Консультация для родителей и педагогов "Использование схем в составлении описательных рассказов"
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей и педагогов.
Использование схем в составлении описательных рассказов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_shemy_opisaniy.docx | 593.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей и педагогов. Использование схем в составлении описательных рассказов Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование у дошкольника связной речи, то есть умения чётко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные предложения в единое смысловое и структурное целое. Среди всех видов связной речи особое место занимают описательные рассказы. Для таких рассказов характерно создание словесного образа объекта, находящегося в статичном (неподвижном) состоянии. Отсутствие динамики заметно усложняет для ребёнка планирование, и, следовательно, формулирование развёрнутого высказывания. Представим, что воспитатель детского сада показывает дошкольникам обычный помидор и просит составить о нём рассказ - описание. О чём ребёнку рассказывать, если никаких действий не происходит? Какие признаки помидора выделить? В какой последовательности перечислять эти признаки? Как удержать в памяти намеченную последовательность изложения? Какие предложения использовать, чтобы рассказ получился связным и чётким? Не только дошкольнику, но и рядовому ученику начальных классов непросто справиться с подобными задачами… Многолетний опыт практической работы убеждает, что при стихийном речевом развитии ребёнок не в состоянии овладеть составлением описательных рассказов. Для подобной деятельности не достаточно самого благоприятного речевого окружения. Необходимо целенаправленное, научно обоснованное, системное обучение под руководством специалиста, а также использование особых наглядных средств. В качестве универсального вспомогательного средства для моделирования дошкольниками описательного рассказа предлагаются графические планы – схемы, разработанные Ткаченко Т.А.
Характерно, что без зрительной опоры (при отсутствии схемы) обычный дошкольник (без речевых нарушений) не способен удержать в памяти плана рассказа – описания, состоящего более чем из 4-х пунктов. Очевидно, что составление описательных и сравнительных рассказов в традиционном варианте (без схем) недоступно детям с ОНР. Предлагаемые схемы позволяют ребёнку постоянно придерживаться графического плана рассказа, состоящего из 6 - 8 пунктов. Кроме того, схемы помогают дошкольнику: выделить определённые качества объекта, наглядно представить их количество и последовательность, соблюдать эту последовательность при изложении описательного рассказа и тем самым сделать его более полным, точным, связным, непрерывным. Учитывая изложенное, описательные и сравнительные рассказы с использованием авторских Ткаченко Т.А. схем могут применяться при коррекционном обучении детей с ОНР на пусковом этапе. В этих схемах отражены наиболее характерные признаки объектов, относящихся к основным тематическим группам из государственной программы дошкольного обучения: игрушки, одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, домашние животные, дикие звери, птицы, профессии людей, времена года.
Каждый признак представлен в схемах особыми символическими изображениями, доступными детям дошкольного возраста. По мнению психологов, освоение различных знаков и символов помогает ребёнку не только анализировать, сравнивать, обобщённо воспринимать действительность, но и повышает умственный возраст ребёнка, способствуют переходу его мышления на более высокий уровень.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
карты-схемы для составления описательных рассказов
Работу с использованием карт-схем и символов лучше начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, одежде, посуде, временах года. На первых порах при составлении рассказов п...
План - схемы для составления описательных рассказов
План - схемы по Теремковой...
План - схемы для составления описательных рассказов
План - схемы по Теремковой...
Консультация для педагогов на тему: "Использование опорных схем в составлении описательных рассказов"
В консультации описываются пути использования опорных схем для умения детей составлять описательные рассказы....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СХЕМ В СОСТАВЛЕНИИ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Важным направлением речевого развития ребенка является умение составлять описательные рассказы, поскольку предполагает точность, лаконичность и образность в описании предмета, способствует совершенств...
Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов
Данный комплект содержит 16 карточек по разным лексическим темам для составления описательных рассказов + на обратной стороне план рассказа....
Консультация для родителей «Использование опорных схем в составлении описательных рассказов»
Развитие речи теснейшим образом связано с формирование мышления и воображения ребёнка. Активизировать речевое развитие нам помогут схемы - описания....