Буклет
консультация

Мухина Елена Викторовна

буклет сказкотерапия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_skazkoterapiya.doc517 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Специалисты утверждают, что использование сказкотерапии для детей подобно психологической консультации для взрослых.

Смысл этой специфической, практически волшебной терапии в том, что, обнаружив какую-либо проблему в поведении ребёнка, его внутреннем состоянии, характере, можно рассказать сказку, которая эту проблему искоренит. Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной.

Сказкотерапия — отличный метод передачи знаний, опыта, умений и навыков детям. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание малыша. С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей. Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой.

«Известно ли вам, что правильно

 подобранная и вовремя рассказанная сказка

 способна устранить практически любые

 проблемы ребёнка?»

Сказкотерапия помогает:

  • снижению уровня агрессивности у детей;
  • устранению состояния тревожности и страхов;
  • развитию эмоциональной саморегуляции;
  •  установлению положительных взаимоотношений с другими детьми;
  •  развитие речи и познавательной деятельности.

   

Правила, как обычную сказку сделать терапевтической 

Чтобы обычная сказка стала терапевтической, нужно создавать её с учётом определённых правил:

  • Сказка должна отвечать проблемам малыша, однако не быть похожей на неё досконально.
  • Сказка обязательно должна содержать замещающее действие, используя которое, ребёнок научится по-новому подходить к решению своей проблемы.
  • Сюжет терапевтической сказки должен быть последовательным:
  1. главный герой сказки должен соответствовать полу ребёнка, желательно — возрасту и характеру
  2. далее — описание жизни главного героя таким образом, чтобы малыш нашёл сходство с собой
  3. далее — описание проблемной ситуации, куда попадает герой и которая должна быть похожа на ситуацию ребёнка (переживания героя должны соответствовать переживаниям крохи)
  4. далее — поиск героем выхода их проблемной ситуации (усугубление положения, встреча главного героя с разными персонажами, поиск альтернативных решений выхода из ситуации)
  5. в конце — осознание главным героем своего неверного поведения, признание ошибок, принятие оптимального варианта.

Обдумывая программу преодоления какой-либо детской проблемы (например, страхов), нужно учитывать возраст ребёнка:

  • в 3-4 года — главным героем может быть любимая игрушка малыша, маленький человечек, зверюшка
  • с 5 лет — вводите в сказки фей, волшебниц, принцесс и принцев, солдат и др.
  • с 5-6 лет — делайте сказки наполненными волшебством.

«Один из важных компонентов психологического воздействия сказок — метафора, которая является основой сказки. Метафора – сравнение с чем-то другим на основе общего признака. Точность и образность метафоры — залог эффективности терапевтических приёмов». 

Секрет терапевтических сказок в том, что ребенок воспринимает смысл услышанного одновременно на сознательном и подсознательном уровнях. Он сознательно переживает главному герою и осознаёт вымышленность сказочного сюжета. Подсознание же ребёнка улавливает и впитывает истины сказки, отождествляет себя с главным героем, пересматривает своё поведение.

Проводя занятия, нужно соблюдать такие правила:

  1. Во время повествования сказки важно расположиться напротив ребёнка, чтобы он видел ваши глаза и выражение лица.
  2. Когда рассказываете или читаете сказку, нужно передавать истинные чувства и эмоции героев.
  3. Нельзя допускать затянувшиеся паузы.
  4. Сказка и ситуации в ней должны быть построены на актуальной для малыша проблеме.
  5. Работая со сказкой, обратите внимание на то, чтобы в ней не содержалось готового ответа. Предоставьте ребёнку подумать и предложить вариант выхода из той или иной ситуации самому

Родители запросто могут стать сказочниками и успешно сами корректировать проблемное поведение своего ребёнка. К психологу или специалисту в области сказкотерапии обычно обращаются со сложными вопросами

Список сказок, которые имеют терапевтический эффект: 

  1. Для детей, которые столкнулись с проблемами в семье:

«Морозко»

«Крошечка-Хаврошечка»

 «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

 «Снегурочка»

 «Аленький цветочек»

«Золушка»

  1. Для детей, переживающих кризис, стресс, невроз:

«Спящая красавица»

«Госпожа Метелица»

«Церевна-Лягушка»

 «Серая шейка»

  1. Для приёмных детей, детей с низкой самооценкой:

«Мальчик-с-пальчик»

«Гадкий утёнок»

  1. Для преодоления страхов:

 «Красная Шапочка»

«Гуси-лебеди»

«Волк и семеро козлят»

«Баба Яга» и много других сказок.

Сказкотерапия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Права ребенка"

В краткой, лаконичной форме познакомить детей и взрослых с правами детей....

Буклет о спорте

Стихи и загадки о спорте....

Буклет "Олмпийские игры"

В буклете рассказывается о возникновении Олимпийских игр....

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс  сделан в программе фотошоп....

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ" второй комплекс

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ" второй комплекс сделан мной в программе фотошоп....

Буклет для родителей "Полезные советы"

Предлагаю вашему вниманию «Полезные советы». Они помогут Вам донести до детей самоценность окружающих нас живых и неживых объектов, увидеть их хрупкость и незащищённость, дадут повод задуматься ...

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...