Мастер-класс для родителей «У Соли».
план-конспект занятия (старшая группа)

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leonteva_a.v._u_soli.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Мастер-класс для родителей «У Соли».

Город Усолье-Сибирское, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22»

А.В.Леонтьева

Пояснительная записка

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

После анкетирования родителей выяснилось, что, к сожалению, за годы социально-экономических трансформаций выросло поколение людей, а среди них и родителей наших дошкольников, которые плохо знают не только историю отечества, но и историю своего города в котором родились и живут. Поэтому стало традицией перед изучением с детьми тем связанные с патриотизмом сначала проводить мероприятия с родителями, чтобы они могли закреплять изученный материал дома.

Поэтому, перед изучением с детьми темы «Мой город», я провела с родителями мероприятие «У Соли», через познавательно- исследовательскую деятельность, чтобы они могли организовать дома несложные опыты и эксперименты вместе со своими детьми.

Данное мероприятие построено на основе теоретической и практической частями в виде опытов и экспериментов.

Цель: расширение представления у родителей о соли и ее свойствах через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

- познакомить родителей с опытами и экспериментами с солью, которые можно проводить с детьми в домашних условиях;

- создать положительный, доверительный настрой на взаимодействие родителей с педагогами.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен родителям, где каждый найдет для себя что-то новое и поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Участники: родители, учитель-дефектолог

Возрастная категория детей: старший дошкольный возраст.

Форма проведения: мастер-класс

Материал:

Демонстрационный: иллюстрации с изображениями герба и основателей города Усолье – Сибирское братьев Михалевых, соляной источник, варница, курорт Усолье, Сользавод, баночки с солью, ложки, свечка.

Раздаточный: стаканчики, ложки, соль, вода, нить для выращивания кристаллов; массажные мячики «Су – Джок», резиновые перчатки для выработки воздушной струи,

ноутбук для создания QR-кода.

План проведения:

1. Знакомство с понятием «детское экспериментирование».

#1057;овместное проведение опытов и экспериментов.

#1057;охранение опытов на QR-код.

Ход мастер-класса:

1. Знакомство с понятием «детское экспериментирование».

Детство – это радостная пора открытий. А детское экспериментирование — это деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

В процессе экспериментирования ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Необходимо соблюдать некоторые правила:

#1059;становить цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

#1055;одобрать материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

#1054;бсудить процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

#1055;одвести итоги (точное описание ожидаемого результата)

#1054;бъяснить почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Наше мероприятие хочу начать с таких строк:

Ты из стона и звона, мой город, возник,

Подарил тебе имя соленый родник.

Ты стоишь, город мой, молодой и седой,

И соленый родник не иссяк, он живой

(Олег Пеньков, из книги Шаманского В.Ф. « Усолье - Сибирское»)

-Как вы думаете, какому городу посвящены эти строки?

-Почему наш город назвали Усолье – Сибирское?

Так давайте с вами совершим небольшое, но интересное путешествие в историю нашего города.

(На стенд вывешиваются картинка с изображениями герба и основателей города братья Михалевы) (Приложение 1)

Усолье-Сибирское — город в Иркутской области, один из старейших городов в Приангарье. Как населенный пункт был основан в 1669 году енисейскими казаками братьями Михалёвыми, которые обнаружили на берегу Ангары соляной источник и построили там соляную варницу. Именно от соляных промыслов и происходит название города (Усолье - от слова соль, бурятское название - Дабхан).

2. Совместное проведение опытов и экспериментов, сохранение на QR-код.

Я приглашаю вас в нашу лабораторию, в которой научимся проводить эксперименты с солью, которые сможете повторить дома со своими детьми.

Чтобы вы их не забыли, мы будем фотографировать наши этапы работы и в конце нашего мероприятия сохраним их на QR-код. Почему на QR-код? Потому что он может вмещать в себя большой объем информации, он занимает мало места, его просто считывать и просматривать информацию.

Эксперимент№1 «Свойства соли»

Предлагаю родителям взять тарелочки с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок). Давайте рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов)

Какой вывод мы можем сделать? Соль состоит из маленьких кристаллов.

Теперь насыпьте в блюдечко соль и надавите на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. С чем можно сравнить хруст соли? (с ходьбой по снегу в морозный день).

Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Для следующего эксперимента возьмите два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпьте в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешайте.

Вывод: Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

(На стенд вывешивается картинка с изображением Варницы на Красном острове и первого солеваренного завода) (Приложение 2)

Варница располагалась рядом с устроенной рассольной трубой со срубом. Рассол извлекался из трубы трехведерным кожаным льялом (формой) с помощью журавца. Варница представляла собой деревянный сруб четырехугольной формы с глубокой ямой посередине, в которой была выложена камнем печь. По углам печи стояли столбы с лиственничными перекладками и железными дугами. На них подвешивался большой железный, сделанный из отдельных полий (половин) противень – чрен так, чтобы он был над печью. В противень заливалась соленая вода из ключа, а в яму закладывались дрова – елтыши (круглявые, неколотые). После этого закрывалась единственная в варнице дверь, а в печи разводился огонь. Соленый пар и дым выходили наружу через квадратное отверстие в двускатной крыше. Осевшую на дне соль выгребали и помещали в сушильные лари. Солеварение длилось до двух суток.

Предлагаю вам попробовать самим выпарить соль.

Эксперимент №2 «Выпаривание соли»

Родители берут стаканчик, наливают туда воды, добавляют соль, размешивают. Затем берут из стакана небольшое количество соляного раствора на ложку и помещают на огонь (над зажженной свечкой) и держат, пока вода в ложке не испарится. При нагревании вода испарилась, на дне ложки остались кристаллы соли. Делаем вывод: вода в ложке испарилась, остались кристаллы.

Давайте немного отдохнем и прогуляемся по нашему городу с помощью пальчиковой гимнастики «Люблю по городу гулять» с помощью массажных шариков «Су – Джок». С помощью пальчиковых гимнастик мы укрепляем здоровье детей, проводя массаж нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев; развиваем мелкую моторику рук для стимулирования развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.

(нужно катить мячик по руке начиная от плеча до кончиков пальцев)

Люблю по городу гулять.

Люблю смотреть, люблю считать.

( массажное колечко поочередно надевают на каждый палец, проговаривая стихотворение)

Источник – один,

Курорт – два

Три – краса Ангара, горы, лес, где сосны до небес

Четыре – Спасско – Преображенский Храм

Пять – Комсомольский проспект

Шесть – площадь, Михалевы и дворец

Семь – озеро, стадион, Красноармеец, вечный огонь

Восемь – магазины, кинотеатр, аптеки

Девять – школы, детские сады и библиотеки

Десять – вот я у вокзала

Ответьте, все я посчитала?

Наше путешествие продолжается.

(На стенд вывешиваются картинки с изображениями старого и нового курорта «Усолье»)

(Приложение 3)

Недаром говорят, где соль, там и курорт. В 1848 году на левом берегу Ангары было построено лечебное заведение.

- Всем нам не секрет, что соль используется в быту, при приготовлении пищи, а как с помощью соли можно лечиться?

Наблюдения показали, что соляно – серная вода оказалась очень полезная во всех лечебных целях.

На нашем курорте лечат: заболевания нервной системы, опорно – двигательного аппарата, заболевания органов дыхания, часто болеющих детей ангиной, бронхитом, повышается иммунитет.

В домашних условиях делают ингаляции, промывают нос, полощут горло.

Предлагаю вашему вниманию игру, которая называется «Вырасти кристалл».

(Эта игра направлена на выработку силы и правильного распределения воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по выработке воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики).

На пластмассовый стаканчик надета резиновая перчатка. На пальцах наклеены картинки с изображением солевых кристаллов. В стаканчик продета трубочка. Предлагаю родителям подуть в трубочку, перчатка надувается и «кристаллы» вырастают.

Эксперимент № 4 «Выращивание кристаллов из поваренной соли»

(У каждого родителя на столе стоит стаканчик с водой, соль, ложка, шерстяная нитка, привязанная к карандашу.)

Предлагаю взять соль, насыпать ее в стакан с теплой водой и перемешивать пока она не растворится. Добавить еще соль и снова перемешать. Повторять этот этап до тех пор, пока соль перестала растворяться и стала оседать на дно. В раствор нужно поместить шерстяную нить прикрепленную к палочке так, чтобы нитки не касались стенок емкости и стали наблюдать (через три дня воды стало меньше (вода испарилась) на ниточках начали образовываться кристаллы соли.

Так как этот эксперимент требует длительного времени, то проведите его дома, а вывод и фотографии принести в группу и показать, какие кристаллы выросли на ветке.

Вывод: как вы видите главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по - иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. Уважаемые, родители, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.

(На стенд вывешивается картинка с изображением «Сибсоль») (Приложение 4)

Уважаемые родители, мы с вами убедились, как долго добывают в нашем городе соль. До сих пор работает наш комбинат «Сибсоль». Наша соль считается одной из лучших в мире.

Надеюсь, что мастер – класс вам понравился, и вы вместе со своими детьми проедите по нашему городу, расскажите историю возникновения нашего города, проведете такие же и другие эксперименты и опыты с солью.

Где б ни была в чужом краю

Простая горстка белой соли,

Напомнит тотчас Родину мою

- Сибирское, любимое Усолье.

Рабочий скромный город небольшой

На берегу у дочери Байкала

- Могучей Ангары, к ней приросли душой –

Красавицы-реки, каких на свете мало!

Ольга Чуйкина «Городу моему»

Спасибо вам большое. До новых встреч!

Литература

#1064;аманский, В.Ф. Усолье-Сибирское,1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей – рисование цветной солью «Теплый сюрприз»

Мастер-класс для воспитателей –рисование цветной солью«Теплый сюрприз»...

Мастер-класс "Привычная и удивительная поваренная соль"

Этот  мастер-класс "Привычная и удивительная поваренная соль" я представили на Районном конкурсе "Воспитатель года 2014", где заняла 2 место....

Мастер-класс « Елочки в лесу». Цветная соль Для детей с ОВЗ

Мастер-класс "Елочки в снегу"  предназначен для детей с ОВЗ, с целью познакомить ребят с нетрадиционной техникой рисования цветной солью....

Мастер-класс для детей по рисованию солью «Снежинка»

С наступлением зимы мы с детьми решили вместе создать забавную снежинку, необычным способом - это рисованием солью. Соляная живопись — это забавный процесс художественной деятельности для...