Консультация для родителей."Формирование элементарных математических представлений"
консультация
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям.В ходе игр с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, развивается умственная активность детей: сообразительность, смекалка, быстрота и подвижность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициатива.
Дети очень активны в восприятии логических упражнений, задач-шуток, головоломок. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей»
В детском саду широко используются занимательный математический материал. Главное место в жизни ребенка - игра.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами
проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям.
В ходе игр с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, развивается умственная активность детей: сообразительность, смекалка, быстрота и подвижность мысли, творческое
отношение к учебной задаче, инициатива.
Дети очень активны в восприятии логических упражнений, задач-шуток, головоломок. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.
Занимательные игры помогают решить следующие задачи:
1. Развитие познавательных процессов.
2.Освоение логической операцией: замещение, обобщение, классификация.
3. Развитие коммуникативных качеств.
4. Развитие речи.
5. Развитие пространственных представлений, мелкой моторики. В дошкольном возрасте, из всего многообразия занимательного материала, наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – упражнять детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. Так же через дидактическую игру есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей: количественных, пространственных, временных.
В дидактических играх формируют правильные взаимоотношения между детьми: умение играть вместе, помогать друг другу, радоваться успеху или огорчаться, поступать честно, правдиво, преодолевать трудности, проявлять самостоятельность.
Памятка для родителей
«Не отрываясь от своих домашних дел. Математика - занимательная игра»
Уважаемые родители! Очень часто можно встретить такую ситуацию, когда в семье общение с ребенком сводится практически до минимума, потому что совсем не хватает времени на общение с ребенком. По вечерам родители находят себе занятия по своим интересам (телевизор, компьютер, телефон), а ребенку просто говорят, чтобы он не мешал, играл в другой комнате.
Многие родители, обеспечивая ребенку лучшие бытовые условия, заботясь о его здоровье, упускают из вида потребность ребенка в тесном контакте с матерью и отцом.
Родители покупают ему много красивых и интересных игрушек или, каких - нибудь, домашних животных, лишь бы не мешал, не приставал с постоянными вопросами.
Вот ребенок и играет в одиночестве в своей комнате. Родители дома, но ребенок не чувствует их присутствия - они не с ним, а где-то рядом, каждый занят своими делами.
Такая родительская любовь, весьма односторонняя, она лишена чувств. А ребенок от этого страдает. Ведь игры, какими бы они ни были, и «общение» с четвероногим другом не заменят общения с родителями.
Если вы не можете выделить специального времени для обучения ребенка, есть масса простых способов уделить внимание развитию ребенка, не отрываясь от дел. Например, по дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше – ниже, толще – тоньше).
Или, когда вы идете по ступенькам с вашим ребенком, используйте эту возможность для того, чтобы научить его счету. Подъем на ступеньки может стать наглядной иллюстрацией понятий «высоко», «низко», «вверх» и «вниз». Можно показать или просто назвать номер вашего дома, квартиры, машины.
А если у вас все же выдалась свободная минутка, когда можете присесть и отдохнуть, можно поиграть с ребенком.
Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона, посчитать, сколько всего цифр в номере телефона, есть ли одинаковые цифры в номере и.т.д.
Если же вы читаете с ребенком книгу, то попросите его назвать страницу, на которой вы читаете или пусть назовет ту страницу, на которой бы он хотел, чтобы вы ему почитали.
Попросите отсчитать столько предметов, сколько показывает цифра, или покажите ту цифру, сколько пуговиц у него на кофточке и. т. д.
Поиграйте в игру «Кто больше назовет цифр» или «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтобы получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточк и нет, и где она стояла. Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени.
Обращайте на это внимание в повседневной жизни.
Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди, сзади. Обращайте внимание на то, когда происходят те или иные события, используйте
слова: вчера, сегодня, завтра. Можно спросить ребенка, какое сейчас время суток (утро, день, вечер или ночь), в какое время суток он завтракает, обедает или ужинает, и. т. д.
Называйте дни недели, какой день недели сегодня, а какой был вчера, какой будет завтра. Называйте время года, какой месяц, какое число.
Обратите внимание детей на часы, которые есть в вашем доме, покажите стрелки (минутная и часовая), можно потренироваться, за сколько минут он убирает постель, одевается или убирает игрушки.
Познакомьте детей с деньгами, монетками. Пусть ребенок знает, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей.
В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.
Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.
И еще хочется напомнить мамам и папам, бабушкам и дедушкам, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложение: «Поиграем!».
Памятка для родителей
«Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
1.Определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
2.Знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник, а так же геометрические формы (шар, куб)
3.Знать цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5). Считать предметы в пределах пяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
4.Уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
5.Уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов, или убирать один предмет из группы с большим количеством.
6.Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
7.Ребенок должен уметь сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу.
8.Уметь устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты, толщины, располагать их в определенной последовательности - в порядке убывания или нарастания величины. 9. У детей расширяется представление о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро- день- вечер- ночь, знакомятся со значением слов вчера, сегодня, завтра.
10. Дети знакомятся с пространственными отношениями далеко- близко (дом стоит близко, а березка растет далеко)
Памятка для родителей «Формирование элементарных
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (дети 5-6 лет)».
Количество и счет
-знать образование чисел первого десятка
-знать, что такое порядковый счет и считать в пределах 10 -правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?
-сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10устанавливать какое число больше (меньше) другого
-уравнивать неравное число предметов двумя способами: добавить один предмет или убрать один предмет
Геометрические фигуры
-узнавать и называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, четырехугольники: квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция)
-узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур
Ориентировка во времени
-последовательно называть дни недели и отвечать на вопросы: Какой день сегодня?
Кокой будет завтра? Какой был вчера?
-последовательно называть части суток. Называть соседей дня, вечера, ночи, утра.
Ориентировка в пространстве
-выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам (слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом)
-ориентироваться на листе бумаги (в середине, вверху, внизу, слева, справа).
Величина
-определять на глаз величину предметов: длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже) образца и равные ему.
-сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки
-раскладывать предметы (до 10) разной длины, ширины, высоты в возрастающем и убывающем порядке .
Уважаемые родители! Любая математическая игра, загадка, задача, упражнение развивает у детей память, внимание, познавательный интерес, способствует вовлечению детей исследовательскому творческому поиску. Приобщение детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи
к занимательному математическому материалу поможет педагогам решать ряд педагогических задач.
Логические игры математического содержания воспитывают у ребенка познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Занимательные математические задачи способствуют у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Ребенок начинает понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться.
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребенка большой интерес. Дети могут, не отвлекаться, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость.
Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окру жающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.
Родителям надо напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с «Поиграем?». предложения:
В условиях семьи организовывайте различные игры на сообразительность: «Соседи чисел»; «Найди фигуры»; «Танграм» и др.
В свободное время, на прогулке решайте с детьми математические задачки, задачи шутки. В начале, придумайте сами, а затем, предложите детям.
Играйте вместе с детьми! Развивайте у детей творческие способности, интеллект, самостоятельность.
Успехов Вам и сотрудничества в работе с детьми!
Памятка для родителей
«Игры с геометрическими фигурами».
1«Что бывает такой формы?»
Цель: учить различать фигуры, развивать мышление.
Яблоко: какое? - Круглое. Окно: какое? - Квадратное. Что бывает круглым? Квадратным? Овальным? И т.д.
2«Три квадрата».
Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»; повторить название геометрических фигур.
Материал. Комплекты прямоугольников и квадратов разной величины.
Педагог предлагает назвать геометрические фигуры, определит их размер. Затем предлагает построить башенки, выкладывая квадраты друг на друга. (Можно использовать разные геометрические фигуры.)
3«Какие бывают фигуры».
Цель: закрепить названия новых форм: овал, прямоугольник,
треугольник, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат- прямоугольник, круг-овал.
Материал. Кукла, крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник,
прямоугольник, овал, круг. На каждого игрока: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.
Кукла приносит фигуры. Педагог показывает детям квадрат и треугольник,
спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует
внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.
4.«Назови фигуры, которые использовал художник для изображения картинки?»
Цель: закреплять названия геометрических фигур, развивать зрительное восприятие, память.
5.«Сколько нужно геометрических фигур для изображения этого рисунка…»
Цель: закреплять названия геометрических фигур, учить соотносить количество изображенных фигур с числом и называть их по картинке.
Материал: разнообразные картинки, изображения которых состоят из геометрических фигур.
6.«Найди и назови»
Цель: закреплять умение находить быстро геометрическую фигуру и называть. Материал: геометрические фигуры разного цвета и размера. (10-12)
7.« Назови одним словом»
Цель: развивать умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.
Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т.д.).
Содержание игры: Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним словом.
8.«Посмотри вокруг»
Цель: помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы .
Содержание: Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий (им может быть воспитатель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной,
квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов и . т.д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок.
Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет.
Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.
9.«Угадай, что спрятали»
На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.
10.«Помоги исправить ошибку»
Цель: учить зрительно определять ошибку, выделять закономерности между рядом геометрических фигур.
Материалы: геометрические фигуры разного цвета. (Одинаковые фигуры
должны быть одного цвета.) 12. «Расскажи про свой узор»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.
Ход игры: У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны
рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом
верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу -
прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу- волнистые линии, справа и слева
- по одной волнистой линии с листочками и т. д.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у ребёнка»
1. Составление геометрических фигур
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек. Составить 3 равных квадрата из10 палочек. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники). 2. Составление геометрических фигур
Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом. Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 2530см).
Задания:
Составить квадрат и треугольник маленького размера. Составить маленький и большой квадраты.
Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.
Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники.
Прямоугольники и четырёхугольники.
3. Цепочка примеров
Цель: упражнять в умении производить арифметические действия. Ход игры: взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический пример, например 3+1. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д. Можно сказать « Увеличь число 2 на 1», «Уменьши число 3 на 1» и др..
4. Найди и назови
Цель: закрепить умение быстро находить предмет, похожий на геометрическую фигуру
(можно усложнить - определённого размера и цвета)
Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.
5. Назови число
-Назови число, которое больше чем 2 на один, но меньше, чем 4 на один. Назови соседей числа 5 и 6
-Назови пропущенное число 7…9 и др.
6. Измеряем всё вокруг. Измеряем одно и то же количество сыпучего или жидкого вещества меркой (стаканчиком -один маленький, другой побольше. Устанавливаем разницу. Сравниваем)
7 .Пишим диктант. (графический)
8.«Где находится игрушка» (по отношению ребёнка или другого предмета)
9.«Прямой счёт и обратный», «Порядковый счёт».
10. Регулярная работа на тему «Части суток, Дни недели, Месяцы времён года» 11. Состав числа
Анкета для родителей
по математическому развитию детей
Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста на следующие вопросы.
1.Знает ли Ваш ребенок основные цвета (красный, синий, зелёный, желтый)
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответит;
г) свой ответ;
2.Знает ли Ваш ребенок геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответит;
г) свой ответ;
3.Умеет ли ребёнок считать до 10
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить;
г) свой ответ;
4.Может ли посчитать обратным счётом
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить; г) свой ответ;
5.Умеет ли ребёнок соотносить количество предметов с цифрой
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить; г) свой ответ;
6.Умеет ли ребёнок записывать цифры от 1 до 10 а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить;
г) свой ответ;
7.Умеет ли сравнивать количество предметов, используя слова «больше», «меньше», «столько же»
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить;
г) свой ответ;
8.Умеет ли ребёнок находить сходства и различия между предметами а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить;
г) свой ответ;
9.Различает ли ребёнок предметы по длине, ширине, высоте, толщине
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить;
г) свой ответ;
10.Уделяете ли Вы время на игры с ребёнком математического характера а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить;
г) свой ответ;
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей
по формирование элементарных математических представлений
1.Как Вы считаете, достаточно ли знаний по формирование элементарных м атематических представлений получает Ваш ребенок в детском саду.
а)да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
2.Вы занимаетесь самостоятельно с ребенком по развитию элементарных математи ческих представлений.
а)да;
б) нет;
в) не всегда.
3.Во время прогулок Вы обращаете внимание ребенка на сопоставлени е окружающих предметов с геометрическими фигурами.
а)да;
б) нет;
в) не всегда.
4.Как часто Вы используете в совместной игре стихотворения, считалки.
а)при возможности;
б) иногда;
в) никогда.
5.Приходя из детского сада, Вам ребенок рассказывает о своих достижениях на занятиях.
а)да;
б) нет;
в) не всегда.
6.На что, по вашему мнению, воспитателям стоит уделять больше времени во время занятий по формирование элементарных математических представлений.
Спасибо за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе"
Консультация для родителей по реализации образовательной области "Познание" (ФЭМП) в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема "Формирование элементарных математ...
Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений в повседневной жизни»
В данной консультации я предлагаю вам лишь один раздел многоступенчатой работы – ФЭМП. Этот раздел сможет помочь вашим детям без лишних эмоциональных расстройств и затруднений успешн...
Консультация для родителей формирование элементарных математических представлений.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, по...
Консультация для родителей "Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста"
Родителям в помощь....
Консультация для родителей "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Одной из основных причин возникновения трудностей освоения школьной программы по математике является потеря интереса к данному предмету. Данная консультация поможет родителям привить интерес к математ...
Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности....
Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством настольных игр»
Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать родители. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усв...