Формируем межполушарное взаимодействие дошкольников
консультация
Формирование межполушарного взаимодействия у дошкольников: советы и упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формиррование межполушарного взаимодействия у дошкольников: советы и упражнения | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Межполушарное взаимодействие у дошкольников
⠀ Мозг человека состоит из двух полушарий, у каждого из которых свои функциональные задачи. ⠀⠀
Правое полушарие отвечает за воображение, абстрактное мышление, интуицию, помогает создавать что – то новое, генерировать идеи. Левое - за мыслительные операции, логику, память, языковые способности, аналитическое мышление.⠀⠀
У кого-то лучше функционирует левая часть, у кого-то правая, а у самых счастливых – обе. Выигрывают, естественно, последние, использующие своё богатство максимально.⠀⠀
Преимущества гармоничной работы полушарий мозга огромны. Это своеобразный ключик, позволяющий открыть дверцу, за которой спрятаны огромные потенциальные возможности человека. Упражнения для развития межполушарных связей ведут к тому, что в мозге образуются новые нервные клетки. Большое количество этих клеток ведет к повышению возможностей интеллекта.⠀
Ведущее полушарие — врождённый признак. Дети рождаются правшами (левополушарными), левшами (правополушарными) или амбидекстрами (равнополушарными). ⠀⠀
⠀⠀ Как и мышцы, мозг поддаётся тренировке. Дошкольное и школьное образование активно стимулирует работу левого полушария. Именно поэтому многие взрослые утрачивают детскую способность фантазировать, погружаться в свой воображаемый мир, перестают слышать свой внутренний голос и доверять своей интуиции.⠀⠀
Чтобы сохранить баланс между полушариями мозга, необходимо развивать связи между ними. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребенка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Для этого есть специфические игры и упражнения, которые и помогают ребёнку включить в работу оба полушария. Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение 6-8 недель по 15-20 минут в день. Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
- Ускорение темпа выполнения
- Выполнение упражнений с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля)
- Подключение движений глаз и языка к движениям рук
- Подключение дыхательных упражнений.⠀
⠀
1. «Уши» Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх – наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. Помассировать ушную раковину. ⠀
⠀
2. «Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале движения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе. ⠀
⠀
3. «Кулак-ребро-ладонь» Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя. ⠀
⠀
4. «Лезгинка» Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
5. «Лягушка» Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.
6. «Замок» Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет инструктор. Палец должен двигаться точно и четко. Нежелательно допускать движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.
7. «Ухо-нос» Ребенку предлагают левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
8. «Зеркальное рисование» Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Необходимо рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия
- Плохая координация движений, сложность произвольной саморегуляции: малыш ползает больше задом, боком или вообще мало. Ребенок неловок, часто падает и натыкается на углы и мебель (после 3-х лет).⠀⠀
- Долгое время не формируется доминантная рука, при письме имеет место зеркальное написание букв, возможно расстройство содружественного движения глаз.⠀⠀
- Отсутствие учебной познавательной деятельности мотивации, бедность интересов.⠀⠀
- Нет произвольного внимания к 1 классу.⠀⠀
- Плохо развит фонематический слух и с трудом даются направленные на это задания.⠀⠀
- Ребенок никак не может запомнить название предметов. Не может долгое время отличить курицу от петуха и т.п.⠀⠀
- С трудом запоминает стихи, не может пересказать рассказ или сюжет.⠀⠀
- Бывают агрессивные вспышки из-за сложности вербализации, т.е. оречевления ситуации.⠀⠀
Такие проблемы могут указывать на несформированность межполушарного взаимодействия. Сами по себе данные проблемы не уйдут. Выполнение специальных упражнений поможет в формировании межполушарных связей. ⠀
⠀
Эти простые советы и упражнения обязательно дадут результат. Главное, терпение и регулярность. Все получится!
⠀⠀
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности дошкольников
Презентация к семинару-практикуму для воспитателей...
Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, в продаже появились даже прописи для развития межполушарного взаимодействия. Попробуем разобраться: что же такое эти...
Тетрадь по лексическим темам "Формируем межполушарные связи"
В тетраде представлены упражнения на развитие межполушарного взаимодействия...
Упражнения для межполушарного взаимодействия дошкольников.
Улучшение интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Работа педагога должна быть направлена от движений к мышлению, а не от мышления к движению. ...
Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, ...
Активизация межполушарного взаимодействия дошкольников с помощью использования различных упражнений
В материале представлены различные необычные упражнения и приемы, с помощью использования которых можно автивизировать межполушарное взаимодействие дошкольников. Главное делать это систематически, нач...
Сборник упражнений для развития межполушарного взаимодействия дошкольников.
Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а идеальный вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга....