Формируем межполушарное взаимодействие дошкольников
консультация

Формирование межполушарного взаимодействия у дошкольников: советы и упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Межполушарное взаимодействие у дошкольников

⠀      Мозг человека состоит из двух полушарий, у каждого из которых свои функциональные задачи. ⠀⠀
          Правое полушарие отвечает за воображение, абстрактное мышление, интуицию, помогает создавать что – то новое, генерировать идеи. Левое  -  за мыслительные операции, логику,  память, языковые способности, аналитическое мышление.⠀⠀
          У кого-то лучше функционирует левая часть, у кого-то правая, а у самых счастливых –  обе. Выигрывают, естественно,  последние,  использующие своё  богатство максимально.⠀⠀
        Преимущества гармоничной работы полушарий мозга огромны. Это своеобразный ключик, позволяющий открыть дверцу, за которой спрятаны огромные потенциальные возможности человека. Упражнения для развития межполушарных связей ведут к тому, что в мозге образуются новые нервные клетки. Большое количество этих клеток ведет к повышению возможностей интеллекта.⠀
          Ведущее полушарие — врождённый признак. Дети рождаются правшами (левополушарными), левшами (правополушарными) или амбидекстрами (равнополушарными). ⠀⠀
⠀⠀    Как и мышцы, мозг поддаётся тренировке. Дошкольное  и  школьное образование активно стимулирует работу левого полушария. Именно поэтому многие взрослые утрачивают детскую способность фантазировать,  погружаться в свой воображаемый мир, перестают слышать свой внутренний голос и доверять своей интуиции.⠀⠀
         

          Чтобы сохранить баланс между полушариями мозга, необходимо развивать связи между ними.  Чем лучше будут развиты  межполушарные связи, тем выше у ребенка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Для этого есть специфические игры и упражнения, которые и помогают ребёнку включить в работу оба полушария. Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение 6-8 недель по 15-20 минут в день. Для постепенного усложнения упражнений можно использовать: 

  • Ускорение темпа выполнения

  • Выполнение упражнений с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля)

  •  Подключение движений глаз и языка к движениям рук

  •  Подключение дыхательных упражнений.



1. 
«Уши»  Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх – наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. Помассировать ушную раковину. 

2. 
«Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале движения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе. 

3. 
«Кулак-ребро-ладонь» Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя. 

4.
«Лезгинка»  Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений. 

5. «Лягушка»  Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.

6. «Замок»  Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет инструктор. Палец должен двигаться точно и четко. Нежелательно допускать движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах. 

7. «Ухо-нос»  Ребенку предлагают левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

8. «Зеркальное рисование»  Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Необходимо рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия

  • Плохая координация движений, сложность произвольной саморегуляции: малыш ползает больше задом, боком или вообще мало. Ребенок неловок, часто падает и натыкается на углы и мебель (после 3-х лет).⠀⠀
  • Долгое время не формируется доминантная рука, при письме имеет место зеркальное написание букв, возможно расстройство содружественного движения глаз.⠀⠀
  • Отсутствие учебной познавательной деятельности мотивации, бедность интересов.⠀⠀
  • Нет произвольного внимания к 1 классу.⠀⠀
  • Плохо развит фонематический слух и с трудом даются направленные на это задания.⠀⠀
  • Ребенок никак не может запомнить название предметов. Не может долгое время отличить курицу от петуха и т.п.⠀⠀
  • С трудом запоминает стихи, не может пересказать рассказ или сюжет.⠀⠀
  • Бывают агрессивные вспышки из-за сложности вербализации, т.е. оречевления ситуации.⠀⠀

          Такие проблемы могут указывать на несформированность межполушарного взаимодействия. Сами по себе данные проблемы не уйдут.  Выполнение специальных упражнений поможет в формировании межполушарных связей. ⠀

          Эти простые советы  и упражнения  обязательно дадут результат. Главное, терпение и регулярность. Все получится!

                                                                     

                                                                                                             
⠀⠀


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, в продаже появились даже прописи для развития межполушарного взаимодействия. Попробуем разобраться: что же такое эти...

Тетрадь по лексическим темам "Формируем межполушарные связи"

В тетраде представлены упражнения на развитие межполушарного взаимодействия...

Упражнения для межполушарного взаимодействия дошкольников.

Улучшение интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Работа педагога должна быть направлена от движений к мышлению, а не от мышления к движению. ...

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, ...

Активизация межполушарного взаимодействия дошкольников с помощью использования различных упражнений

В материале представлены различные необычные упражнения и приемы, с помощью использования которых можно автивизировать межполушарное взаимодействие дошкольников. Главное делать это систематически, нач...

Сборник упражнений для развития межполушарного взаимодействия дошкольников.

Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а идеальный вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга....