Родительский ринг: патриотическое воспитание старших дошкольников
план-конспект занятия (подготовительная группа)
В современных условиях. когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_roditelskiy_ring.docx | 28.6 КБ |
roditelskiy_ring.pptx | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Куровская гимназия (Корпус 5)
Родительский ринг
«Патриотическое воспитание воспитанников:
Что могут сделать родители?»
Подготовила и провела
педагог-психолог
Епифанцева Л.В.
20.03.2024
«Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно…»
В.А. Сухомлинский.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Цель:
- помочь родителям овладеть знаниями о нравственном и патриотическом воспитании дошкольника; объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирования нравственно – патриотических качеств у детей.
Задачи:
-формировать понятия о Родине, родном крае, семейных традициях.
-способствовать созданию единого образовательного пространства «детский сад – семья».
-создать атмосферу творчества, радости, умение работать в команде.
Предварительная работа:
- подбор произведений для музыкальной игры «Угадай мелодию» («Родительский дом», «Катюша», «Идет солдат по городу», «Смуглянка», «Журавли», «Темная ночь», «С чего начинается Родина?», «Не плачь девчонка», «Синий платочек», «Священная война», «Моя Россия);
-подготовить фрагменты пословиц о семейном, нравственном и патриотическом воспитании;
-подготовить изображения для воспитания нравственно-патриотических чувств.
-подготовить пазл с изображением герба страны.
Участники: педагог-психолог, родители.
Задача родителей — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, родитель обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Обратим внимание на следующие задачи из программы:
-формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности;
-воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств;
-формирование представления детей о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира;
-формирование первичных представлений об историческом прошлом Родины;
-формирование знаний о государственной символике, о традициях и обычаях своего народа.
Ход собрания:
Звучит приятная музыка.
Педагог: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас. О чем мы сегодня будем говорить на нашей встрече, вы сможете узнать решив кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
-Президент Российской федерации (Путин)
-Символ государства (Флаг)
-Деревянная русская игрушка (Матрешка)
-Как называется страна, в которой мы живем (Россия)
-Как называется место, где родился и вырос человек? (Родина)
-Защитник родины (Солдат)
-Как называется главный закон государства (Конституция)
Ключевое слово (ПАТРИОТ)
Педагог: Да, речь у нас сегодня пойдет о патриотизме.
Воспитание маленького патриота начинается с семьи.
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья для ребенка - это место его рождения, становления. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка.
Семья – моя вселенная,
Семья – мой дом родной,
Она должна быть крепкою,
Как целый мир – большой,
В котором люди разные
В одной семье живут,
Влюбляются, ругаются,
Друг друга берегут.
У всех свои проблемы,
Заботы и дела,
Но, в общем, это дружная
И крепкая семья.
Что же такое «патриотизм»?
-любовь к родителям и родному дому;
-любовь к природе, её охрана и изучение;
-любовь к родному краю, его изучение;
-знакомство с национальной культурой;
-воспитание чувства национальной гордости;
-изучение государственной символики;
А какие сведения и понятия о родной деревне способны усвоить дети?
- Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится дошкольное учреждение.
- Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
- Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это городской округ, близлежащие города и деревня в целом, их достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего места жительства: название деревни, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого
они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и место, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по деревни, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое
значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своей деревни, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.
Что же мы можем сделать для этого? Детство начинается со сказок.
Психолог: Вы читаете сказки своим детям, многие из которых вы помните из своего детства, я предлагаю вам угадать сказки, в которых рассказывается о семье.
- Назовите сказку, в которой рассказывается о многодетной семье, где дети не послушались маму и попали в беду. («Волк и семеро козлят»)
- Назовите сказку, в которой сестра спасала своего младшего брата от злобной бабы-Яги, не побоявшись идти на его поиски. («Гуси-лебеди»)
- Как называется сказка, в которой девочка пошла проведать больную бабушку, но по пути разговаривала с незнакомцем и из-за этого попала в беду? («Красная шапочка»)
- Как называется сказка, в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось убрать большой урожай? («Репка»)
- В какой сказке добрый, трудолюбивый братец помог своим двум братьям, которые не хотели трудиться и построили домики из соломы и из веток? («Три поросенка»)
Психолог: Продолжаем нашу встречу и я предлагаю вам поучаствовать в викторине. Предлагаю, всем участникам быть активными, инициативными, придерживаясь следующих правил:
1. Время свято – говори ясно и сжато. 2.Закон один: все слушают, когда говорит один. 3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.
И для начала я хочу вам предложить вспомнить добрые, вежливые слова, которые мы используем при общении с ребенком, друг к другу.
Игра «Цветок вежливости»
Родители отрывают лепесток и дарят соседу и так по кругу, произнося слова приветствия, извинения, просьбы, благодарности
1 конкурс: «Бабушкин сундук» (для игры используется сундук, в котором находятся предметы или картинки для воспитания нравственно-патриотических чувств.) Педагог предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов.
2 конкурс: «Собери картинку» (пазл «Герб России»)
3 конкурс: «Угадай песню по мелодии»: «Родительский дом», «Катюша», «Идет солдат по городу», «Смуглянка», «Журавли», «Темная ночь», «С чего начинается Родина?», «Не плачь девчонка», «Синий платочек», «Священная война», «Моя Россия».
4 конкурс: «Пословицы» (закончить пословицы)
5 конкурс: Рассказы родителей о традициях семьи.
Психолог: Спасибо большое за активное участие в викторине.
В семье мы чувствуем себя как птицы, где наши родители как два крыла, и как плохо нам лететь без одного крыла, и как трудно нам дается лететь без крыльев. И поэтому мы должны заботится и не огорчать и во всем слушаться наших родителей, главный оплот нашей семьи.
Рефлексия
Уважаемые родители, перед нами один из красивейших домов нашей деревни. Предлагаю заселить людей и зажечь семейный очаг в любой квартире. Желтые кружки – это лампочки: если вы считаете, что вы получили хорошее настроение, полезную информацию, то зажгите свет в каком – либо окне, а если вам было скучно и не интересно – повесьте на окно шторку (черный квадрат).
Спасибо большое за сотрудничество.
Анкета для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников.
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
- Любовь к Родине, уважать и почитать ее традиций -Знание истории своей страны
- Готовность выполнить гражданский долг, защита интересов Родины
-Любовь к семье, обществу, своей стране
2. Нужно ли патриотическое воспитание в детском саду?
1. Да 2. Нет
3. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей?
1. Родители 2. Педагоги 3. Родитель и педагоги
4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
1. Да 2. Нет
5. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?
1. Да 2. Нет
6. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки?
1. Да 2. Нет 3. Иногда
7. Как вы считаете, на каком уровне ведется работа по патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении?
1. Высоком 2. Среднем 3. Низком
8. Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, поселке; в чем-то еще?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
П У Т И Н
Ф Л А Г П У Т И Н
Ф Л А Г П У Т И Н М А Т Р Е Ш К А
Ф Л А Г П У Т И Н М А Т Р Е Ш К А Р О С С И Я
Ф Л А Г П У Т И Н М А Т Р Е Ш К А Р О Д И Н А Р О С С И Я
Ф Л А Г П У Т И Н М А Т Р Е Ш К А Р О Д И Н А Р О С С И Я С О Л Д А Т
Ф Л А Г П У Т И Н М А Т Р Е Ш К А Р О Д И Н А Р О С С И Я С О Л Д А Т К О Н С Т И Т И Т У Ц И Я
Семья – моя вселенная, Семья – мой дом родной, Она должна быть крепкою, Как целый мир – большой, В котором люди разные В одной семье живут, Влюбляются, ругаются, Друг друга берегут. У всех свои проблемы, Заботы и дела, Но, в общем, это дружная И крепкая семья .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание старших дошкольников
Статья посвящена вопросу воспитания любви к родному городу средствами музейной педагогики....
Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»
Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...
Родительское собрание «Патриотическое воспитание старших дошкольников «Мы дети Поволжья»
Тема: «Мы дети Поволжья»Форма проведения: родительское собраниеАудитория: родители старшей группыКоличество участников: воспитатель группы, родителиЗадачи:...
Родительское собрание в форме круглого стола на тему «Патриотическое воспитание старших дошкольников»
Чувство Родины… ...
Сценарий родительского собрания «Государственная и региональная символика и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников»
Привлечение родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников, развитие общечеловеческих нравственных качеств личности на основе ознакомления с государственной и региональн...
Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников «Матрёшка – символ России»
Методическая разработка детско-родительского, исследовательско-творческого долгосрочного проекта в старшей группе содержит паспорт проекта и конспект занятия-презентации по защите...
Доклад по патриотическому воспитанию на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников»
Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического...