Как научить ребенка мыслить с помощью игр
консультация (старшая группа)

Циома Юлия Владимировна

Именно игра, как ведущий вид деятельности, стимулирует умственное развитие дошкольника, создает условия для развития логического мышления. Игры - это не только развлечение, но и ключ к всестороннему развитию детей. Только игра сможет по-настоящему увлечь малыша. Чем разнообразнее игры, тем дольше получится сохранять интерес ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebenka_myslit_s_pomoshchyu_igr.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

         «Учитесь мыслить, играя» - говорил известный психолог Е. Заика. Именно игра, как ведущий вид деятельности, стимулирует умственное развитие дошкольника, создает условия для развития логического мышления. Игры - это не только развлечение, но и ключ к всестороннему развитию детей. Только игра сможет по-настоящему увлечь малыша. Чем разнообразнее игры, тем дольше получится сохранять интерес ребенка.

Чтобы понять, как развивать мышление, важно уточнить: само мышление бывает разным - все зависит от того, какую именно работу проделывает наш мозг.

                          Какие же существуют виды мышления у детей?

1.Наглядно-действенный вид мышления дети начинают задействовать первым. Они видят предмет, им необходимо узнать, что это такое. Поэтому им нужно всё потрогать.

2.Затем вырабатывается наглядно-образное мышление (или абстрактное). Это нужно представить какую-то ситуацию или образ, но фактически ничего с ними руками не делать. Чтобы мыслить, в голове должны быть "заготовлены" образы. Именно поэтому маленьким детям (до 7 лет) необходимо листать книжки с картинками, изучать происходящее на улице или смотреть мультфильмы.

3.Словесно-логическое мышление появляется уже позже. Этот тип мышления дети применяют, когда группируют предметы по признакам, что-то утверждают или отрицают или делают выводы на основе суждений.

Интересно и эффективно можно заниматься развитием логики и мышления с ребёнком не только в детском саду, но и дома. И для этого не обязательно быть педагогом или обладать какими-то специальными знаниями. Существуют большое количество  игр на развитие мышления. Давайте разберем несколько примеров.

                                      Игра «Угадай, что загадала»

        Назовите разные части одного объекта и предложите ребенку угадать, какой объект вы загадали. Например: дверцы, полки, вешалки..-  это шкаф; - клюв, хвост, перья…- это птица; колеса, руль, двери.. - это машина и т.д. Можно усложнить задание: кроме частей называть еще и характеристики объекта. Например: небольшой, пушистый, ласковый, живет с людьми… - кот. Когда ребенок соединяет разные части в целое, он учится рисовать воображаемые картинки -отличная тренировка для развития словесно-логического мышления.

                                             Игра «Скажи наоборот»

       Назовите слово и предложите ребенку найти слово с противоположным значением. Можно использовать разные части речи:

- существительные (день - ночь);

- прилагательные (здоровый - больной);

- глаголы (сидит - стоит).

Подбирая антоним, ребенок учится выделять противоположные признаки при совпадении других компонентов - за счет анализа и смекалки развивается словесно-логическое мышление.

                               

                                Игра «Разложи предметы  на группы»

        Предложите малышу наборы (картинки) простых предметов из разных областей, дайте задание ребенку рассмотреть их и разложить на группы: кухонная посуда, головные уборы, школьные принадлежности, овощи и т.д.. Или же предложите распределить предметы на группы по цвету, размеру, форме и другим признакам. Отделяя одни предметы от других, ребенок учится видеть общее и разное, тем самым развивает словесно-логическое мышление за счет группировки предметов по признакам.

                                            Игра «Назови одним словом»

          Назовите ребенку несколько слов из одной категории  у которых есть общие характеристики и попросите ребенка назвать одно слово, которое их объединяет:

Яблоко, груша, слива, персик - фрукты;

Ромашка, гвоздика, роза, фиалка - цветы;

Неваляшка, мяч, юла, матрешка – игрушки;

Кубик и линейка – деревянные.

Когда ребенок ищет общее между разными объектами, он учится визуализировать и анализировать их свойства и развивает наглядно-образное мышление за счет активного воображения и обработки прошлого опыта.

                                                Игра «Собери постройку»

        Предложите ребенку сделать всевозможные постройки из конструктора, в том числе такие, которых нет в инструкции. Чем больше деталей, тем лучше. В процессе подбора деталей без инструкции, ребенок учится ошибаться и пробовать снова и развивает наглядно-действенное мышление.

Дети в большинстве своём - визуалы, поэтому им нравятся игры с картинками, образами. Решайте головоломки; составляйте рассказы по картинкам;  придумывайте новые и неожиданные концовки сказкам; предлагайте детям игры в кубик - Рубик, Танграм, Пентамино, шашки и шахматы; загадывайте загадки, решайте с детьми логические задачи; разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге, проходите лабиринты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Быть хорошим родителем – значит быть позитивным самому и научить позитивно мыслить своего ребенка

Мы сами создаем свое будущее.  Будущее каждого человека – это проявление его мыслей в действительности....

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ ЦИФР, а может и некоторые родители научаться

Отличный способ вызвать у детей интерес одновременно к математике и творчеству — предложить им рисовать с помощью цифр, дополняя их различными линиями. Это довольно легко, поэтому с такой задачей спра...

Консультация для родителей "Как научить ребенка выражать свои мысли словами"

Владение словом - большое искусство. Для того, чтобы культурная речь ребенка стала его визитной карточкой, необходимо приложить немалые усилия....

Рекомендации родителям "Как научить детей мыслить?"

В статье "Как научить детей мыслить?" предлагаются  конкретные игры и задания, способствующие познавательному развитию детей....