Развитие речи младших дошкольников
консультация (младшая группа)
Основу речевого развития ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, сочиняют стихи. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_mladshih_doshkolnikov.docx | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи младших дошкольников».
.
Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:
- Речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
- Речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей:
- Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
- Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Основу речевого развития ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, сочиняют стихи. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребёнка не только свидетельствую о владении богатством родного языка, его грамматическим строем, но и показывают его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.
С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребёнка, передают ему просьбы, объясняют, как он должен себя вести, и т. д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.
Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.
- какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему мы должны учить ребёнка?
- Формирование звуковой культуры речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
- Развитие выразительности речи.
Ребёнок к 4 годам:
- Правильно произносит отдельные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание;
- Накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети начинают активно употреблять прилагательные и местоимения;
- Активно осознаёт обобщающую функцию слов;
- Через слово овладевает основными грамматическими формами речи (появляются множественное число, винительный и родительный падежи, уменьшительно – ласкательные суффиксы);
- Начинает использовать в речи сложные формы предложений;
- Осваивает навыки разговорной речи, выражает свои мысли простыми и сложными предложениями.
В речи детей этого возраста отмечаются некоторые особенности.
- Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие ( «ш», «ж», «ч», «щ»), сонорные («р», «рь», «л», «ль») звуки, а некоторые их пропускают.
- Дети не способны выделить существенные признаки предметов, например затрудняются назвать части предмета, части тела.
- Требует совершенствования интонационная сторона речи.
- Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией, темпом, силой голоса.
- Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.
- При построении простых распространённых предложений они опускают отдельные члены предложений.
- Существует проблема словообразования.
- Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатсв родного языка.
- Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи.
- Дети часто отвлекаются от содержания вопроса.
Что способствует развитию речи.
1.Гимнастика для язычка.
Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный» язычок. Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5 – 10 минут.
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений.
(Педагог предлагает выполнить данные упражнения самим родителям, по ходу выполнения объясняет, как правильно при этом артикулировать).
Усадите ребёнка перед зеркалом и начинайте (упражнения «Лошадка», «Грибок», «Часики» и т.д.).
2. Пальчиковые гимнастики.
Когда-то, В.А.Сухомлинский, известный педагог, сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Иными словами, если развитие пальчиков отстает, то задерживается и речевое развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Чтобы наши детки были активными, разговорчивыми, смышлеными – мы должны развивать у них мелкую моторику рук. Начнем с самого простого – пальчиковые игры – для них не надо специальные условия, оборудования. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малыша, пробуждающий воображение, фантазию.
Как живешь? – Вот так!
Как плывешь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так!
Как глядишь? – Вот так!
Ждешь обед? – Вот так!
Машешь вслед? – Вот так!
Утром спишь? – Вот так!
А шалишь? – Вот так!
Сейчас вместе со мной.
3.Массаж ладоней и пальцев рук.
Су — Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Если у вас под рукой не окажется шарика, можно сделать его самим из бумаги, или взять орех.
Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек.
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(катаем шарик, слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
Спасибо, молодцы, у вас получилось.
4.«Сыпучие игры». Нестандартные техники рисования на сыпучих материалах (в данном случае рисование на манной крупе), позволяющие развивать не только моторику рук и речь, но и усидчивость, аккуратность, внимание и воображение. Рисуем солнышко, кружок, дорожку. Чтобы дорожка получилась разная, сначала нарисуем ее большим пальчиком, указательным, мизинцем.
5.«Игры с различными предметами». (в данном случае, с прищепками и счетными палочками), развивают координацию движений пальцев рук, внимание, мышление и воображение.
6.«Игры с мозаикой и конструктором» которые также помогают в развитии моторики и речи детей.
7.«Сухой бассейн». Для этого подойдет простая коробка, наполнить ее горохом, косточками из компота, фасолью и т.д. Спрятать игрушку, можно поиграть – «Найди клад», «Найди игрушку», «Кто здесь живет?». И главное - малыша без присмотра не оставлять!
8. Чтение художественной литературы.
Советы учителя – логопеда.
Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов.
- Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, не следует искажать слова, имитировать детскую речь.
- Обращайте внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка.
- Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости?», и ребёнок даёт полный ответ: « К нам в гости приехала кукла».
- Используйте игру «Чего не стало?» (В ответе используется имя существительное в родительном падеже единственного числа).
- Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги).
- Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.
- Что это? Кто это?
- Какого цвета?
- Что есть у зайки?
- Как можно назвать зайку?
- Что с ним можно делать?
- Учите детей сравнивать предметы между собой ( чем отличаются, что между ними общего).
- Учите подбирать слова к определённым глаголам («Собака бежит. А кто ещё может бегать?» и т.д.).
- Для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи младших дошкольников»
Родительское собрание в первой младшей группе«Развитие речи младших дошкольников»...
ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ во 2 младшей группе Тема: Развитие речи младших дошкольников.
Тема: Развитие речи младших дошкольников. Задачи:1. Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка 3-4 лет.2. Рассказать родителям о влиянии пальчиковых игр и упражнений на разв...
Семинар-практикум для родителей младших групп на тему: "Развитие речи младших дошкольников"
Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка....
Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Развитие речи младших дошкольников»
Представляю вашему вниманию родительское собрание во второй младшей группе на тему: "Развитие речи младших дошкольников"....
Родительское собрание во 2 младшей группе на тему "Развитие речи младших дошкольников"
Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка....
Родительское собрание во 2 младшей группе «Развитие речи младших дошкольников- «Путешествие в страну «Речь»».Форма проведения – игровой практикум
Повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста....
Развитие речи младших дошкольников посредством интеграции "Речевого развития" "Художественно-эстетического развития" с другими образовательными областями.
Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах интеграции различных образовательных областей...