Возрастные нормы появления звуков в речи ребёнка
консультация

Новикова Маргарита Владимировна

Чем раньше родители обращают внимание на речь своего ребёнка, а именно на правильное произношение звуков, тем меньше проблем возникает в будущем у их детей в процессе формирования и развития речи. Родители не всегда могут объективно оценить, когда пропуски и замены звуков в речи их малыша являются возрастной нормой, а когда нужно срочно предпринимать меры по исправлению ситуации.  Недостатки звукопроизношения по мере роста ребёнка могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение, в данном случае необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

В каком возрасте лучше обращаться к логопеду?

  • Если ребёнок 3 годам не произносит большинство звуков (более 10 – 15).
  • Если Ваш ребёнок к 3 годам произносит менее 1000 слов, не умеет строить фразу.
  • Если дошкольник к 4,5 годам не произносит звуки: [С], [С'], [З], [З'], [Л], [Л'].
  • Если к 5 годам нет правильного произношения звуков: [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Ц],  [Р], [Р'].
  • Если у Вашего ребёнка ДЦП (детский церебральный паралич) – в любом возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_normy_poyavleniya_zvukov_v_rechi.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПОЯВЛЕНИЯ ЗВУКОВ В РЕЧИ РЕБЁНКА

     Чем раньше родители обращают внимание на речь своего ребёнка, а именно на правильное произношение звуков, тем меньше проблем возникает в будущем у их детей в процессе формирования и развития речи. Родители не всегда могут объективно оценить, когда пропуски и замены звуков в речи их малыша являются возрастной нормой, а когда нужно срочно предпринимать меры по исправлению ситуации.  Недостатки звукопроизношения по мере роста ребёнка могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение, в данном случае необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

В каком возрасте лучше обращаться к логопеду?

  • Если ребёнок 3 годам не произносит большинство звуков (более 10 – 15).
  • Если Ваш ребёнок к 3 годам произносит менее 1000 слов, не умеет строить фразу.
  • Если дошкольник к 4,5 годам не произносит звуки: [С], [С'], [З], [З'], [Л], [Л'].
  • Если к 5 годам нет правильного произношения звуков: [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Ц],  [Р], [Р'].
  • Если у Вашего ребёнка ДЦП (детский церебральный паралич) – в любом возрасте.

Отсюда следует, что к 5 годам ребёнок дошкольного возраста должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие дошкольнику самостоятельно овладеть звуками родной речи. Все нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.

ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ ЗВУКОВ В  РЕЧИ

1 - 2 года: А, О, Э, П, Б,М,Н

2 - 3 года: И, Ы, У, В, Ф,Т, Д, Г, К, Х, Й
3 - 4 года: С, З, Ц

4 – 5лет:Ш, Ж,Ч, Щ

5 – 6 лет:Р,Л     


Теперь подробнее рассмотрим принятые нормы появления звуков речи у детей с рождения до 6 лет.

Уже с полутора-двух месяцев ребенок начинает «гулить» – произносить так называемые «псевдоречевые» звуки, конечно, не всегда совпадающие со звуками родного языка. Сначала появляются гласные звуки, а затем – сложные комплексы звуков, похожие на «агу», «ага», «уги» и т.д. Длится этот период примерно до 5 месяцев, и с этого возраста в норме гуление плавно перетекает в лепет (если у ребенка сохранен слух и интеллект). В период лепета ребенок повторяет за взрослым и произносит самостоятельно отдельные слоги и цепочки слогов, содержащие гласные и простые согласные: па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, бу-бу-бу и т.д. Продолжается период лепета до 10-12 месяцев.

К двум годам ребенок должен освоить и четко произносить гласные звуки: [а], [у], [о], [и] и самые ранние по времени появления согласные: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’].

К трем годам ребенок осваивает звуки [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’].До трех лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков («сяпка» вместо «шапка», «дём» вместо «дом» и т.д.). Все остальные звуки малыш в этом возрасте, как правило, не произносит совсем (пропускает) или заменяет на более простые (вместо «мишка» ребенок может произносить «мика», «миска», «миська»).

В период с 3 до 4 лет постепенно исчезает смягчение твердых согласных звуков (в норме в этот период ребенок перестает говорить «дём» и произносит четко – «дом»). Малыш осваивает йотированные звуки (например, в словах «юбка», «юг», «ямка»). Но по-прежнему отмечается нарушение произношения звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Эти звуки заменяются более простыми (например, [с] на [т], [т’] или [с’]; [р] на [j] (читается как й), [л’] или опускается и т.п.).

К четырем годам большинство детей правильно произносит свистящие звуки: [с], [с’], [з], [з’] и хорошо различает их в свободной речи.

После 4 лет ребенок правильно произносит в речи и дифференцирует (различает) между собой уже все свистящие звуки без исключения ([с], [с’], [з], [з’] и [ц]). В этом возрасте еще возможно нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Ребенок в норме легко определяет и называет ударный гласный в начале слов: (например, в словах «утка», «аист», «облако»); может определить и назвать очередность звуков в слияниях: ау, уа, иа.

В возрасте 5-6 лет, как правило, шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) им в свободной речи. Уходит смягчение звуков [щ], [ч]. Многие дети осваивают звук [л]. И лишь звуки [р] и [р’] либо заменяются на [л], [л’], [j], либо опускаются (это считается физиологической нормой). Ребенок в этом возрасте легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.

К шести годам  ребенок правильно произносит и дифференцирует в речи все звуки родного языка. Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.

Уважаемые родители, прислушивайтесь к речи детей, замечайте малейшие успехи, обращайте внимание на «тревожные звоночки» и, в случае необходимости, своевременно обращайтесь к специалистам!

Подготовил: учитель-логопед М.В. Новикова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные нормы появления звуков в речи ребёнка

Родители должны знать примерные сроки появления звуков речи....

Возрастные нормы появления звуков в речи ребенка

Данный материал поможет родителям лучше узнать о возрастных особенностях пояления звуков у детей...

Нормы появления звуков в речи.

Знаете, что общего между звуками речи и кирпичами? Как кирпичи являются основным строительным материалом при возведении дома, так и речевые звуки являются основным строительным материалом человеческой...

Условные нормы появления звуков в речи

Условные нормы появления звуков в речи, как и все нормы развития, только задают средние значения, а не являются обязательными и абсолютно точными.Зачем маме знать нормы появления звуков в речи? 1...

Консультация "Возрастные нормы появления звуков в речи ребёнка".

Возрастные нормы появления звуков в речи ребёнка....

Возрастные нормы появления звуков в речи ребенка

Возрастные нормы появления звуков...