Консультация для родителей: «Ранняя профилактика дисграфии в дошкольном возрасте» (Октябрь 2024 год)
консультация
Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию консультацию, которая, надеюсь, заинтересует Вас своей актуальностью. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с письмом и чтением. Хотя такие дети могут хорошо справляться с математикой и другими школьными предметами. В последние годы значительно возросло количество таких детей. Проблема нарушения письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения. Специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма – это дисграфия. Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделять особое внимание. Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannyaya_profilaktika_disgrafii_v_doshkolnom_vozraste.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Ранняя профилактика дисграфии в дошкольном возрасте»
Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию консультацию, которая, надеюсь, заинтересует Вас своей актуальностью. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с письмом и чтением. Хотя такие дети могут хорошо справляться с математикой и другими школьными предметами. В последние годы значительно возросло количество таких детей. Проблема нарушения письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения. Специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма – это дисграфия. Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделять особое внимание. Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии.
Причины дисграфии:
∙ наследственная предрасположенность: (наличие у родителей нарушений письменной речи. Дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах);
∙ патологические факторы (вредное воздействие): пренатальный (дородовой период жизни ребенка); натальный (в момент родов); постнатальный (после родового периода);
∙ функциональные причины (воздействие биологических и социальных факторов): длительное соматическое заболевание; неправильная речь окружающих; дефицит речевых контактов; двуязычье в семье; недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых.
Эти факторы задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе письма и чтения. Как же проявляется дисграфия в младших классах? Упражнения и диктанты содержат множество грамматических ошибок, дети не пользуются заглавными буквами и знаками препинания, путают схожие буквы, имеют плохой почерк, пишут медленно.
Основные формы дисграфии:
∙ артикуляционно-акустическая: ребенок, имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение пишет так, как говорит (рак-ак, лавка-вавка, чайка-тяйка);
∙ акустическая форма: смешивает на письме буквы, обозначающие - звонкие и глухие звуки (булка-пулка), козочка-косочка); - свистящие и шипящие звуки (санки-шанки, яйцо-яйсо); - мягкие и твердые звуки (письмо-писмо, любит-лубит);
∙ аграмматическая форма: - аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетаний, предложений, текста. Пропуск членов предложения. - не согласование в роде и числе (желтая солнце); - не изменяют слова по падежам, родам, числам (вижу рысю, два рыся);
∙ дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза: - пропуски букв, слогов; - перестановки букв и слогов; - не дописывание слов; - написание лишних букв в слове; - повторение букв и слогов; - контоминация – в одном слове слоги разных слов (красная сумка – красика); - слитное написание предлогов, раздельное написание приставок;
∙ оптическая дисграфия (на письме): - замены графически сходных букв; - зеркальное написание букв; - искажения написания букв;
∙ дизорфография: - стойкая неспособность применять орфографические и синтаксические правила на письме (несмотря на знание соответствующих правил).
Перечень специальных игр и упражнений, которые будут способствовать профилактике и коррекции дисграфии:
- «Что звучит?» - сначала контрастные по звучанию предметы (бубен-дудочка), а затем близкие по звучанию (большой колокольчик-маленький колокольчик);
- «Где звучит погремушка?» (колокольчик, бубен и др.)
- «Догадайся, что это?» - узнавание и дифференциация шумов (шуршание бумаги, фольги, ткани и т.д.);
- «Громко-тихо» - дифференциация громко и тихо звучащих предметов (тихо - присесть, громко – поднять руки вверх);
- «Какие звуки нарушают тишину?»;
- «Кто услышит больше звуков?» - прислушаться к звукам вокруг и назвать, что слышно (звуки леса, луга, улицы);
- «Найди коробочки, которые звучат так же» - в коробочки насыпаны разные виды круп, монетки, пуговицы);
- «Жмурки с колокольчиком» - водящий ловит играющих на звук колокольчика; ϖ «Морзянка» - повторить ритм простукивания (постепенно усложняя ритмический рисунок);
- «Деление слов на слоги» - приседание, прохлопывание, шаги по количеству слогов в слове;
- «Повтори цепочку звуков, слогов, слов»;
- «Поймай звук» - дети сигнализируют, если услышат нужный звук;
- «Собери слова в корзинку» - дети называют слова на заданный звук;
- «Найди место звука» - используются домики с окошками, которые обозначают место звука в слове: начало, середина, конец;
- «Разложи картинки» - Оле – картинки, название которых начинается со звука О, а Ире – со звука И;
- «Сколько гласных (согласных) в слове?» - используется звуковая линейка;
- «Зрительные диктанты» - нарисовать столько кружков (квадратиков, овалов), сколько звуков в слове;
- «Какая картинка лишняя?» - все предметы на картинках начинаются на определенную букву, а один предмет на картинке – на любую другую букву;
- Дорисовывание, складывание букв из счетных палочек, лепка из пластилина, обводка, выкладывание из круп, рисование на песке».
- «Узнай, какие здесь буквы» - «зашумленные» рисунки (буквы наложены друг на друга)
- «Изографы»;
- «Угадывание букв по написанному в воздухе или на ладошке изображению».
Все упражнения должны быть разнообразны и насыщены игрой, чтобы ребенок сохранял интерес к занятиям, а это главное условие успешной работы по профилактике и коррекции дисграфии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте
Рекомендации родителям по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте...
Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте.
Просмотрев презентацию Вы можете узнать: •Определение дисграфии;•Виды дисграфии;•Игры и упражнения для профилактики дисграфии в дошкольном возрасте–Оптическая дисграфия–Дисграфия на почве нарушен...
Презентация "Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте"
Рекомендации воспитателю по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте...
Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте
Поскольку одной из целей дошкольного образования является формирование предпосылок учебной деятельности, а дети с ОНР находятся в группе риска по возникновению школьных трудностей, а в частности наруш...
Консультация для родителей по профилактике травматизма детей дошкольного возраста во время зимних прогулок
Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Многие дети с осени начинают с нетерпением ждать снега, чтобы покататься на санках, скатиться с горки на ледянке, покидаться снежками и построит...
Рекомендации родителям по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте
В данной работе описаны основные моменты, на которые необходимо обратить внимание родителям дошкольников по профилактике нарушений письменной речи....
Консультация для родителей «Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста»
Консультация содержит советы родителям о том, что можно рассказать ребенку о выборе профессии....