Консультация для родителей «Добр ли Ваш ребенок?»
консультация (старшая группа)
Доброта – качество, ценимое во все эпохи. Но какой он, добрый человек? В чем выражается доброта? Когда и как она складывается у детей? Дети 3-7 лет способны сопереживать ровеснику, но не все и по-разному. Одни в упор не видят переживаний своих товарищей, другие – замечают, но этим и ограничиваются. Третьи заражаются эмоциями сверстников: радуются или печалятся. Четвертые пытаются помочь, утешить, приласкать. Пятые радуются неудаче партнера и огорчаются его успехам. Шестые могут даже предвосхитить отрицательные эмоции друзей и предусмотрительно устранить их причину. Наблюдения психологов показывают, что лишь каждый третий ребенок в возрасте от 3 до 7 лет способен сопереживать ровесникам. Способность к сопереживанию у ребенка воспитать непросто. Она развивается постепенно и не сразу проявляется полностью. Доброте ребенка учит взрослый, делая это ненавязчиво, но постоянно, привлекая внимание своего малыша прежде всего к личности другого ребенка, к его душевному состоянию: “Не обижай других”, “Если видишь, что кто-то плачет, подойди и успокой. Тебе ведь лучше, когда тебя утешают?” и т. д. Таких уроков потребуется немало. И начинать их надо очень рано, не пропуская те жизненные ситуации, которые способны подвигнуть ребенка к действенному отклику на эмоциональный дискомфорт товарища.
Первое и основное правило – воспитывать доброту можно только добром, опираясь при этом на то хорошее, что уже сформировалось в характере ребенка или только начинает складываться.
Как уже отмечалось, дошкольники 4-5 лет парадоксально отзываются на переживания ровесников: радуются их неудачам и огорчаются их успехам. Происходит это оттого, что детям этого возраста свойственна особая манера поведения.
Ее иногда называют соревновательностью или склонностью к конкуренции. Причина этого явления – в естественном желании ребенка познать себя в своих лучших качествах. Со взрослым ему не сравниться, вот и остается отыскивать действительное (или хотя бы мнимое) превосходство над своими ровесниками.
В наивных поисках слабостей товарища, в смехе над чужим разорванным платьем, пролитым супом, ушибленной коленкой нет ни злонравия, ни жестокости, а лишь стремление ребенка казаться лучше. И взрослым надо помнить об этом и помогать детям преодолевать эффект “кривого зеркала”, в котором они видят преувеличенными и недостатки своих товарищей, и – на этом фоне – свои достоинства.
Обсуждайте в семье личные достоинства друзей ребенка, вместе вспоминайте их веселые проделки, забавы, те случаи, когда кто-то помог или посочувствовал другому.
В детском саду неплохо устраивать дни рождения, выставки рисунков, праздничные выступления. Пусть каждый ребенок время от времени становится центром внимания группы – так он обязательно проявится в своих лучших качествах, продемонстрирует свои успехи и завоевания. Хорошо, когда ваш ребенок видит переживания других, но еще лучше, если он адекватно отзывается на них. Однако не менее важно, чтобы он помог другому не за счет кого-то, а сам, и чтобы испытал при этом радость от своего поступка.
К сожалению, подрастающее чадо не всегда оправдывает наши надежды. Дети сегодня развивается значительно быстрее, чем раньше. Причин тому много: огромный поток информации и доступность ее получения, изменения в методике воспитания и обучения и другие. Вечные спутники детства – добрые сказки и игры, светлые мечты уже, к сожалению, не владеют беспредельно ребячьими душами.
Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.
Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист. Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром. Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.
Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. В этом смысле не может быть активного или пассивного воспитания. Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.
Вероятно, если бы все родители были озабочены тем, чтобы их ребенок вырос человеком добрым, то все мы жили бы уже в ином обществе. Надо признать, что в наши дни, впрочем, как и во все времена, есть взрослые, которые, так сказать, принципиально не «зацикливаются» на воспитании в ребенке доброты, а есть и такие, кто по недомыслию или неопытности не формируют этого чувства у своего чада.
Далеко не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с поощрения за хороший поступок. Доброте учит взрослый, ненавязчиво привлекая внимание малыша, прежде всего, к личности другого ребенка: «Не обижай девочку»; «Малыш заплакал, подойди и успокой его»; «Дай мальчику свою машинку поиграть, она ему понравилась».
Существуют многочисленные детские книжки и специальные пособия, в которых представлены поучительные рассказы. Эти незамысловатые истории помогут вам поговорить с малышом о высоких нравственных понятиях в пределах его понимания.
Доброта – это помощь людям и животным. Добрый человек пожалеет несчастное животное, найдет слова, чтобы утешить, кому-то поможет в беде, кого-то удержит от ошибки. Расскажи о своих добрых поступках. Почему ты так поступал? Зачем нужны добрые дела? А почему люди становятся злыми? Потому что им никто никогда не помогал. А как можно сделать людей добрее? Нужно помогать им и научить их помогать другим.
Зло – это причинение вреда и боли людям, животным, растениям.
Милосердие – это помощь слабым, больным и старым. Быть милосердным – это поддержать человека добрым словом, помочь ему, оказать поддержку.
Забота – это постоянная помощь, ухаживание за кем-либо или чем-либо. Почему каждый человек должен заботиться о ком-либо? Как нам нужно заботиться о своих комнатных цветах и рыбках? Что можешь делать ты, чтобы им хорошо жилось у нас?
Очень часто малыш в одиночестве смотрит мультфильмы, слушает пластинки или диски. Обычно после такого просмотра или прослушивания родители не беседуют с ребенком.
О чем он думает в это время, как оценивает поведение героев, какие выводы делает – неизвестно. И это плохо.
Разговор о добре и зле или на иную морально-этическую тему уместно провести после посещения театра. Предположим, вы посмотрели с малышом одну из сказок: «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Кот, петух и лиса», «Терем-теремок».
Обязательно обсудите с ребенком увиденное в театре представление. Одного вопроса: «Тебе понравилась пьеса, которую мы смотрели?» для полноценной беседы недостаточно. Спросите, какие добрые и злые герои были в пьесе? В чем проявилась доброта героев? Почему добро побеждает зло? Кого из героев можно назвать добрым и почему? Что было бы, если бы побеждало зло? Как в этом случае могли бы развиваться события!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Добр ли Ваш ребенок?»
Доброта – качество, ценимое во все эпохи. Но какой он, добрый человек? В чем выражается доброта? Когда и как она складывается у детей? Дети 3-7 лет способны сопереживать ровеснику, но не все и по-разному. Одни в упор не видят переживаний своих товарищей, другие – замечают, но этим и ограничиваются. Третьи заражаются эмоциями сверстников: радуются или печалятся. Четвертые пытаются помочь, утешить, приласкать. Пятые радуются неудаче партнера и огорчаются его успехам. Шестые могут даже предвосхитить отрицательные эмоции друзей и предусмотрительно устранить их причину. Наблюдения психологов показывают, что лишь каждый третий ребенок в возрасте от 3 до 7 лет способен сопереживать ровесникам. Способность к сопереживанию у ребенка воспитать непросто. Она развивается постепенно и не сразу проявляется полностью. Доброте ребенка учит взрослый, делая это ненавязчиво, но постоянно, привлекая внимание своего малыша прежде всего к личности другого ребенка, к его душевному состоянию: “Не обижай других”, “Если видишь, что кто-то плачет, подойди и успокой. Тебе ведь лучше, когда тебя утешают?” и т. д. Таких уроков потребуется немало. И начинать их надо очень рано, не пропуская те жизненные ситуации, которые способны подвигнуть ребенка к действенному отклику на эмоциональный дискомфорт товарища.
Первое и основное правило – воспитывать доброту можно только добром, опираясь при этом на то хорошее, что уже сформировалось в характере ребенка или только начинает складываться.
Как уже отмечалось, дошкольники 4-5 лет парадоксально отзываются на переживания ровесников: радуются их неудачам и огорчаются их успехам. Происходит это оттого, что детям этого возраста свойственна особая манера поведения.
Ее иногда называют соревновательностью или склонностью к конкуренции. Причина этого явления – в естественном желании ребенка познать себя в своих лучших качествах. Со взрослым ему не сравниться, вот и остается отыскивать действительное (или хотя бы мнимое) превосходство над своими ровесниками.
В наивных поисках слабостей товарища, в смехе над чужим разорванным платьем, пролитым супом, ушибленной коленкой нет ни злонравия, ни жестокости, а лишь стремление ребенка казаться лучше. И взрослым надо помнить об этом и помогать детям преодолевать эффект “кривого зеркала”, в котором они видят преувеличенными и недостатки своих товарищей, и – на этом фоне – свои достоинства.
Обсуждайте в семье личные достоинства друзей ребенка, вместе вспоминайте их веселые проделки, забавы, те случаи, когда кто-то помог или посочувствовал другому.
В детском саду неплохо устраивать дни рождения, выставки рисунков, праздничные выступления. Пусть каждый ребенок время от времени становится центром внимания группы – так он обязательно проявится в своих лучших качествах, продемонстрирует свои успехи и завоевания. Хорошо, когда ваш ребенок видит переживания других, но еще лучше, если он адекватно отзывается на них. Однако не менее важно, чтобы он помог другому не за счет кого-то, а сам, и чтобы испытал при этом радость от своего поступка.
К сожалению, подрастающее чадо не всегда оправдывает наши надежды. Дети сегодня развивается значительно быстрее, чем раньше. Причин тому много: огромный поток информации и доступность ее получения, изменения в методике воспитания и обучения и другие. Вечные спутники детства – добрые сказки и игры, светлые мечты уже, к сожалению, не владеют беспредельно ребячьими душами.
Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.
Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист. Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром. Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.
Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. В этом смысле не может быть активного или пассивного воспитания. Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.
Вероятно, если бы все родители были озабочены тем, чтобы их ребенок вырос человеком добрым, то все мы жили бы уже в ином обществе. Надо признать, что в наши дни, впрочем, как и во все времена, есть взрослые, которые, так сказать, принципиально не «зацикливаются» на воспитании в ребенке доброты, а есть и такие, кто по недомыслию или неопытности не формируют этого чувства у своего чада.
Далеко не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с поощрения за хороший поступок. Доброте учит взрослый, ненавязчиво привлекая внимание малыша, прежде всего, к личности другого ребенка: «Не обижай девочку»; «Малыш заплакал, подойди и успокой его»; «Дай мальчику свою машинку поиграть, она ему понравилась».
Существуют многочисленные детские книжки и специальные пособия, в которых представлены поучительные рассказы. Эти незамысловатые истории помогут вам поговорить с малышом о высоких нравственных понятиях в пределах его понимания.
Доброта – это помощь людям и животным. Добрый человек пожалеет несчастное животное, найдет слова, чтобы утешить, кому-то поможет в беде, кого-то удержит от ошибки. Расскажи о своих добрых поступках. Почему ты так поступал? Зачем нужны добрые дела? А почему люди становятся злыми? Потому что им никто никогда не помогал. А как можно сделать людей добрее? Нужно помогать им и научить их помогать другим.
Зло – это причинение вреда и боли людям, животным, растениям.
Милосердие – это помощь слабым, больным и старым. Быть милосердным – это поддержать человека добрым словом, помочь ему, оказать поддержку.
Забота – это постоянная помощь, ухаживание за кем-либо или чем-либо. Почему каждый человек должен заботиться о ком-либо? Как нам нужно заботиться о своих комнатных цветах и рыбках? Что можешь делать ты, чтобы им хорошо жилось у нас?
Очень часто малыш в одиночестве смотрит мультфильмы, слушает пластинки или диски. Обычно после такого просмотра или прослушивания родители не беседуют с ребенком.
О чем он думает в это время, как оценивает поведение героев, какие выводы делает – неизвестно. И это плохо.
Разговор о добре и зле или на иную морально-этическую тему уместно провести после посещения театра. Предположим, вы посмотрели с малышом одну из сказок: «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Кот, петух и лиса», «Терем-теремок».
Обязательно обсудите с ребенком увиденное в театре представление. Одного вопроса: «Тебе понравилась пьеса, которую мы смотрели?» для полноценной беседы недостаточно. Спросите, какие добрые и злые герои были в пьесе? В чем проявилась доброта героев? Почему добро побеждает зло? Кого из героев можно назвать добрым и почему? Что было бы, если бы побеждало зло? Как в этом случае могли бы развиваться события!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "... Добрым молодцам урок.Математические сказки"
Рассказывая детям математические сказки мы имеем возможность в увлекательной форме знакомить детей с математическими понятиями.Слушая сказку, они хотят повлиять на события, помочь героям п...
Консультация для родителей "Добрые мультики, которые помогают воспитывать"
"Добрые мультики,которые помогают воспитывать."...
Консультация для родителей "Добро пожаловать в мир книги!"
Консультация для родителей с целью приобщения детей к литературе, к ежедневному общению с книгой, о роли книги в жизни ребенка....
Консультация для родителей «Добрые советы, или о чем не следует забывать родителям средних дошкольников»
quot;Добрые советы, или о чем не следует забывать родителям средних дошкольников»...
Консультация для родителей "Добро несет добро"
Консультация для родителей о доброте....
Консультация для родителей «Добрые советы для родителей»
Консультация для родителей «Добрые советы для родителей»...