Мастер-класс для родителей "Путешествие в страну "Сенсорику"
консультация (младшая группа)

Васильева Ольга Васильевна

Цель данного мастер-класса познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3-4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве, активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_roditeley.docx28.69 КБ
Office presentation icon puteshestvie_v_stranu_sensoriku.ppt780 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №146»

Мастер - класс для родителей

"Путешествие в страну Сенсорику"

                                Подготовила: воспитатель

                                  Васильева Ольга Васильевна

Оренбург

2021

Цель:  «Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Задачи мастер-класса: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3-4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве, активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Оборудование и материалы:

-электронная презентация «Путешествие в страну «Сенсорику»;

-воздушный шарик, мука,  крупа;

-лейка  сделана  из пластиковой бутылки, или воронка;

- нитки, карандаш, фломастер.

 

Добрый день, уважаемые родители!

Мы рады встрече с вами!

     Спасибо, что вы нашли время и пришли на наш мастер-класс. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать ИГРА!

 В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а, потому что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра» А.С.Макаренко.

Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему-то научить. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть дома. И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры- путешествия в страну Сенсорику.

1 часть (теоретическая)

«Что такое «сенсорика» и почему так важно ее развивать?».

   Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие? Сделаем это  с помощью непривычного для нас интерактивного метода – КЛАСТЕРА.

Небольшая справка: Кластер (в переводе с английского языка ) означает гроздь, кисть, - метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу  какой – либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.

1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.

2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.

4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.

Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.

Например: ЛЫЖИ, САНКИ, ПРАЗДНИК, ДЕД МОРОЗ, СНЕГОВИК, ПОДАРКИ, ЁЛКА, НОВЫЙ ГОД = ЗИМА.

В ДОУ предлагается использовать так: на доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.

Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.

Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру.

Кожное восприятие включает в себя:

  • тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое),
  • осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное),
  • температурные ощущения,
  • барические ощущения (вес, тяжесть).

Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное  развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе.

При этом нужно понимать, что развивать сенсорику следует в соответствии с возрастом ребенка.

Для самых маленьких деток основными способами знакомства с окружающими предметами становятся осязание и вкус. Именно поэтому груднички так и норовят все схватить и потянуть в рот. Препятствовать этому не стоит: помните, что таким образом происходит развитие. А вот оградить ребенка от опасных предметов – ваша первоочередная задача.

- Знаете ли вы, представления о каких  цветах, формах, величинах должны накапливать дети третьего года жизни, обучаясь в детском саду по программе под редакцией М.А. Васильевой?

В возрасте трех лет малыша необходимо знакомить:

  • С основными цветами спектра.
  • С понятием величины (на уровне большой-маленький, длинный-короткий и т.д.).
  • С понятием формы (круг и шар, квадрат и куб).
  • С представлением количества (много-мало).

 

На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях ИЗО деятельности, конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их разнообразных ситуациях, повседневной жизни.

- Какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Как в них вы играете со своим ребёнком? Чему могут научить ребёнка эти игры? (ответы родителей)

- При проведении дидактических игр воспитатель в детском саду, а родитель дома должен пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.

 

 

 

 

 

2 часть (практическая)

«Игра – путешествие в страну Сенсорику».

Проводит воспитатель:

Создание проблемной ситуации

(Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?»,  перед  педагогами появляется «волшебный  ящик».)

- Угадайте, что находиться в  ящике? По - другому этот предмет называют «золотое яблоко», этот предмет вырабатывает достаточно электричества — 3,5 вольта — для питания светодиода, кроме того установлено, что этот предмет не тонет в воде.

Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать, что находится в «волшебном ящике». Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.

Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. Наш мастер-класс  научат вас изготавливать сенсорные  дидактические игры из бросового материала.  И в итоге вы должны узнать, что же находится в этом ящике. А так как вы воспитатели маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и  понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.

Забудьте  на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!!!

(Звучит сказочная  мелодия. Воспитатель надевает корону, накидку, берёт в руки  волшебную палочку)

Вот я палочкой взмаху  -   (действия выполняются по содержанию текста)

Загадаю чудо!

Всем я взрослым помогу

Доброй феей буду!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорей встанем в круг,

За руки возьмемся,

И закрыв свои глаза

В детство мы вернемся.

А теперь начнём вращаться,

В ребятишек превращаться!

Подарю вам ленточки, (раздает резинки, заколки)

Подарю вам бантики!

Быстро наряжаемся

В поездку собираемся!

Паровоз давно вас ждет,

В страну Сенсорику  повезёт!

- Как гудит поезд? (Ту – туу). Поехали! Ручки согнули, завели мотор. Чух – чух – чух..(дыхательная гимнастика.)

(Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково»)

Солнышко светит,

Облака плывут,

Паровозик едет

Тук тук тук тук тук.

Тук тук тук, стучат колеса,

Мчится паровоз,

Он в страну Сенсорику

Всех детей привез!

1.   Внимание!  Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? А кто же это нас встречает? Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять.

Он в яйце есть и в цыпленке,                              

В масле, что лежит в масленке,

В каждом спелом колоске,

В солнце, в сыре и в песке. (желтый цвет)

(выставляются  человечки соответствующего цвета)

 

 

Он с лягушкой может квакать,

Вместе с крокодилом плакать,

Из земли с травой расти,

Но не может он цвести. (зелёный цвет)

 

Всех быков он возмущает,

Ехать дальше запрещает,

Вместе с кровью в нас течет,

Щеки всем врунам печет.(красный цвет)

 

Им треть флага занята,

Он в название кита,

И в букете васильковом,

И на ящике почтовом. (синий цвет)

Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И жители этой станции цветные человечки предлагают вам научиться играть в «цветные» игры. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать.

 

Упражнение с «су – джок» тренажером.

 

Игра 1.

«Разноцветные флажки»

- веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.

Описание игры:

Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок – дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т.п.

 

 

 

Игра 2

 «Стиральная машинка»

Цель:

 закреплять названия основных цветов, учить их правильному произношению, знакомить с разными видами одежды (платье, юбка, брюки и т. д.); развивать цветовосприятие (ребёнок должен хорошо различать цвета, логическое мышление (при принятии решения, в какую стиральную машинку опустить синее платье или жёлтую шапочку, мелкую моторику (необходимо взять пальчиками маленькую детальку из картона); воспитывать внимательность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, отзывчивость и стремление помочь кукле Тане.

 Материалы:

Небольшие предметы разных цветов; маленькие коробочки.

Описание игры:

   Поставьте перед ребёнком 4 разноцветных коробочек  - стиральные машинки и коробочку с перемешанной одеждой. Предложите ребёнку разложить предметы по стиральным машинкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из коробочек.  Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по4-8 шт. одного цвета). Со временем кол-во предметов и цветов увеличить.

- Цветные человечки нам  хотят помочь узнать, что находится в волшебном ящике и дают подсказку (воспитатель показывает карточку  оранжевого цвета). Значит в ящике предмет оранжевого  цвета, запомним.

- Спасибо,  цветные человечки, что показали интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше (Звучит музыка, паровоз едет дальше)

Солнышко светит,

Облака плывут,

Паровозик едет

Тук, тук, тук, тук, тук.

Тук, тук, тук, стучат колеса,

Мчится паровоз,

На следующую станцию

Он  детей привез!

 

2.- Как же называется эта станция, давайте угадаем?

Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины. (круг)

 

 

Злая рыба хвост-лопата

Откусила полквадрата –

Целый угол, верь не верь!

Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)

 

Кубик в краску окуни,

Приложи и подними.

Вася десять раз так сделал –

Отпечатались они. (квадраты)

- Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами – кругом , квадратом, треугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.

 

 

 

Игра 1.

«Волшебный мешочек»

    Играющие по очереди опускают руку в мешочек с деревянными  геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).

 

 

 

 

Игра 2

«Большой – маленький мячик»

 - Разноцветные фигуры нам помогли и сказали, что в волшебном ящике находится предмет (показывает вторую  и третью карточку) круглой формы, маленького размера. Запомним! А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места. (звучит музыка). Едем дальше!

- А паровоз снова зовёт нас в путь.

Вагончики волшебные

По рельсам вдаль спешат,

На станцию игрушек

Везут они  ребят.

 

3.-Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную».

 - С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых. (Звучит сказочная мелодия)

Вот я палочкой взмаху -   (действия выполняются по содержанию)

Загадаю чудо!

Всем ребятам помогу

Доброй феей буду!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорее встанем в круг,

За руки возьмемся.

А теперь начнём вращаться,

И во взрослых превращаться.

 - Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры,  купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, как говориться, дёшево и  сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие!  В группе дети в них с большим удовольствием играют.

Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

 –Уважаемые родители, давайте вспомним про наш волшебный ящик. Пройдя через все станции, нам стали известны все свойства неизвестного объекта (показываю карточки). А я предлагает использовать тактильное восприятие и определить на ощупь содержимое ящика. Педагоги запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет. Выслушиваются и принимаются все предложения.

- Сопоставив все подсказки, вы назовете этот предмет - как вы думаете, что это? (предлагают варианты ответов). Воспитатель достает объект из «ящика ощущений» и показывает. (апельсин)

- Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

4.- А сейчас проведем мастер-класс.

В своей работе я уделила особое внимание нетрадиционному способу изготовления игрушек своими руками, используя различные виды круп, отличающихся друг от друга размером, формой, текстурой: мелкие (пшено), средние (гречка) и крупные (перловка).

И сегодня я предлагаю изготовить «Чудо – шарик»

Если у Вашего ребёнка появится «Чудо – шарик», я уверена, что он будет доволен. Ведь играя такой игрушкой, у детей развивается мелкая моторика и речь; ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления; у него развивается внимание и способность сосредотачиваться. Недаром В.Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Поэтому я рекомендую «Чудо – шарик» для всестороннего развития, к тому же он просто доставит радость и удовольствие вашим деткам.

 

Итак, приступаем к работе:

1. Надуваем шарик и сдуваем,  таким образом, шарик растянется и в него поместиться больше наполнителя.

2. Вставляем  горлышко лейки, или воронки  в шарик и насыпаем муку, или различную крупу,  чтобы мука лучше сыпалась, утрамбовываем ее с помощью обычного карандаша.

Таким образом, делаем до самого конца, пока шарик полностью не заполнится мукой. Наполнять его нужно достаточно плотно, так чтобы совершенно не оставалось пустого места.

3. Наполненный шарик снимаем с воронки и завязываем хвостик на крепкий узел. По желанию резинку можно отрезать ножницами.

4.  Осталось только нарисовать рожицу, и приклеить  волосики.  Если желаете,  с помощью клея можно приклеить к шарику  шарфик, бантики или сделать из ниток и новогоднего дождика волосы и привязать их к узелку игрушки. В этом деле главное - ваша фантазия.

5.Вот что у вас получилось: такие шарики отлично принимают различные формы, которые вы им придадите.

Вот наш «Чудо – шарик» и готов!!!

 

Сделайте эту игрушку вместе с малышом, поверьте, ребенок будет делать это с превеликим удовольствием и азартом.

 

 

 

 Подведение итогов:

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

 

Рефлексия.

- Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии

Пусть подготовленные нами памятки помогут вам в путешествии по стране Сенсорике.

- Просим оценить нашу встречу.

На входных дверях в приёмной расположен контур паровозика и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный кружок, если частично-синий квадрат, а если не удовлетворены - зелёный треугольник.

- Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №146» «Путешествие в страну сенсорику» Воспитатель: Васильева О.В. Оренбург 2024 г.

Слайд 2

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе, именно ранний возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накоплений представлений об окружающем мире.

Слайд 3

Значение сенсорного развития состоит в том, что оно: • является основой для интеллектуального развития; • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; • развивает наблюдательность; • готовит к реальной жизни; • позитивно влияет на эстетическое чувство; • является основой для развития воображения; • развивает внимание; • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; • влияет на расширение словарного запаса ребенка; • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Слайд 4

Задачи образовательной деятельности по сенсорному развитию • формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый), величине (круг, треугольник, квадрат), форме (куб, шар, конус- крыша, кирпичик) , количестве (много, один) различать величину: большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий; • создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом; • развивать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения .

Слайд 5

Нетрадиционная техника рисования Рисование пальчиками и ладошками

Слайд 6

Штампы

Слайд 7

Рисование поролоном Рисование акварелью по мокрой бумаге

Слайд 8

«Игры на развития зрительного восприятия» «Открой коробочку» (цвет, форма, величина) «Цветные варежки» (цвет, форма) «Кораблик» (цвет, форма)

Слайд 9

«Веселые зонтики» (цвет, форма) «Укрась елочку шарами» (цвет, форма)

Слайд 10

Игры для развития слухового восприятия «Курочка с цыплятами» «Разноцветные шумелки»

Слайд 11

Игры для развития обонятельного восприятия

Слайд 12

Игры для развития осязательного восприятия «Сюрприз» «Пересыпалочки»

Слайд 13

«Наряди мишку» «Озорные ладошки»

Слайд 14

«Тонет, не тонет»

Слайд 15

Игры для развития мелкой моторики и орудийных действий «Застежки» «Веселые шнурочки»

Слайд 16

«Веселые прищепки» «Игры вкладыши»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...