Психологическая готовность ребенка к школе
консультация (старшая, подготовительная группа)
Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.
Л.А. Венгер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как научить ребенка управлять своим поведением | 15.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как научить ребенка управлять своим поведением?»
Речь пойдет об очень важном психологическом качестве, от которого в основном будет зависеть, насколько ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно в школе - о развитии произвольности. Произвольность – это умение управлять своим поведением и своими психическими процессами.
Выделяют три уровня развития произвольности. Первый уровень – это управление движениями. Это умение совершать точные ловкие движения, умение напрячь и расслабить мышцы нужный момент. На этом уровне проблемы в школе связаны с неумением детей длительное время сохранять двигательный покой, т.е. с так называемой неусидчивостью. Т.е. нужно тренировать усидчивость.
Второй уровень это - управление познавательными психическими процессами. Это умение концентрировать внимание на том, что требуется, а не на том, что само бросается в глаза, запоминать то, что требуется и когда нужно уметь воспроизвести запечатленную информацию, умение управлять потоком ассоциаций из чего появляется мышление и воображение. На этом уровне проблемы возникают из-за неумения нужное время концентрироваться на выполнении задания. Т.е. важно тренировать концентрацию внимания.
Третий самый трудный уровень - это умение управлять эмоциями и желаниями. Это умение делать то, что надо, а не то что хочется, умение сначала подумать, а только потом сделать, умение подчинять свое поведение правилам, образцам и нормам, выработанным обществом. Опять-таки, дети очень импульсивны им сложно сдерживать свои эмоциональные порывы, и часто проблемы в школе возникают из-за этого. Поэтому нужно специальные упражнения, помогающие ребенку преодолеть импульсивность, вырабатывающие опосредованность поведения – сначала подумай, а потом сделай.
Как же можно развивать произвольность? Рекомендуется делать это в игровой форме. Детям интересно играть и поэтому они выкладываются по максимуму, т.е. могут максимально долго сохранять двигательный покой, концентрацию и сдерживать свои импульсы. И еще каждая игра имеет правила, которым приходится подчиняться. Если ребенок нарушает правила, то игра ломается и наступает разочарование. Таким образом в игре складывается уникальная ситуация, когда ребенок подчиняется правилам добровольно. Он делает это не из страха наказания и не в угоду взрослому, а ради того, чтобы его жизнь стала интереснее.
Игра «Найди отличие» развивает внимание и усидчивость.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игра «Карлики и великаны» помогает преодолеть импульсивность.
Когда взрослый скажет слово «карлик», ребенок должен присесть, а когда взрослый скажет «великан» ребенок «должен встать». Взрослый также предупреждает. Что будет запутывать ребенка садиться, говоря «великан», и вставать, говоря «карлик». Т.е. ребенок должен делать не то, что видит, а то, что слышит. Затем ребенок становится ведущим и запутывает взрослого.
Игра «Орел и мышата» тренирует усидчивость и преодолевает импульсивность.
Ребенок принимает роль мышонка, взрослый роль орла, который охотится на мышей. По полу рассыпается много мелких предметов (например, фасоль). Это семечки на поле, мышонок их должен собрать в какую-нибудь емкость. Мышонок приступает к работе, но тут прилетает орел. Взрослый, играющий роль орла, должен предупредить мышонка о своем появлении криком «Орел». А мышонок должен «спрятаться» - принять позу «молящегося», не двигаться, не издавать звуков. Если ребенок пошевелился или издал звук, то орел его ловит. И значит, ребенок проиграл. Если ребенок ведет тихо и спокойно, то орел улетает. А мышонок продолжает собирать «семечки» до следующего прилета орла. Ребенок побеждает, если ему удалось собрать все семечки и остаться непойманным.
Упражнение на развитие произвольного внимания.
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.
Упражнение на развитие наблюдательности.
Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.
Игра на развитие памяти.
В эту игру можно играть с ребенком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.
Игра для тренировки мышления и сообразительности «Как это можно использовать?»
Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого-либо предмета. Например, Вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Материал будет полезен как для воспитателей так и родителей будущего первоклассника...
Психологическая готовность ребенка к школе. Презентация для родителей.
Данная презентация помогает родителям подготовить ребенка к школе. Из презентации можно узнать, какие навыки помогут ребенку быстрее адаптироваться к школьному процессу....
Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"
Консультация для родителей."Психологическая Готовность ребенка к школе"Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готови...
Психологическая готовность ребенка к школе
Статья о психологической готовности ребенка к школе...
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....
Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе
Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....