Возрастные особенности детей 3-4 лет
Психологи говорят о «кризисе трех лет», когда ребенок переходит к новому уровню взаимодействия с взрослыми, своими сверстниками и окружающим миром в целом.
Также в 3-4 года происходит усиленное развитие мелкой моторики и координации движений.
Развитие ЦНС
появляется способность к анализу и синтезу информации, которая поступает из окружающей среды;
развивается речь, увеличивается ее роль в процессе познания (малыш задает вопросы, расспрашивает и уточняет);
у детей, получается, ненадолго сосредотачиваться на изучаемом материале, поэтому взрослым необходимо использовать специальные дидактические приемы для удержания их внимания.
Вместе с тем младшим дошкольникам свойственна повышенная возбудимость, что приводит к их быстрой утомляемости. Ребенок плохо понимает словесные инструкции, поэтому проще наглядно показать ему, как именно он должен действовать.
Личностное развитие
Главные возрастные особенности детей 3-4 лет, на которые нужно обращать внимание, касаются изменений в личностном развитии ребенка.
Прежде всего, они заключаются в осознании им себя как отдельного индивида общества. Малыш начинает стремиться к самостоятельности. Для успешного формирования личности взрослые должны умело руководить процессом формирования самостоятельности у их ребенка, а именно:
выстраивать равноправные отношения с малышом, не относиться к нему с позиции «авторитетного взрослого»;
предоставить ему больше самостоятельности;
поддерживать все положительные начинания и стремления;
если у малыша что-то не получается, можно предложить ему сделать это вместе или подсказать другой способ выполнения;
не критиковать, а формировать у ребенка понятие, что он хороший.
Отдельно стоить обратить внимание на то, что у младшего дошкольника уже начинают закладываться основы самооценивания.
Социальное становление
В трехлетнем возрасте меняется социальная позиция ребенка. Он ищет общения со своими сверстниками. Однако чаще всего на этом этапе дети просто сосуществуют рядом и мало взаимодействуют друг с другом. В этот период дети эмоционально отзывчивы, умеют сопереживать и утешать, готовы оказать помощь. Они открыты миру, не ощущают опасности. В большинстве случаев действуют ситуативно. Развивается половая идентификация.
К 3-4 годам ребенок способен овладеть основными навыками самообслуживания и гигиены. Он умеет вести себя за столом, ходить в туалет, одеваться.
Психологические процессы
У детей 3-4 лет также происходит совершенствование психологических процессов.
Память непроизвольная. Преобладает процесс узнавания. Запоминается только информация, имеющая яркую эмоциональную окраску. Объем памяти позволяет запоминать 5 названий предметов и 3-4 слова. Ребенок может выучить небольшой стишок.
Доминирует наглядно-действенное мышление, появляются зачатки наглядно-образного. Ребенок может устанавливать некоторые взаимосвязи между предметами на основе практических действий, делать несложные выводы.
Преобладающий вид деятельности в младшем дошкольном возрасте — игра. Она дает возможность скопировать поступки взрослых, опробовать разные модели поведения.
Воображение слабо развито. Дети еще не умеют детализировать предметы, изображают их в примитивном виде. Способны создавать несложные конструкции и простые аппликации по заданному образцу.
Формируются пространственные представления. Ребенок способен ориентироваться в знакомых помещениях или на часто посещаемых территориях.
Развивается речь, пополняется словарный запас. Малыш может составлять предложения, способен поддерживать несложную беседу, пересказывает короткие тексты.
Появляется интерес к познанию окружающего мира. Это подталкивает ребенка к поиску различных способов действий для получения информации.
В младшем дошкольном возрасте формируются основы характера и принципов поведения будущей личности, начинает закладываться фундамент физического, интеллектуального, морально - волевого развития малыша.