Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду
консультация
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста
Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации.
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.
У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.
Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.
При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок как правило не заболевает в период адаптации.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.
Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.docx | 115.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста
Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации.
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.
У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.
Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.
При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок как правило не заболевает в период адаптации.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.
Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.
От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?
Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:
· возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
·состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
· сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
· индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.
· условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.
· уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:
· глубокий сон;
· хороший аппетит;
· бодрое эмоциональное состояние;
· полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
· соответствующая возрасту прибавка в весе.
Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра.
Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:
· взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;
· собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;
· приподнять как можно больше предметов на ладонях.
После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.
Игра «Рисунки на песке»
Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.
Игра «Разговор с игрушкой»
Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.
Адаптация-это процесс приспособления организма и личности ребенка к новой обстановке и новым условиям. Адаптация бывает: легкая, средней тяжести, тяжелая и очень тяжелая. Легкая адаптация может проходить в течении 2-3 недель, а тяжелая иногда длится около полугода и больше. Какая адаптация будет у вашего ребенка, зависит от многих факторов: от особенностей его центральной нервной системы, стиля воспитания принятого в вашей семье и от подготовленности к яслям.
Как правило, путевки в ясли начинают давать в конце июня - начале июля. С этого времени начинается прием новеньких детей в ясельную группу. Это время считается самым благоприятным для адаптации малышей .
Тепло на улице, тепло в группе. Малыши меньше подвержены простудным заболеваниям. Солнце, воздух и игры с водой на участке, способствуют закаливащему эффекту .
Летом основную часть времени дети проводят на улице. Всем известно, что малыши очень любят гулять. На улице ребенок не чувствует себя в замкнутом пространстве. Он быстрее находит себе занятие , увлечение, т.к. здесь его отвлекают природные факторы. Малыш может засмотреться на солнце, птичку, бабочку или жучка. Может увлечься игрой с песком в песочнице и забыть на время о своей печали (песочная терапия).
Обычно новенькие детки поступают не одновременно, а 1 -2 ребенка в неделю. Поэтому воспитатель может уделить новичку больше внимания, взять его на ручки, обнять, пожалеть, подобрать "ключики" и завоевать его расположение.
В это время в группу еще ходят "старенькие" детки. Они ведут себя уже спокойно, уверенно, как хозяева группы. Не беспокойтесь по этому поводу. В яслях нет дедовщины. Во- первых рядом всегда воспитатель и он следит, чтобы малышей не обижали. Во-вторых по моим наблюдениям, "старенькие " детки, как правило, любят малышей. Они начинают их обхаживать , няньчиться, по праву старших. А малышки, тоже всегда тянутся, к тем кто постарше и с удовольствием вступают с ними в игру. Наблюдая за своими новыми друзьями новичок учиться вести себя в коллективе, учится принимать и выполнять правила, слушать воспитателя, учится все делать вместе: играть, убирать игрушки , собираться на прогулку, садится за стол и кушать и т.д. Видя, что старшие дети привычно и спокойно придерживаются заведенного порядка, малыш успокаивается и начинает подражать их действиям. Он как-бы перенимает "штамб" поведения в коллективе. Надо оговориться, что здесь проявляется, насколько общителен ваш ребенок. Если у него маленький опыт общения или его нет вообще, он возможно будет сопротивляться и не захочет подчиняться коллективным правилам.
Как же обычно ведут себя дети во время адаптации?
Впервые войдя в группу, ребенок может даже не заплакать. Он будет с интересом рассматривать новые , яркие игрушки, обстановку, окружающих его детей, пока не поймет, что рядом нет мамы. Вот когда начинаются слезы.
Малыш осознает, что он остался без мамы и для него это самое большое горе в его жизни. Он показывает на дверь, в которую ушла мама, отказывается от еды, не ссадится за стол, его уже ничего не интересует. Малыш, который умеет говорить, постоянно зовет маму или просит воспитателя отвести его домой. На следующий день, он от мамы отрывается со слезами и продолжаться такое может на протяжении двух недель, а иногда и больше.
Постепенно, ребенок начинает забываться, отвлекаться и успокаиваться. Он уже узнает знакомую воспитательницу и иногда со слезами, но все- таки идет к ней.
Первое время детки ходят в ясли только на два часа. Воспитатель следит за состоянием ребенка в группе и потихонечку, по часу, прибавляет время нахождения его в детском учреждении.
Многие мамочки начинают торопить воспитателей, чтобы побыстрее оставить малыша в яслях. Не нужно форсировать события. Если воспитатель видит, что ребенок быстро успокаивается после ухода мамы, кушает и играет с другими детьми, сам быстрее оставит ребенка на более длительный срок в группе.Не зря говорят "Спешка нужна только при ловле блох". Всему свое время и не за горами то время, когда малыш сам помашет вам ручкой и с удовольствием побежит в группу, к своей воспитательнице.
Когда ребенок будет спокойно уходить от родителей в группу, с удовольствием кушать, играть и спать, можно считать, что адаптация закончилась и ребенок полностью привык к яслям.
Как родители могут помочь ребенку быстрее и легче адаптироваться в яслях.
Если малыш больше привязан к маме, то лучше будет, если в ясли его будет водить папа или другой член семьи.
Если у ребенка есть любимая игрушка, он может брать ее с собой в группу. Пусть она будет вместе с ним и облегчит расставание с близкими.
Если вы заранее не отучили малыша от соски или от бутылочки, не отучайте сейчас . Пусть пока не привыкнет, он их сосет. Замечено, что сосательные движения успокаивают. Если ребенок пользуется соской или бутылочкой только перед сном, воспитатели дадут их малышу своевременно.
Если ребенок не приучен к горшку, не следует отучать его от памперсов в адаптационный период.
В это время действует закон- никаких резких перемен, чтобы не усугублять и без того тяжелый период в жизни ребенка!!!
Обратите внимание на правильное питание ребенка, разнообразьте его живыми витаминами: овощами и фруктами.Здоровое питание укрепляет нервную систему.
Старайтесь побольше находится с ребенком на свежем воздухе и лучше в компании других детей.
Следите за тем, чтобы ребенок высыпался ночью. Укладывайте его вовремя спать. Часто дети плачут от того, что хотят спать.
Беседуйте с малышом, рассказывайте что-нибудь хорошее о детском садике, о воспитателях, о детках. Даже если ваш ребенок не умеет говорить, он уловит ваши теплые нотки в голосе и поймет вас.
Никогда не обсуждайте воспитателя при ребенке, не настраивайте его против детского садика.
Будьте решительны. Старайтесь прощаться с ребенком в раздевалке быстрее, не оттягивая время расставания.
Если решили приучать ребенка к детскому учреждению, водите каждый день, а не случай, от случая. (Конечно, если ребенок не болен) . Этим можно только растянуть адаптацию по времени и сделать ее более тяжелой для малыша.
Прислушивайтесь ко всем советам воспитателей. Они тоже заинтересованы в скорейшей адаптации вашего ребенка.
Большая роль в процессе адаптации отводится личности воспитателя, его профессионализму, его человеческим качествам, его любви к детям. Хороший воспитатель переживает адаптацию вместе с каждым ребенком в отдельности: огорчается его слезам и радуется успехам!
Не забывайте, что с момента, когда ваш ребенок перешагнул порог группы, воспитатель в ответе за него, за его физическое и психическое здоровье и благополучие.
Маленький ребенок, в первый раз оказавшийся в группе, чувствует себя беззащитным. Ему страшно без мамы, и он нуждается в постоянной поддержке, заботе и внимании. Ведь дома он самый главный и привык, что все крутится вокруг него.
Если малыш вцепился в маму, плачет , не идет в группу, я беру его на руки и пытаюсь отвлечь от уходящей мамы, заинтересовать красивой , яркой игрушкой, книгой или подношу к окну и обращаю внимание на что-нибудь интересное .
Я всегда стараюсь создать обстановку доброжелательности, чтобы новичок почувствовал и понял, что в яслях его никто не обидит, воспитатель его любит, ждет его прихода, если надо пожалеет , приласкает и поможет во всем.
Обычно к приему малышек мы украшаем группу, чтобы сделать ее более привлекательной и интересной: вешаем подвесные гирлянды, крутящиеся мобили. Хорошо помогают отвлечь новичков, мыльные пузыри. Их любят все дети без исключения. И они нас не раз спасали в такие моменты.
С большим удовольствием детки наблюдают за тем, как кружится юла или как двигаются заводные игрушки.
Сейчас много музыкальных развивающих игрушек. Они тоже приходятся очень кстати.
Любят малыши играть с разноцветными надувными шариками и мячами. Я отбиваю мяч рукой о пол и читаю стихотворение "Мой веселый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь…" Детям это очень нравится и они просят повторить еще.
Хорошо работает прием с использованием народных игр- забав: "Сорока белобока", "Коза рогатая". Или например, я сажаю ребенка к себе на колени и делаю так, чтобы он слегка подпрыгивал:
" Едем, едем, к бабке с дедом.
По кочкам, по кочкам,
По маленьким дорожкам,
В ямку бух!!!
Я немного раздвигаю колени и ребенок плавно падает на ножки. Это очень забавляет малышей, и даже плачущий ребенок может улыбнуться или засмеяться в голос. А как известно, смех и веселье лучшее лекарство от плохого настроения.
Существует еще много игр и упражнений, которые мы используем во время адаптационного периода, которые помогают воспитателю найти тропинку к сердцу каждого подопечного.
Если новичок не садится за стол и отказывается от еды, я сажаю его к себе на колени и пытаюсь покормить. В случае отказа, никогда не настаиваю. Пусть немного привыкнет, осмотрится. В следующий раз попробуем покушать еще. Скоро придет мама и ребенок покушает дома.
Первое время адаптации, малыш не приученный к горшку, находится в памперсе. Отучение от памперса и приучение к горшку проходит очень деликатно, постепенно, без торопливости, чтобы не напугать ребенка и не вызвать обратную реакцию на привыкание к яселькам. Тактично и очень осторожно мы пытаемся его посадить на горшок вместе с остальными детьми. Если малыш отказывается садится на горшок, я никогда не настаиваю. Пусть постоит рядом и понаблюдает за другими детками. Попробуем повторить в другой раз. Придет время и он сам захочет это сделать вместе с другими ребятками.
Бывает, что глядя на других, новичок с любопытством садится на горшочек, но ничего не делает в него. Со временем он сам поймет, что от него требуется и научиться справлять свою нужду в горшочек. Тогда и памперс уже не будет нужен и от него можно отказаться.
Так- же обстоит дело и с сосками. Отучение происходит не торопливыми темпами. Когда малыш обвыкнется и успокоится, он отвлекаясь на игры с ровесниками, может сам ненадолго вытащить вреднючую соску изо рта. Ведь ему же надо как- то общаться, а соска мешает это делать. Постепенно это происходит все чаще, и незаметно для себя, ребенок привыкает совсем обходиться без пустышки.
Но вот ребенок уже более спокойно ходит в группу, без слез расстается с мамой. Пришло время оставить его на сон. Иногда, малыш уже настолько к этому готов, что вместе с остальными ребятками он спокойно раздевается и укладывается в свою кроватку. Это очень замечательно!!!
Но бывает и так, что ребенок понимает, что сейчас его положут спать и он начинает горько плакать. Обычно я пытаюсь уложить малыша, погладить по головке, успокоить, покачать и некоторые дети засыпают.
А бывает, что ничего не помогает . Малыш громко плачет и противится засыпанию. Мы просим маму, чтобы при первом нашем звонке шла за ребенком и забирала его из ясель. Случается, что такое повторяется не один день, до тех пор пока малыш однажды уснет в яслях.
Теперь можно уверенно сказать, что адаптация благополучно закончилась и родители могут спокойно вздохнуть. Но еще некоторое время мы просим родителей забирать ребенка сразу после полдника.
Надо помнить, что адаптация очень сложный и ответственный процесс в жизни малыша. Если ребенку понравится в ясельках , он и дальше в садик будет ходить всегда с удовольствием. А, чтобы этот процесс прошел для малыша более естественно и плавно необходимо тесное сотрудничество воспитателя и родителей! Давайте будем дружить!
От всей души желаю вашим малышам легкой адаптации и крепкого здоровья!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду.
Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации....
Консультация для родителей " Адаптация детей раннего возраста в детском саду"
Родители, пришедшие со своим малышом впервые в детский сад, сталкиваются с рядом трудностей. И неизвесто.кому труднее- ребёнку или его маме и папе. Несколько рекомендаций, помогающих сделать первые дн...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду
Адаптация детей раннего возрастаЗакончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – перио...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...
Консультация для родителей. «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду».
Закончился период подготовки ребёнка к детскому саду: оформлены все документы, пройден медицинский осмотр. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период з...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...