Консультация для родителей: "Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников"
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
Тема: Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников
Часто по разным причинам мы стремимся сделать за ребёнка всё сами. Воспитывая детей, многие родители лишают их самостоятельности, маскируя это видимостью заботы, а по сути, практикуют гиперопеку.
Гиперопека:
-ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых, ждет инструкции, указания;
-родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем;
-родители «возносят ребенка до небес», стараются обеспечить всем «необходимым» и сделать все, чтобы он рос счастливым;
- готовят вундеркинда: ребенок загружен до предела (посещает разные секции, кружки по выбору родителей);
-ребенок хочет оправдать надежды родителей, боится допустить ошибку;
-ребенок растет безвольным, не может сам себя занять, испытывает затруднения в общении
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных.
Важным условием развития инициативного поведения является воспитание ребенка в условиях развивающего, а не авторитарного общения. Поэтому я стараюсь использовать педагогическое общение, основанное на принципах понимания, терпимости и упорядоченности деятельности. Советую и вам быть для ребенка не начальником и командиром, а партнером в игре или в любой другой деятельности, даже в повседневной жизни.
Есть замечательным приемом – ритуал планирования самостоятельной деятельности.
Утром вы ведете ребёнка в детский сад, и спрашиваете его о том, чем сегодня он будет заниматься в детском саду. И сами тоже расскажите о своих планах на сегодня. Вечером забираете ребёнка с детского сада, и спрашиваете, что ему удалось сделать, а что нет.
Еще один интересный прием - «Три варианта». этот прием для формирования у детей самостоятельности и инициативности. Суть данного приема в том, что ребенок самостоятельно находит пути решения различных проблемных ситуаций.
Например, если ребенок приходит к вам с каким –то вопросом, проблемой и просит о помощи. Вы ему говорите: «Я тебе обязательно помогу, но сначала предложи три своих варианта решения данной проблемы». Тем самым даете ему информацию к размышлению, подсказываете варианты решения.
Несмотря на то, что ребенок должен стремиться к самостоятельности, (но важно чем он занят самостоятельно, какие у него желания смотреть телевизор, компьютер) важно чтобы ребёнок учился занимать себя полезными делами) его необходимо побуждать к деятельности, важен мотив. Мотивация побуждает ребёнка к деятельности, ориентирует его на достижение цели.
Поэтому при организации детской деятельности всегда использую разные виды мотивации, это и игровая мотивация – «Помоги другу», «Подскажи соседу» «Помоги мне» , «Научи меня», «Покажем маме».
Поэтому стараюсь давать детям время для самостоятельной деятельности. когда каждый из детей мог бы, активно действовать, сообразуясь со своими потребностями, интересами, целями и возможностями, индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития его самостоятельности. Развиваю самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, развивающие вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии. В тоже время даю возможность детям самим выбрать для работы понравившийся природный, бросовый и нетрадиционный материал.
Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости - даже обратиться за помощью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего в результате общения со взрослым), так и путем целена...
Консультация для родителей «Развитие познавательных интересов у старших дошкольников»
В данной консультации подчеркнута необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов.Основа познавательного интереса - активная мыслительная деятельность.Говорится ...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики руки у дошкольников"
Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе. От того, насколько ребенок владеет мелкой моторикой, зависит успеш...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»
Речь, является уникальной способностью, присущей только человеку, связана с процессами мышления, обеспечивает развитие моторики и общение, с помощью того или иного языка. Она представляет собой сложну...
Консультация для родителей РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего в результате общения со взрослым), так и путем целена...
Консультация для родителей "Развитие творческого воображения у старших дошкольников"
Сегодня, в эпоху огромнейшего многообразия игрушек, компьютерных игр встала проблема с развитием воображения у детей. А ведь это важное свойство психики. Родителей в основном волнует два в...