Возрастные особенности детей 3 - 4 лет.
консультация (младшая группа)

Бельская Анна Васильевна
Возрастные особенности детей 3-4 лет Психологи говорят о «кризисе трех лет», когда ребенок переходит к новому уровню взаимодействия с взрослыми, своими сверстниками и окружающим миром в целом. Также в 3-4 года происходит усиленное развитие мелкой моторики и координации движений. Развитие ЦНС  появляется способность к анализу и синтезу информации, которая поступает из окружающей среды;  развивается речь, увеличивается ее роль в процессе познания (малыш задает вопросы, расспрашивает и уточняет);  у детей, получается, ненадолго сосредотачиваться на изучаемом материале, поэтому взрослым необходимо использовать специальные дидактические приемы для удержания их внимания. Вместе с тем младшим дошкольникам свойственна повышенная возбудимость, что приводит к их быстрой утомляемости. Ребенок плохо понимает словесные инструкции, поэтому проще наглядно показать ему, как именно он должен действовать. Личностное развитие Главные возрастные особенности детей 3-4 лет, на которые нужно обращать внимание, касаются изменений в личностном развитии ребенка. Прежде всего, они заключаются в осознании им себя как отдельного индивида общества. Малыш начинает стремиться к самостоятельности. Для успешного формирования личности взрослые должны умело руководить процессом формирования самостоятельности у их ребенка, а именно:  выстраивать равноправные отношения с малышом, не относиться к нему с позиции «авторитетного взрослого»;  предоставить ему больше самостоятельности;  поддерживать все положительные начинания и стремления;  если у малыша что-то не получается, можно предложить ему сделать это вместе или подсказать другой способ выполнения;  не критиковать, а формировать у ребенка понятие, что он хороший. Отдельно стоить обратить внимание на то, что у младшего дошкольника уже начинают закладываться основы самооценивания. Социальное становление В трехлетнем возрасте меняется социальная позиция ребенка. Он ищет общения со своими сверстниками. Однако чаще всего на этом этапе дети просто сосуществуют рядом и мало взаимодействуют друг с другом. В этот период дети эмоционально отзывчивы, умеют сопереживать и утешать, готовы оказать помощь. Они открыты миру, не ощущают опасности. В большинстве случаев действуют ситуативно. Развивается половая идентификация. К 3-4 годам ребенок способен овладеть основными навыками самообслуживания и гигиены. Он умеет вести себя за столом, ходить в туалет, одеваться. Психологические процессы У детей 3-4 лет также происходит совершенствование психологических процессов.  Память непроизвольная. Преобладает процесс узнавания. Запоминается только информация, имеющая яркую эмоциональную окраску. Объем памяти позволяет запоминать 5 названий предметов и 3-4 слова. Ребенок может выучить небольшой стишок.  Доминирует наглядно-действенное мышление, появляются зачатки наглядно-образного. Ребенок может устанавливать некоторые взаимосвязи между предметами на основе практических действий, делать несложные выводы.  Преобладающий вид деятельности в младшем дошкольном возрасте — игра. Она дает возможность скопировать поступки взрослых, опробовать разные модели поведения.  Воображение слабо развито. Дети еще не умеют детализировать предметы, изображают их в примитивном виде. Способны создавать несложные конструкции и простые аппликации по заданному образцу.  Формируются пространственные представления. Ребенок способен ориентироваться в знакомых помещениях или на часто посещаемых территориях.  Развивается речь, пополняется словарный запас. Малыш может составлять предложения, способен поддерживать несложную беседу, пересказывает короткие тексты.  Появляется интерес к познанию окружающего мира. Это подталкивает ребенка к поиску различных способов действий для получения информации. В младшем дошкольном возрасте формируются основы характера и принципов поведения будущей личности, начинает закладываться фундамент физического, интеллектуального, морально - волевого развития малыша.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»

Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...