Использование игр и игровых приёмов в логопедической работе.
методическая разработка

Новикова Елена Владимировна

Игра – это не просто какое-то развлечение, это жизнь ребенка, его эмоции и вдохновленный труд. В ходе игры у него накапливаются знания, развивается воображение и мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игр и игровых приёмов в логопедической работе.

Для организации обучения и воспитания детей, имеющих различные речевые нарушения,  важны методы воздействия, которые направлены на активизацию познавательной деятельности. В этом случае особенно эффективными оказываются игры и игровые приемы в работе логопеда.

Важно не забывать, что именно игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. Это то, что вызывает у них интерес, чем они готовы заниматься, поэтому важно, что в логопедической практике игровые приемы занимают особое место.

Игра – это не просто какое-то развлечение, это жизнь ребенка, его эмоции и вдохновленный труд. В ходе игры у него накапливаются знания, развивается воображение и мышление.

Игровые приемы позволяют создать заинтересованную, непринужденную обстановку, а также снизить общее эмоциональное напряжение, благодаря чему новый материал воспринимается намного легче.

С помощью игровых приемов решаются следующие задачи:

        развитие мелкой и общей моторики;

        побуждение мотивации ребенка самому участвовать в процессе исправления неправильного звукопроизношения;

        формирование графомоторных навыков;

        активизация процессов памяти, мышления, восприятия и внимания;

        формирование навыков ориентирования;

        повышение познавательной активности и работоспособности детей;

        регулировка поведенческих трудностей детей с постепенным приучением к принятию правил игры.

Так какие же игры и игровые приёмы используются в логопедической работе:

В коррекции звукопроизношения особое место отводят артикуляционной гимнастике, потому что с ее помощью удается подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.

Чтобы гимнастика не была скучным и утомительным занятием для ребенка, ее можно проводить с использованием игровых приемов. Можно использовать картинки к определенным упражнениям (рисунок чашки к упражнению «Чашечка», картинку часов к упражнению «Часики» и т.д.).

При переходе к постановке звука, используются методы, основанные на звукоподражании («Дети, давайте научим змейку шипеть – ш-ш-ш-ш-ш-ш» и т.д.).

 При постановке звука механическим способом, логопедический зонд «превращается» в волшебную палочку, с помощью которой мы помогаем ребенку произносить звук правильно.

Важнейшим условием правильной речи является длительный выдох. Для развития речевого дыхания используются следующие игры:

«Сдуй снежинку».

«Устрой листопад».

«Футбол».

«Разгони тучки» и т.д.

При автоматизации звуков используются игры, целью которых является умение определять наличие или отсутствие заданного звука слова, а также определять его место в слове.

Игра «Мотыльки» (автоматизация Л и Ль). Для игры используются прямоугольные полоски из картона, на которые наклеены васильки из цветной бумаги разных цветов (со звуками Л и Ль в названиях). Также используются фигурки мотыльков таких же цветов с кольцами для надевания на палец. Цель: ребенок должен пальцем с мотыльком прикоснуться к соответствующему цветку.

Игра «Волшебный мешочек» (автоматизация звука Ш). Используются прямоугольные картонные полоски, на которые наклеены картинки со звуком Ш (в начале слова, в словах со стечением согласных). Эти полоски нужно вставить в «волшебный мешочек», который сложен из бумаги. Цель: ребенок вытягивает полоски и произносит все слова, которые там написаны (с буквой Ш).

В работе логопеда широко применяются игры с предметами, они очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения.

Использование мячика подходит для составления рассказа по цепочке. Как правило, рассказ и пересказ редко вызывают интерес у детей, поэтому важно как-то заинтересовать их. Для этого и используется мяч: один ребенок составляет предложение, после чего передает мяч следующему и так дальше по цепочке. Все дети сфокусированы на передаче мяча, поэтому внимательно слушают, о чем говориться. Если совершается ошибка, то мячик возвращается ребенку. Такое указание на ошибку более предпочтительно, чем словесное замечание, которое может расстроить ребенка.

Карточки с картинками или словами, помогут детям описать нарисованное или написанное. У каждого ребенка в группе будет своя задача, поэтому все будут задействованы.

Словесные бусы - вырезанные кружочки скрепляются по очереди в процессе придумывания слов на определенный звук. Конечный звук будет вписываться в бусинки.

Шифровки. В схеме или рисунке можно зашифровать как небольшой стих, так и скороговорку.

       В  коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, широко используются дидактические игры. По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи.

Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации  звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку.

Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может  проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение.

         С помощью дидактических игр  проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.  

        Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи. Такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др., используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизация словаря.

Практика показывает, что использование игровых приемов в логопедии приводит к лучшему усвоению знаний детьми. А для более успешного выполнения занятий можно создавать различные игровые ситуации, в которых ребенок сможет полноценно взаимодействовать с другими участниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Использование игровых приёмов в логопедической работе»

Мастер-класс для педагогического коллектива на тему«Использование игровых приёмов в логопедической работе с дошкольниками»Разработала учитель- логопедЗлобина А. А. МДОУ ДС «Тополёк»...

Использование игровых приёмов на логопедических занятиях

Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука для обучения детей с дефектным произношением звуков...

Игры и игровые приёмы в логопедической работе

Игры и игровые приёмы в логопедической работе с детьми дошкольного возраста на развитие артикуляционной моторики...

Игровые приёмы в логопедической работе

Современные требования к подготовке детей к школе, ритм и темп жизни, социальный заказ родителей зачастую заставляют превращать логопедические занятия в настоящие уроки. И уже со старшей группы заняти...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы...

Игровые приёмы в логопедической работе

Игровые приёмы в логопедической работе...