недоразвитие общей и мелкой моторики.
Логоритмика в частности, есть движение соединенное с речью, речевым выражением эмоций и форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
С научной точки зрения танец - развитие крупной моторики, чувства ритма, выработка правильной осанки, точности координации, источник удовольствия и положительных эмоций.
В логоритмику входит такой раздел как пение. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Метлов Н.А. в своей книге ''Музыка детям'' пишет об основных качествах детского голоса, о том, что ''голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка… Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. '' Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание.
Дыхание – наипервейшая функция человеческого организма, даже без еды человек может прожить две-три недели, а без воздуха – несколько минут. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани), способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
Стоит обратить особое внимание на часто болеющих детей и детей, имеющих речевые нарушения. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Поэтому основными задачами дыхательных упражнений являются:
Укреплять физиологическое дыхание детей
Тренировать силу вдоха и выдоха
Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох)
Развивать продолжительный вдох.
Существуют специальные упражнения по формированию правильного дыхания, например гимнастики А.Н.Стрельниковой, А.Г. Ипполитовой, Н.А. Рождественской, Е.Л. Пеллингер,К.П. Бутейко,М. Норбеков и др. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма, но для детей эти упражнения рекомендуется применять осторожно и дозированно.
Огромную роль в логоритмике играют музыкально– ритмические движения. Музыка и движения являются средствами, которые благотворно влияют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксирующую функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Остановимся поподробней на некоторых из них.
Упражнения на согласование движений и речи
Валеологические песенки (Валеология обучает качествам, необходимым для здоровой и успешной повседневной жизни) поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат в коллективе. Валеологические песенки – отличное начало для любой непосредственно образовательной деятельности.
Упражнение на согласование движений с музыкой. Игроритмические упражнения - специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Игра и движение важнейшие компоненты жизнедеятельности детей. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей. Через игроритмические упражнения ребенок выражает свои чувства и высвобождает накопленную энергию, превращая её в акт творчества. Для ребёнка с нарушением речи ритм имеет также немаловажную роль. Расслабляющие упражнения (релаксация) обычно проводятся в конце занятия и приводят детей в спокойное состояние после целого ряда двигательных и речевых нагрузок. В настоящий момент времени нет подробного описания специального комплекса расслабляющих упражнений, которые могли бы проводиться в любых условиях логопедами, врачами, воспитателями и родителями с детьми.
Почему расслабление так необходимо? Состояние спокойствия в большей мере обеспечивается общим мышечным расслаблением. Когда человек возбужден, его мышцы чрезмерно напрягаются. Например, в гневе люди могут сжимать кулаки; раздражаясь, быстро постукивать ногой или невольно ломают подвернувшийся предмет. От напряженных мышц в центральную нервную систему постоянно идут мощные нервные импульсы, которые и держат в возбуждении отдельные участки мозга. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя.
Способность напрягать или расслаблять мышцы – это тоже очень важно для детей, поэтому в логоритмику включаются упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Они помогают одним укрепить мышечную массу, а другим наоборот - расслабиться.
Большое значение в логоритмике уделяется пальчиковой гимнастике. Выполняя её, дети развивают речь. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга. Она развивает умение малыша подражать нам, взрослым… учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать… повышает речевую активность, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам и родителям, нужно помогать ребёнку его формировать, так как произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Кроме этого, он сможет усилить контроль за своими движениями. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи, поэтому это отличное упражнение для развития памяти. С помощью пальчиковых игр также можно развивать фантазию и воображение. В процессе выполнения таких упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими, что поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Упражнения по артикуляционной гимнастики позволяют всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.Она не только укрепляет речевой аппарат, но и развивает певческий голос и способствует его охране, а так же укрепляет здоровье ребёнка.
Игровой массаж. Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? Все дело в том, что массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Обучение детей простейшим массажным приемам лучше всего происходит в игре.
Музыкотерапия- одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Например слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастическим этюдом М.Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце, а вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Это может быть во время утреннего приема – ведь отрыв от дома и родителей является пусть небольшой, но каждодневной травмой для детей. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием классической и специальной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Особое внимание следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению детей после дневного сна. Эта методика разработана Н.Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы несложных упражнений, не поднимая малышей с кровати.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....