Консультации для родителей по теме сенсорного развития детей
консультация (младшая группа)
Дидактические игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii-dlya-roditeley-po-teme-sensornogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta_1.docx | 664.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации для родителей по теме сенсорного развития
детей
Консультация «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать.
В Концепции дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и
других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой.
С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.
Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура.
Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.
Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвертый элемент - игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент дидактической игры – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.
Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это - «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра - «поиск и открытие», и всегда игра - радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием - особенность дидактической игры.
Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, так и дадут ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволят
оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.
В нашем опыте сенсорного воспитания младших дошкольников использовались следующие виды дидактических игр:
Игры для сенсорного развития:
- Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?»,
«Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
- Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
- Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой»,
«Поставь букет цветов в вазу» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
- Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр - способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика.
Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников.
Консультация «На вкус и цвет. Сенсорные игры для малышей»
Малыш развивается стремительно, и в этом участвуют все пять органов чувств. Как задействовать их эффективнее?
На прогулке малыш потрогал шершавую кору дерева, а дома мягкое мамино платье, попробовал кислый лимон, постучал ложкой по кастрюле или батарее. Это не просто игры и шалости, это способ познания мира с помощью органов чувств. Иными словами, сенсорное развитие.
С помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса) ребенок изучает и познает предметы и явления, которые его окружают. Чем богаче среда, в которой находится кроха, тем полноценнее его общее развитие.
Как организовать занятия по сенсорному развитию?
- Обращайте внимание ребенка на новые звуки (вот поехал лифт, запела птичка, а вот так шумит вода в кране).
- Эмоционально реагируйте на то, что интересно малышу. Пусть он видит и чувствует, что вам тоже интересны и важны его первые открытия;
- Расскажите, как называется то, что видит и слышит ребенок. Если это ветка ели, то обратите внимание, что у других деревьев (березы, дуба, клена) листочки гладкие, а у елочки не листья, а вот такие колючие иголочки;
- Загадывайте загадки, читайте сказки и стихи, пойте песенки про то новое, что увидел и узнал ваш ребенок.
ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Сделайте сами так называемые сенсорные коробки, которые помогут развить пальчики. Они могут быть с самым разным наполнением. Например, крупы (фасоль, горох, рис). Спрячьте в эти коробки небольшие игрушки, пусть малыш их достает. В коробки можно положить крупные крышки, мелкие игрушки, мамины украшение (браслеты и бусы), кусочки меха, кожи, бархата и кожи, чтобы ребенок имел возможность пробовать все это на ощупь. Потом сложите в непрозрачный мешочек игрушки с разной текстурой и пусть малыш определит, какие именно предметы лежат внутри. Чем младше ребенок, тем меньше предметов предложите ему для отгадывания.
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Сделайте малышу простые домашние музыкальные инструменты. В пустые коробки от йогурта насыпьте разное количество крупы, орехов или бусинок. Пусть кроха гремит и стучит. Усложните задачу: выберите несколько пар ваших инструментов с более контрастным звучанием. Постучите одним, пусть малыш его отыщет. Кроме того, полезно слушать самую разную музыку – классическую и современную, звуки природы и голоса птиц.
ЗРЕНИЕ
Советуем для развития зрения все игры и упражнения, в которых нужно разложить предметы, картинки по какому - либо признаку. Например, только по цвету, форме или размеру (все круги, все красные фигуры, все большие фигуры). Или, скажем, надо объединить предметы, опираясь на 2-3 признака (все желтые квадраты большого размера сложить в одну сторону, а все маленькие зеленые прямоугольники - в другую.
ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Полезно знакомить ребенка с самыми разными продуктами, давая пробовать совсем по чуть – чуть. Конечно, если нет противопоказаний по здоровью. Очень часто детское «Я не ем» связано именно с тем, что малыш никогда не пробовал тот или иной продукт. Здесь поможет игра «Попробуй только кусочек». Полезна и такая игра: завяжите ребенку глаза, так чтобы он не подглядывал, и предложите, пробуя на вкус, отгадать, что он ест. Это только кажется, что игра простая, но вкус знакомых продуктов очень меняется, если их есть с завязанными глазами. Для сенсорного развития ребенка не нужно времени, сил и финансовых затратах. Все зависит от фантазии и выдумки взрослого, ведь в окружающей среде есть практически все, что нужно. Стоит только этим заинтересоваться и воспользоваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребёнка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость дл...
Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей с нарушением речи»
полезный плакат для родителей...
Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей с нарушением речи»
полезный плакат для родителей...
Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вк...
Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»
Консультации для родителейКонсультация для родителей на тему:«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»...
Консультация для родителей на тему:«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»
Материал раскрывает понятие "Сенсорное развитие", особенности сенсорного развития детей с нарушением речи...