Родительский ринг: патриотическое воспитание старших дошкольников
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Епифанцева Людмила Викторовна

В современных условиях. когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_roditelskiy_ring.docx28.6 КБ
Файл roditelskiy_ring.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ Куровская гимназия (Корпус 5)

Родительский ринг

«Патриотическое воспитание воспитанников:

Что могут сделать родители?»

    Подготовила и провела

педагог-психолог

Епифанцева Л.В.

20.03.2024

«Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно…»

В.А. Сухомлинский.

     В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Цель:

- помочь родителям овладеть знаниями о нравственном и патриотическом воспитании дошкольника; объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирования нравственно – патриотических качеств у детей.

Задачи:

-формировать понятия о Родине, родном крае, семейных традициях.

-способствовать созданию единого образовательного пространства «детский сад – семья».

-создать атмосферу творчества, радости, умение работать в команде.

Предварительная работа:

- подбор произведений для музыкальной игры «Угадай мелодию» («Родительский дом»«Катюша»«Идет солдат по городу»«Смуглянка»«Журавли»«Темная ночь»«С чего начинается Родина?»«Не плачь девчонка»«Синий платочек»«Священная война», «Моя Россия);

-подготовить фрагменты пословиц о семейном, нравственном и патриотическом воспитании;

-подготовить изображения для воспитания нравственно-патриотических чувств.

-подготовить пазл с изображением герба страны.

Участники: педагог-психолог, родители.

   Задача родителей — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, родитель обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Обратим внимание на следующие задачи из программы:

-формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; 

-воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств;

-формирование представления детей о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира;

-формирование первичных представлений об историческом прошлом Родины;

-формирование знаний о государственной символике, о традициях и обычаях своего народа.                                                                                                          

Ход собрания:

Звучит приятная музыка.

Педагог: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас. О чем мы сегодня будем говорить на нашей встрече, вы сможете узнать решив кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

-Президент Российской федерации (Путин)

-Символ государства (Флаг)

-Деревянная русская игрушка (Матрешка)

-Как называется страна, в которой мы живем (Россия)

-Как называется место, где родился и вырос человек? (Родина)

-Защитник родины (Солдат)

-Как называется главный закон государства (Конституция)

Ключевое слово (ПАТРИОТ)

Педагог: Да, речь у нас сегодня пойдет о  патриотизме.

Воспитание  маленького патриота начинается с семьи. 

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья для ребенка - это место его рождения, становления. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка.

Семья – моя вселенная,

Семья – мой дом родной,

Она должна быть крепкою,

Как целый мир – большой,

В котором люди разные

В одной семье живут,

Влюбляются, ругаются,

Друг друга берегут.

У всех свои проблемы,

Заботы и дела,

Но, в общем, это дружная

И крепкая семья.

 Что же такое «патриотизм»?

-любовь к родителям и родному дому;

-любовь к природе, её охрана и изучение;

-любовь к родному краю, его изучение;

-знакомство с национальной культурой;

-воспитание чувства национальной гордости;

-изучение государственной символики;

  А какие сведения и понятия о родной деревне способны усвоить дети?
- Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится дошкольное учреждение.
- Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
- Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это городской округ, близлежащие города и деревня в целом, их достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего места жительства: название деревни, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого
они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и место, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по деревни, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое
значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

    Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

     Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своей деревни, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.

     Что же мы можем сделать для этого? Детство начинается со сказок.

Психолог: Вы читаете сказки своим детям, многие из которых вы помните из своего детства, я предлагаю вам угадать сказки, в которых рассказывается о семье.

- Назовите сказку, в которой рассказывается о многодетной семье, где дети не послушались маму и попали в беду. («Волк и семеро козлят»)

- Назовите сказку, в которой сестра спасала своего младшего брата от злобной бабы-Яги, не побоявшись идти на его поиски. («Гуси-лебеди»)

- Как называется сказка, в которой девочка пошла проведать больную бабушку, но по пути разговаривала с незнакомцем и из-за этого попала в беду? («Красная шапочка»)

- Как называется сказка, в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось убрать большой урожай? («Репка»)

- В какой сказке добрый, трудолюбивый братец помог своим двум братьям, которые не хотели трудиться и построили домики из соломы и из веток? («Три поросенка»)

Психолог: Продолжаем нашу встречу и я предлагаю вам поучаствовать в викторине. Предлагаю, всем участникам быть активными, инициативными, придерживаясь следующих правил:

1. Время свято – говори ясно и сжато.                                                                                       2.Закон один: все слушают, когда говорит один.                                                                               3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.

И для начала я хочу вам предложить вспомнить добрые, вежливые слова, которые мы используем при общении с ребенком, друг к другу.

Игра «Цветок вежливости»

    Родители отрывают лепесток и дарят соседу и так по кругу, произнося слова приветствия, извинения, просьбы, благодарности

1 конкурс: «Бабушкин сундук» (для игры используется сундук, в котором находятся предметы или картинки для воспитания нравственно-патриотических чувств.) Педагог предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов.

2 конкурс: «Собери картинку» (пазл «Герб России»)

3 конкурс: «Угадай песню по мелодии»: «Родительский дом»«Катюша»«Идет солдат по городу»«Смуглянка»«Журавли»«Темная ночь»«С чего начинается Родина?»«Не плачь девчонка»«Синий платочек»«Священная война»«Моя Россия».

4 конкурс: «Пословицы» (закончить пословицы)

5 конкурс: Рассказы родителей о традициях семьи.

Психолог: Спасибо большое за активное участие в викторине.

В семье мы чувствуем себя как птицы, где наши родители как два крыла, и как плохо нам лететь без одного крыла, и как трудно нам дается лететь без крыльев. И поэтому мы должны заботится и не огорчать и во всем слушаться наших родителей, главный оплот нашей семьи.

Рефлексия

Уважаемые родители, перед нами один из красивейших домов нашей деревни.  Предлагаю заселить людей и зажечь семейный очаг в любой квартире. Желтые кружки – это лампочки: если вы считаете, что вы получили хорошее настроение, полезную информацию, то зажгите свет в каком – либо окне, а если вам было скучно и не интересно – повесьте на окно шторку (черный квадрат).

Спасибо большое за сотрудничество.

Анкета для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников.

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

- Любовь к Родине, уважать и почитать ее традиций                                                       -Знание истории своей страны

- Готовность выполнить гражданский долг, защита интересов Родины

-Любовь к семье, обществу, своей стране

2. Нужно ли патриотическое воспитание в детском саду?

1. Да   2. Нет

3. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей?

1. Родители    2. Педагоги     3. Родитель и педагоги

4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

1. Да     2. Нет

5. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?

1. Да   2. Нет

6. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки?

1. Да     2. Нет     3. Иногда

7. Как вы считаете, на каком уровне ведется работа по патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении?

1. Высоком     2. Среднем     3. Низком

8. Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, поселке; в чем-то еще?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ Куровская гимназия (Корпус 5) Родительский ринг « Патриотическое воспитание воспитанников: Что могут сделать родители? » Педагог-психолог Епифанцева Л.В. 2024 год

Слайд 3

П У Т И Н

Слайд 4

Ф Л А Г П У Т И Н

Слайд 5

Ф Л А Г П У Т И Н М А Т Р Е Ш К А

Слайд 6

Ф Л А Г П У Т И Н М А Т Р Е Ш К А Р О С С И Я

Слайд 7

Ф Л А Г П У Т И Н М А Т Р Е Ш К А Р О Д И Н А Р О С С И Я

Слайд 8

Ф Л А Г П У Т И Н М А Т Р Е Ш К А Р О Д И Н А Р О С С И Я С О Л Д А Т

Слайд 9

Ф Л А Г П У Т И Н М А Т Р Е Ш К А Р О Д И Н А Р О С С И Я С О Л Д А Т К О Н С Т И Т И Т У Ц И Я

Слайд 10

Семья – моя вселенная, Семья – мой дом родной, Она должна быть крепкою, Как целый мир – большой, В котором люди разные В одной семье живут, Влюбляются, ругаются, Друг друга берегут. У всех свои проблемы, Заботы и дела, Но, в общем, это дружная И крепкая семья .

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание старших дошкольников

Статья посвящена вопросу воспитания любви к родному городу средствами музейной педагогики....

Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»

Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...

Родительское собрание «Патриотическое воспитание старших дошкольников «Мы дети Поволжья»

Тема: «Мы дети Поволжья»Форма проведения: родительское собраниеАудитория: родители   старшей  группыКоличество участников: воспитатель группы, родителиЗадачи:...

Сценарий родительского собрания «Государственная и региональная символика и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников»

Привлечение родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников,  развитие общечеловеческих нравственных качеств личности на основе ознакомления с государственной и региональн...

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников «Матрёшка – символ России»

Методическая разработка детско-родительского,  исследовательско-творческого  долгосрочного проекта в старшей группе содержит паспорт проекта  и конспект занятия-презентации по защите...

Доклад по патриотическому воспитанию на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников»

Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического...