Развитие речи младших дошкольников
консультация (младшая группа)

Веселова Наталья Васильевна

Основу речевого развития ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, сочиняют стихи. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие  дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_mladshih_doshkolnikov.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи младших дошкольников».

.

Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

  • Речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
  • Речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

  • Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
  • Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Основу речевого развития ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, сочиняют стихи. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие  дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребёнка не только свидетельствую о владении богатством родного языка, его грамматическим строем, но и показывают его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.

С помощью речи взрослые  определяют и направляют поведение ребёнка, передают ему просьбы, объясняют, как он должен себя вести, и т. д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.

Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

-  какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему мы должны учить ребёнка?

  • Формирование звуковой культуры речи.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Обучение рассказыванию, связной речи.
  • Развитие выразительности речи.

Ребёнок к 4 годам:

  • Правильно произносит отдельные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание;
  • Накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети начинают активно употреблять прилагательные и местоимения;
  •  Активно осознаёт обобщающую функцию слов;
  • Через слово овладевает основными грамматическими формами речи (появляются множественное число, винительный и родительный падежи, уменьшительно – ласкательные суффиксы);
  • Начинает использовать в речи сложные формы предложений;
  • Осваивает навыки разговорной речи, выражает свои мысли простыми и сложными предложениями.

В речи детей этого возраста отмечаются некоторые особенности.

  • Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие ( «ш», «ж», «ч», «щ»), сонорные («р», «рь», «л», «ль») звуки, а некоторые их пропускают.
  • Дети не способны выделить существенные признаки предметов, например затрудняются назвать части предмета, части тела.
  • Требует совершенствования интонационная сторона речи.
  • Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией, темпом, силой голоса.
  • Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.
  • При построении простых распространённых предложений они опускают отдельные члены предложений.
  • Существует проблема словообразования.
  • Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатсв родного языка.
  • Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи.
  • Дети часто отвлекаются от содержания вопроса.

Что способствует развитию речи.

1.Гимнастика для язычка. 

Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный» язычок. Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5 – 10 минут.

Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений.

(Педагог предлагает выполнить данные упражнения самим родителям, по ходу выполнения объясняет, как правильно при этом артикулировать).

Усадите ребёнка перед зеркалом и начинайте (упражнения «Лошадка», «Грибок», «Часики» и т.д.).

2. Пальчиковые гимнастики.

Когда-то, В.А.Сухомлинский, известный педагог, сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Иными словами, если развитие пальчиков отстает, то задерживается и речевое развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Чтобы наши детки были активными, разговорчивыми, смышлеными – мы должны развивать у них мелкую моторику рук. Начнем с самого простого – пальчиковые игры – для них не надо специальные условия, оборудования. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малыша, пробуждающий воображение, фантазию.

Как живешь? – Вот так!

Как плывешь? – Вот так!

Как бежишь? – Вот так!

Как глядишь? – Вот так!

Ждешь обед? – Вот так!

Машешь вслед? – Вот так!

Утром спишь? – Вот так!

А шалишь? – Вот так!

Сейчас вместе со мной.

3.Массаж ладоней и пальцев рук.

Су — Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Если у вас под рукой не окажется шарика, можно сделать его самим из бумаги, или взять орех.

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек.
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(катаем шарик, слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)

 Спасибо, молодцы, у вас получилось.

4.«Сыпучие игры». Нестандартные техники рисования на сыпучих материалах (в данном случае рисование на манной крупе), позволяющие развивать не только моторику рук и речь, но и усидчивость, аккуратность, внимание и воображение. Рисуем солнышко, кружок, дорожку. Чтобы дорожка получилась разная, сначала нарисуем ее большим пальчиком, указательным, мизинцем.

5.«Игры с различными предметами»(в данном случае, с прищепками и счетными палочками), развивают координацию движений пальцев рук, внимание, мышление и воображение.

6.«Игры с мозаикой и конструктором» которые также помогают в развитии моторики и речи детей.

7.«Сухой бассейн». Для этого подойдет простая коробка, наполнить ее горохом, косточками из компота, фасолью и т.д. Спрятать игрушку, можно поиграть – «Найди клад», «Найди игрушку», «Кто здесь живет?». И главное - малыша без присмотра не оставлять!

8. Чтение художественной литературы.

Советы учителя – логопеда. 

Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов.

  • Речь взрослых должна быть  чёткой, неторопливой, не следует искажать слова, имитировать детскую речь.
  • Обращайте внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка.
  • Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости?», и ребёнок даёт полный ответ: « К нам в гости приехала кукла».
  • Используйте игру «Чего не стало?» (В ответе используется имя существительное в родительном падеже единственного числа).
  • Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги).
  • Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.

- Что это? Кто это?

- Какого цвета?

- Что есть у зайки?

- Как можно назвать зайку?

- Что с ним можно делать?

  • Учите детей сравнивать предметы между собой ( чем отличаются, что между ними общего).
  • Учите подбирать слова к определённым глаголам («Собака бежит. А кто ещё может бегать?» и т.д.).
  • Для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи младших дошкольников»

Родительское собрание в первой младшей группе«Развитие речи младших дошкольников»...

ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ во 2 младшей группе Тема: Развитие речи младших дошкольников.

Тема: Развитие речи младших дошкольников. Задачи:1. Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка 3-4 лет.2. Рассказать родителям о влиянии пальчиковых игр и упражнений на разв...

Семинар-практикум для родителей младших групп на тему: "Развитие речи младших дошкольников"

Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Развитие речи младших дошкольников»

Представляю вашему вниманию родительское собрание во второй младшей группе на тему: "Развитие речи младших дошкольников"....

Родительское собрание во 2 младшей группе на тему "Развитие речи младших дошкольников"

Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Родительское собрание во 2 младшей группе «Развитие речи младших дошкольников- «Путешествие в страну «Речь»».Форма проведения – игровой практикум

Повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития   детей младшего дошкольного возраста....

Развитие речи младших дошкольников посредством интеграции "Речевого развития" "Художественно-эстетического развития" с другими образовательными областями.

Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах интеграции различных образовательных областей...