Про природу
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Воспитание любви к природе»
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.
Правильное отношение детей к природе начинается в семье. В условиях семьи имеет значение атмосфера «направленности» на природу: интерес взрослых к растениям и животным, с/х работам; примеры положительного отношения взрослых к природе. Интерес и дела взрослых, связанные с миром природы, могут стать средством воспитания детей: увлечение комнатными растениями, присутствием животных в доме, приусадебный участок и работа вместе с детьми на нем. Игра и развлечения тоже могут служить средством воспитания у детей любви к природе.
Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.
Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.
Зеленое царство комнатных растений вызывать интерес ребенка, если взрослые постепенно вовлекут его в наблюдение за таинственным миром комнатной флоры. Приучая к регулярным наблюдениям, взрослые показывают их окраску и рисунок на листочках декоративных растений.
Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно другую форму жизни, начинает видеть в зеленном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого зависят от того: полили его или нет, много или мало, холодной водой или теплой. Только с помощью взрослых ребенок может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы. Умение рассматривать растение, видеть его своеобразие и красоту, замечать различные его признаки и состояния - это задача не только эстетического, но и умственного, и нравственного воспитания.
- А зачем мы поливаем растения? - может задать вопрос взрослый ребенку.
Пусть он сам делает выводы, и только потом можно объяснить, что растения живые, они пьют воду и растут, становятся красивыми. И так постепенно взрослые не только наблюдают за растениями, и ухаживают за ними, но и приучают детей к труду.
Животные в доме, как и растения, приносят большую радость всем членам семьи. Животный мир очень привлекателен для малышей. И это не случайно! В отличии от растений, животные обладают поведением, животные – это живые существа. Животные в доме – это могучий фактор воспитания детей. Это должны знать взрослые. Общение ребенка с животными приносит пользу, если взрослый контролирует это общение. Нужно знать, как нужно себя вести с животным миром. Например, имея аквариум с рыбками, важно не только наблюдение, но и совместное кормление рыбок, смена воды, подача кислорода. Уход, например, за домашними птичками (канарейками, попугаями) не сложен, но более ответственен, чем за рыбами. Птицы не выносят грязной воды, не выдерживают голода. Эти птицы хорошо приживаются, быстро привыкают к людям. За ними нужно ухаживать, относиться осторожно и бережно. Взрослые вместе с детьми могут ухаживать и за хомячком, и за черепахой, и за морской свинкой, и за кошкой, и за собакой.
Приобщать ребенка к природе нужно в любом случае. В зимнее время – это подкормка птиц. Как хорошо смастерить для этого кормушку! Здесь можно не только подкармливать птиц, но и наблюдать за ними, за их поведением, повадками, внешним видом. Весной – вешают скворечники. Можно одновременно и выучить стихи, загадки о растительном и животном мире.
Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у детей. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы. Игра тоже помогает воспитывать интерес детей к природе. Если родители приобщают их к природе через наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и т. д., то заинтересованность ребенка непосредственно отразится в играх. Сюжетно – ролевые, дидактические игры развивают восприятие, речь, умение анализировать и описывать.
Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.
Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания. В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера. Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры. Но происходит это только при условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.