Как научить ребенка мыслить с помощью игр
консультация (старшая группа)
Именно игра, как ведущий вид деятельности, стимулирует умственное развитие дошкольника, создает условия для развития логического мышления. Игры - это не только развлечение, но и ключ к всестороннему развитию детей. Только игра сможет по-настоящему увлечь малыша. Чем разнообразнее игры, тем дольше получится сохранять интерес ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_rebenka_myslit_s_pomoshchyu_igr.docx | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учитесь мыслить, играя» - говорил известный психолог Е. Заика. Именно игра, как ведущий вид деятельности, стимулирует умственное развитие дошкольника, создает условия для развития логического мышления. Игры - это не только развлечение, но и ключ к всестороннему развитию детей. Только игра сможет по-настоящему увлечь малыша. Чем разнообразнее игры, тем дольше получится сохранять интерес ребенка.
Чтобы понять, как развивать мышление, важно уточнить: само мышление бывает разным - все зависит от того, какую именно работу проделывает наш мозг.
Какие же существуют виды мышления у детей?
1.Наглядно-действенный вид мышления дети начинают задействовать первым. Они видят предмет, им необходимо узнать, что это такое. Поэтому им нужно всё потрогать.
2.Затем вырабатывается наглядно-образное мышление (или абстрактное). Это нужно представить какую-то ситуацию или образ, но фактически ничего с ними руками не делать. Чтобы мыслить, в голове должны быть "заготовлены" образы. Именно поэтому маленьким детям (до 7 лет) необходимо листать книжки с картинками, изучать происходящее на улице или смотреть мультфильмы.
3.Словесно-логическое мышление появляется уже позже. Этот тип мышления дети применяют, когда группируют предметы по признакам, что-то утверждают или отрицают или делают выводы на основе суждений.
Интересно и эффективно можно заниматься развитием логики и мышления с ребёнком не только в детском саду, но и дома. И для этого не обязательно быть педагогом или обладать какими-то специальными знаниями. Существуют большое количество игр на развитие мышления. Давайте разберем несколько примеров.
Игра «Угадай, что загадала»
Назовите разные части одного объекта и предложите ребенку угадать, какой объект вы загадали. Например: дверцы, полки, вешалки..- это шкаф; - клюв, хвост, перья…- это птица; колеса, руль, двери.. - это машина и т.д. Можно усложнить задание: кроме частей называть еще и характеристики объекта. Например: небольшой, пушистый, ласковый, живет с людьми… - кот. Когда ребенок соединяет разные части в целое, он учится рисовать воображаемые картинки -отличная тренировка для развития словесно-логического мышления.
Игра «Скажи наоборот»
Назовите слово и предложите ребенку найти слово с противоположным значением. Можно использовать разные части речи:
- существительные (день - ночь);
- прилагательные (здоровый - больной);
- глаголы (сидит - стоит).
Подбирая антоним, ребенок учится выделять противоположные признаки при совпадении других компонентов - за счет анализа и смекалки развивается словесно-логическое мышление.
Игра «Разложи предметы на группы»
Предложите малышу наборы (картинки) простых предметов из разных областей, дайте задание ребенку рассмотреть их и разложить на группы: кухонная посуда, головные уборы, школьные принадлежности, овощи и т.д.. Или же предложите распределить предметы на группы по цвету, размеру, форме и другим признакам. Отделяя одни предметы от других, ребенок учится видеть общее и разное, тем самым развивает словесно-логическое мышление за счет группировки предметов по признакам.
Игра «Назови одним словом»
Назовите ребенку несколько слов из одной категории у которых есть общие характеристики и попросите ребенка назвать одно слово, которое их объединяет:
Яблоко, груша, слива, персик - фрукты;
Ромашка, гвоздика, роза, фиалка - цветы;
Неваляшка, мяч, юла, матрешка – игрушки;
Кубик и линейка – деревянные.
Когда ребенок ищет общее между разными объектами, он учится визуализировать и анализировать их свойства и развивает наглядно-образное мышление за счет активного воображения и обработки прошлого опыта.
Игра «Собери постройку»
Предложите ребенку сделать всевозможные постройки из конструктора, в том числе такие, которых нет в инструкции. Чем больше деталей, тем лучше. В процессе подбора деталей без инструкции, ребенок учится ошибаться и пробовать снова и развивает наглядно-действенное мышление.
Дети в большинстве своём - визуалы, поэтому им нравятся игры с картинками, образами. Решайте головоломки; составляйте рассказы по картинкам; придумывайте новые и неожиданные концовки сказкам; предлагайте детям игры в кубик - Рубик, Танграм, Пентамино, шашки и шахматы; загадывайте загадки, решайте с детьми логические задачи; разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге, проходите лабиринты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Быть хорошим родителем – значит быть позитивным самому и научить позитивно мыслить своего ребенка
Мы сами создаем свое будущее. Будущее каждого человека – это проявление его мыслей в действительности....
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ ЦИФР, а может и некоторые родители научаться
Отличный способ вызвать у детей интерес одновременно к математике и творчеству — предложить им рисовать с помощью цифр, дополняя их различными линиями. Это довольно легко, поэтому с такой задачей спра...
Консультация для родителей "Как научить ребенка выражать свои мысли словами"
Владение словом - большое искусство. Для того, чтобы культурная речь ребенка стала его визитной карточкой, необходимо приложить немалые усилия....
Использование готовых обучающих и познавательных игр для детей, которые позволяют увеличить словарный запас, изучить окружающие предметы, научиться логически мыслить.
Ссылки на сайт: http://igraem.pro/igraem-i-uchimsya/ ...
Рекомендации родителям "Как научить детей мыслить?"
В статье "Как научить детей мыслить?" предлагаются конкретные игры и задания, способствующие познавательному развитию детей....
Консультация "Связная речь или как научить ребенка излагать свои мысли»
Консультация для педагогов...
Семинар-практикум "Как научить ребенка излагать свои мысли"
Связная речь...