Консультация для родителей. "Домашнее чтение"
консультация

Карионова Наталия Федоровна

Домашнее чтение способствует развитию навыков познавательного интереса к окружающему миру, развитию интереса к книге. Книжные иллюстрации, их рассматривание позволяют оставить в душе более глубокие впечатления о прочитанном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_chitaem_doma.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  «Читаем дома»

Младший дошкольный возраст.  

Изучая особенности восприятия и понимания произведений литературы ребёнком 3-4 лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:

- формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать литературные произведения;

- обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;

- учитывать при отборе книг для детей тяготения ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениям;

- помогать детям устанавливать простейшие связи в произведении;

- помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;

- поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;

- помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации.

     Средний дошкольный возраст 

(4-5лет). Усложняется читательский опыт детей. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт.    Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4-5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.

     Таким образом, исходя из особенностей обогащённого литературного и пополненного жизненного опыта детей, перед воспитателями в средней группе стоят задачи:

- продолжать формировать у детей интерес к книге;

- учить внимательно, слушать и слышать произведение;

- видеть поступки персонажей и правильно их оценивать;

- развивать воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения;

- поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;

- поддерживать сопереживание детей героям произведения и формировать личностное отношение к прочитанному.

     Старший дошкольный возраст.

С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивка-бурка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

     В старшем дошкольном возрасте возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы:

- закрепить и развивать устойчивый интерес к книге, воспринимать любовь к художественному слову;

- наряду с непосредственным жизненным опытом детей их литературный опыт. Знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка и другие).

- развивать и воспитывать воссоздающее воображение;

- учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел;

- помогать ребёнку, не только осмысливать поступки персонажей, но и их мысли, чувства; воспитывать умение видеть скрытые причины поступков;

- помогать ребёнку, осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведений;

  • обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приёмы изображения.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

  1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.
  2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга — это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.
  3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.

Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

  1. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Домашнее чтение»

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным: 1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это поч...

Консультация для родителей: «Домашнее чтение»

Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литера...

Консультация для родителей «Домашнее чтение»

Консультация для родителей«Домашнее чтение»...

Консультация для родителей «Домашнее чтение»

Консультация для родителей«Домашнее чтение»...

Консультация для родителей: "Домашнее чтение"

Как важно прививать любовь к чтению своим детям...

Консультация для родителей «Домашнее чтение для сердца и разума»

Если ребенок с детства приобщается к поэзии, к интересной книги, он растет любознательным, общительным, быстрее овладевает художественной речью....

Консультация для родителей «Домашнее чтение для сердца и разума.»

Всем известен интерес детей к книге. Это увлечение возникает на пути от простого любопытства – к удивлению, от удивления – к активной любознательности, а от нее – к знанию.Природную ...