Мастер-класс для родителей «У Соли».
план-конспект занятия (старшая группа)
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leonteva_a.v._u_soli.docx | 32.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Мастер-класс для родителей «У Соли».
Город Усолье-Сибирское, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22»
А.В.Леонтьева
Пояснительная записка
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
После анкетирования родителей выяснилось, что, к сожалению, за годы социально-экономических трансформаций выросло поколение людей, а среди них и родителей наших дошкольников, которые плохо знают не только историю отечества, но и историю своего города в котором родились и живут. Поэтому стало традицией перед изучением с детьми тем связанные с патриотизмом сначала проводить мероприятия с родителями, чтобы они могли закреплять изученный материал дома.
Поэтому, перед изучением с детьми темы «Мой город», я провела с родителями мероприятие «У Соли», через познавательно- исследовательскую деятельность, чтобы они могли организовать дома несложные опыты и эксперименты вместе со своими детьми.
Данное мероприятие построено на основе теоретической и практической частями в виде опытов и экспериментов.
Цель: расширение представления у родителей о соли и ее свойствах через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- познакомить родителей с опытами и экспериментами с солью, которые можно проводить с детьми в домашних условиях;
- создать положительный, доверительный настрой на взаимодействие родителей с педагогами.
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен родителям, где каждый найдет для себя что-то новое и поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
Участники: родители, учитель-дефектолог
Возрастная категория детей: старший дошкольный возраст.
Форма проведения: мастер-класс
Материал:
Демонстрационный: иллюстрации с изображениями герба и основателей города Усолье – Сибирское братьев Михалевых, соляной источник, варница, курорт Усолье, Сользавод, баночки с солью, ложки, свечка.
Раздаточный: стаканчики, ложки, соль, вода, нить для выращивания кристаллов; массажные мячики «Су – Джок», резиновые перчатки для выработки воздушной струи,
ноутбук для создания QR-кода.
План проведения:
1. Знакомство с понятием «детское экспериментирование».
#1057;овместное проведение опытов и экспериментов.
#1057;охранение опытов на QR-код.
Ход мастер-класса:
1. Знакомство с понятием «детское экспериментирование».
Детство – это радостная пора открытий. А детское экспериментирование — это деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.
В процессе экспериментирования ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Необходимо соблюдать некоторые правила:
#1059;становить цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
#1055;одобрать материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
#1054;бсудить процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
#1055;одвести итоги (точное описание ожидаемого результата)
#1054;бъяснить почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Наше мероприятие хочу начать с таких строк:
Ты из стона и звона, мой город, возник,
Подарил тебе имя соленый родник.
Ты стоишь, город мой, молодой и седой,
И соленый родник не иссяк, он живой
(Олег Пеньков, из книги Шаманского В.Ф. « Усолье - Сибирское»)
-Как вы думаете, какому городу посвящены эти строки?
-Почему наш город назвали Усолье – Сибирское?
Так давайте с вами совершим небольшое, но интересное путешествие в историю нашего города.
(На стенд вывешиваются картинка с изображениями герба и основателей города братья Михалевы) (Приложение 1)
Усолье-Сибирское — город в Иркутской области, один из старейших городов в Приангарье. Как населенный пункт был основан в 1669 году енисейскими казаками братьями Михалёвыми, которые обнаружили на берегу Ангары соляной источник и построили там соляную варницу. Именно от соляных промыслов и происходит название города (Усолье - от слова соль, бурятское название - Дабхан).
2. Совместное проведение опытов и экспериментов, сохранение на QR-код.
Я приглашаю вас в нашу лабораторию, в которой научимся проводить эксперименты с солью, которые сможете повторить дома со своими детьми.
Чтобы вы их не забыли, мы будем фотографировать наши этапы работы и в конце нашего мероприятия сохраним их на QR-код. Почему на QR-код? Потому что он может вмещать в себя большой объем информации, он занимает мало места, его просто считывать и просматривать информацию.
Эксперимент№1 «Свойства соли»
Предлагаю родителям взять тарелочки с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок). Давайте рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов)
Какой вывод мы можем сделать? Соль состоит из маленьких кристаллов.
Теперь насыпьте в блюдечко соль и надавите на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. С чем можно сравнить хруст соли? (с ходьбой по снегу в морозный день).
Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Для следующего эксперимента возьмите два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпьте в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешайте.
Вывод: Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
(На стенд вывешивается картинка с изображением Варницы на Красном острове и первого солеваренного завода) (Приложение 2)
Варница располагалась рядом с устроенной рассольной трубой со срубом. Рассол извлекался из трубы трехведерным кожаным льялом (формой) с помощью журавца. Варница представляла собой деревянный сруб четырехугольной формы с глубокой ямой посередине, в которой была выложена камнем печь. По углам печи стояли столбы с лиственничными перекладками и железными дугами. На них подвешивался большой железный, сделанный из отдельных полий (половин) противень – чрен так, чтобы он был над печью. В противень заливалась соленая вода из ключа, а в яму закладывались дрова – елтыши (круглявые, неколотые). После этого закрывалась единственная в варнице дверь, а в печи разводился огонь. Соленый пар и дым выходили наружу через квадратное отверстие в двускатной крыше. Осевшую на дне соль выгребали и помещали в сушильные лари. Солеварение длилось до двух суток.
Предлагаю вам попробовать самим выпарить соль.
Эксперимент №2 «Выпаривание соли»
Родители берут стаканчик, наливают туда воды, добавляют соль, размешивают. Затем берут из стакана небольшое количество соляного раствора на ложку и помещают на огонь (над зажженной свечкой) и держат, пока вода в ложке не испарится. При нагревании вода испарилась, на дне ложки остались кристаллы соли. Делаем вывод: вода в ложке испарилась, остались кристаллы.
Давайте немного отдохнем и прогуляемся по нашему городу с помощью пальчиковой гимнастики «Люблю по городу гулять» с помощью массажных шариков «Су – Джок». С помощью пальчиковых гимнастик мы укрепляем здоровье детей, проводя массаж нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев; развиваем мелкую моторику рук для стимулирования развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.
(нужно катить мячик по руке начиная от плеча до кончиков пальцев)
Люблю по городу гулять.
Люблю смотреть, люблю считать.
( массажное колечко поочередно надевают на каждый палец, проговаривая стихотворение)
Источник – один,
Курорт – два
Три – краса Ангара, горы, лес, где сосны до небес
Четыре – Спасско – Преображенский Храм
Пять – Комсомольский проспект
Шесть – площадь, Михалевы и дворец
Семь – озеро, стадион, Красноармеец, вечный огонь
Восемь – магазины, кинотеатр, аптеки
Девять – школы, детские сады и библиотеки
Десять – вот я у вокзала
Ответьте, все я посчитала?
Наше путешествие продолжается.
(На стенд вывешиваются картинки с изображениями старого и нового курорта «Усолье»)
(Приложение 3)
Недаром говорят, где соль, там и курорт. В 1848 году на левом берегу Ангары было построено лечебное заведение.
- Всем нам не секрет, что соль используется в быту, при приготовлении пищи, а как с помощью соли можно лечиться?
Наблюдения показали, что соляно – серная вода оказалась очень полезная во всех лечебных целях.
На нашем курорте лечат: заболевания нервной системы, опорно – двигательного аппарата, заболевания органов дыхания, часто болеющих детей ангиной, бронхитом, повышается иммунитет.
В домашних условиях делают ингаляции, промывают нос, полощут горло.
Предлагаю вашему вниманию игру, которая называется «Вырасти кристалл».
(Эта игра направлена на выработку силы и правильного распределения воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по выработке воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики).
На пластмассовый стаканчик надета резиновая перчатка. На пальцах наклеены картинки с изображением солевых кристаллов. В стаканчик продета трубочка. Предлагаю родителям подуть в трубочку, перчатка надувается и «кристаллы» вырастают.
Эксперимент № 4 «Выращивание кристаллов из поваренной соли»
(У каждого родителя на столе стоит стаканчик с водой, соль, ложка, шерстяная нитка, привязанная к карандашу.)
Предлагаю взять соль, насыпать ее в стакан с теплой водой и перемешивать пока она не растворится. Добавить еще соль и снова перемешать. Повторять этот этап до тех пор, пока соль перестала растворяться и стала оседать на дно. В раствор нужно поместить шерстяную нить прикрепленную к палочке так, чтобы нитки не касались стенок емкости и стали наблюдать (через три дня воды стало меньше (вода испарилась) на ниточках начали образовываться кристаллы соли.
Так как этот эксперимент требует длительного времени, то проведите его дома, а вывод и фотографии принести в группу и показать, какие кристаллы выросли на ветке.
Вывод: как вы видите главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по - иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. Уважаемые, родители, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.
(На стенд вывешивается картинка с изображением «Сибсоль») (Приложение 4)
Уважаемые родители, мы с вами убедились, как долго добывают в нашем городе соль. До сих пор работает наш комбинат «Сибсоль». Наша соль считается одной из лучших в мире.
Надеюсь, что мастер – класс вам понравился, и вы вместе со своими детьми проедите по нашему городу, расскажите историю возникновения нашего города, проведете такие же и другие эксперименты и опыты с солью.
Где б ни была в чужом краю
Простая горстка белой соли,
Напомнит тотчас Родину мою
- Сибирское, любимое Усолье.
Рабочий скромный город небольшой
На берегу у дочери Байкала
- Могучей Ангары, к ней приросли душой –
Красавицы-реки, каких на свете мало!
Ольга Чуйкина «Городу моему»
Спасибо вам большое. До новых встреч!
Литература
#1064;аманский, В.Ф. Усолье-Сибирское,1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей – рисование цветной солью «Теплый сюрприз»
Мастер-класс для воспитателей –рисование цветной солью«Теплый сюрприз»...
Мастер-класс "Привычная и удивительная поваренная соль"
Этот мастер-класс "Привычная и удивительная поваренная соль" я представили на Районном конкурсе "Воспитатель года 2014", где заняла 2 место....
Мастер-класс "Свойства песка, сахара и соли"
Мастер -класс....
Мастер-класс « Елочки в лесу». Цветная соль Для детей с ОВЗ
Мастер-класс "Елочки в снегу" предназначен для детей с ОВЗ, с целью познакомить ребят с нетрадиционной техникой рисования цветной солью....
Мастер класс для педагогов ,, Игрушки,, ,, Рисование солью,, Консультация для педагогов ,, Мастер класс тюльпан,,
,, Рисование солью,,...
Мастер-класс для детей по рисованию солью «Снежинка»
С наступлением зимы мы с детьми решили вместе создать забавную снежинку, необычным способом - это рисованием солью. Соляная живопись — это забавный процесс художественной деятельности для...