Консультация для родителей и педагогов "Использование схем в составлении описательных рассказов"
консультация (старшая группа)

Консультация для родителей и педагогов.

 Использование схем в составлении описательных рассказов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_shemy_opisaniy.docx593.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов.

 Использование схем в составлении описательных рассказов

Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование у дошкольника связной речи, то есть умения чётко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные предложения в единое смысловое и структурное целое. Среди всех видов связной речи особое место занимают описательные рассказы. Для таких рассказов характерно создание словесного образа объекта, находящегося в статичном (неподвижном) состоянии. Отсутствие динамики заметно усложняет для ребёнка планирование, и, следовательно, формулирование развёрнутого высказывания.

Представим, что воспитатель детского сада показывает дошкольникам обычный помидор и просит составить о нём рассказ - описание. О чём ребёнку рассказывать, если никаких действий не происходит? Какие признаки помидора выделить? В какой последовательности перечислять эти признаки? Как удержать в памяти намеченную последовательность изложения? Какие предложения использовать, чтобы рассказ получился связным и чётким? Не только дошкольнику, но и рядовому ученику начальных классов непросто справиться с подобными задачами…

Многолетний опыт практической работы убеждает, что при стихийном речевом развитии ребёнок не в состоянии овладеть составлением описательных рассказов. Для подобной деятельности не достаточно самого благоприятного речевого окружения. Необходимо целенаправленное, научно обоснованное, системное обучение под руководством специалиста, а также использование особых наглядных средств.

В качестве универсального вспомогательного средства для моделирования дошкольниками описательного рассказа предлагаются графические планы – схемы, разработанные Ткаченко Т.А.

http://t-a-tkachenko.ru/publications/3/1.jpg
Схема описания и сравнения игрушек

 http://t-a-tkachenko.ru/publications/3/2.jpg
Схема описания и сравнения посуды

     Характерно, что без зрительной опоры (при отсутствии схемы) обычный дошкольник (без речевых нарушений) не способен удержать в памяти плана рассказа – описания, состоящего более чем из 4-х пунктов. Очевидно, что составление описательных и сравнительных рассказов в традиционном варианте (без схем) недоступно детям с ОНР.

     Предлагаемые схемы позволяют ребёнку постоянно придерживаться графического плана рассказа, состоящего из 6 - 8 пунктов. Кроме того, схемы помогают дошкольнику: выделить определённые качества объекта, наглядно представить их количество и последовательность, соблюдать эту последовательность при изложении описательного рассказа и тем самым сделать его более полным, точным, связным, непрерывным. Учитывая изложенное, описательные и сравнительные рассказы с использованием авторских Ткаченко Т.А.  схем могут применяться при коррекционном обучении детей с ОНР на пусковом этапе.

     В этих схемах отражены наиболее характерные признаки объектов, относящихся к основным тематическим группам из государственной программы дошкольного обучения: игрушки, одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, домашние животные, дикие звери, птицы, профессии людей, времена года.

http://t-a-tkachenko.ru/publications/3/3.jpg
Схема описания и сравнения овощей, фруктов

http://t-a-tkachenko.ru/publications/3/4.jpg
Схема описания и сравнения птиц

Каждый признак представлен в схемах особыми символическими изображениями, доступными детям дошкольного возраста. По мнению психологов, освоение различных знаков и символов помогает ребёнку не только анализировать, сравнивать, обобщённо воспринимать действительность, но и повышает умственный возраст ребёнка, способствуют переходу его мышления на более высокий уровень.

http://t-a-tkachenko.ru/publications/3/5.jpg
Схема описательного и сравнительного рассказа о профессиях людей

http://t-a-tkachenko.ru/publications/3/6.jpg
Схема описания и сравнения одежды

http://t-a-tkachenko.ru/publications/3/7.jpg
Схема описания и сравнения времён года

http://t-a-tkachenko.ru/publications/3/8.jpg
Схема описания и сравнения животных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

карты-схемы для составления описательных рассказов

Работу с использованием карт-схем и символов лучше начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, одежде, посуде, временах года. На первых порах при составлении рассказов п...

Консультация для педагогов на тему: "Использование опорных схем в составлении описательных рассказов"

В консультации описываются пути использования опорных схем для умения детей составлять описательные рассказы....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СХЕМ В СОСТАВЛЕНИИ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Важным направлением речевого развития ребенка является умение составлять описательные рассказы, поскольку предполагает точность, лаконичность и образность в описании предмета, способствует совершенств...

Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов

Данный комплект содержит 16 карточек по разным лексическим темам для составления описательных рассказов + на обратной стороне план рассказа....

Консультация для родителей «Использование опорных схем в составлении описательных рассказов»

Развитие речи теснейшим образом связано  с формирование мышления и воображения ребёнка. Активизировать речевое развитие нам помогут схемы - описания....