РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
статья (старшая группа)
Развитие интеллектуальных способностей детей, возможность использовать весь ранее накопленный опыт своей интеллектуальной деятельности, осуществляется по мере обогащения умственного опыта, при увеличении количества и качества интеллектуальных функций, которые ребенок может выполнить, о чём и рассказывается в данной статье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.01 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
В настоящее время необходимо поколение молодых людей с такими качествами как инициативность, находчивость, сообразительность, умение решать нестандартные задачи и разнообразные ситуации.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации новых технологий, поэтому, хотелось бы, чтобы они могли самостоятельно решать разнообразные задачи и разрешать ситуации, требующие осмысления. Невозможно разрешить трудности привычным путем и мы должны пробудить в детях интерес к активному поиску средств и способов решения различных ситуаций. Происходящие изменения в обществе обнаружили 63 многие проблемы нашей образовательной системы, в том числе и в воспитании личности дошкольника, потребности в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе обучения и воспитания.
Известный детский психолог Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Он утверждал: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли».
Но зачем развивать мышление дошкольнику? На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. Современная педагогическая и методическая литература предлагает педагогам разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие дошкольников. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса. Практически работа над развитием логического мышления ребёнка идёт без осознания значимости психологических приёмов и средств в этом процессе.
Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычленить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие. Познавательная активность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности.
Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства. Мышление развивается в три этапа: наглядно - действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста; наглядно - образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста; словесно - логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем 64 самым добивается большего успеха в жизни. На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Основные логические приёмы: сравнение, анализ, синтез, классификация, смысловые соотношения, закономерности и т. д.
Одна из важнейших задач воспитания ребенка - это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. На решение этой задачи должно быть направлено содержание и методы подготовки мышления дошкольников к дальнейшей его жизни. И наша задача - помочь ребенку сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность к активной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/10/picture-25210-1431254313.jpg)
Индивидуальная программа педагогического развития на тему "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)"
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бум...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/26/picture-254541-1369578486.jpg)
презентация "Создание центра детского экспериментирования для успешного развития интеллектуальных способностей дошкольников"
Экспериментирование является одним из основных видов поисковой деятельности дошкольников, что способствует развитию их познавательных способностей. В данной работе представлена последовательность, сод...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/26/picture-254541-1369578486.jpg)
сопровождение к презентации "Создание центра детского экспериментирования для успешного развития интеллектуальных способностей дошкольников"
Данный материал является дополнением к презентации "Создание центра детского экспериментирования для успешного развития интеллектуальных способностей дошкольников" где поэтапно описывается опыт работы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/14/picture-242193-1365933218.jpg)
Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)" для детей старшей группы
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/05/picture-376306-1388923806.jpg)
Программа по развитию интеллектуальных способностей дошкольников через развивающие игры Воскобовича
Порограмма направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников через развивающие игры В.Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера....
Сценарий родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных логоматематических игр»
Родительское собрание было разработано и проведено мною с целью повышения родительской компетентности в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, ознакомления с современными логом...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/08/picture-519509-1415425299.jpg)
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В. В. Воскобовича
Консультация предназначается для воспитателей и родителей. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из проблем современности. Игры В. Воскобовича ...