Залог успешного развития ребенка – эффективная предметно-развивающая среда!
консультация

Перестяк Полина Николаевна

Предметно- развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Ребенок может и должен использовать все комнаты в жилом помещении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_doma_sredy.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Залог успешного развития ребенка – эффективная предметно-развивающая среда!»

Предметно- развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Ребенок может и должен использовать все комнаты в жилом помещении.

Как же создать развивающую речевую среду в домашних условиях?

Одна из составляющих развивающей речевой среды – это книги, игрушки, картинки, материалы, расположенные дома в определенном месте, предлагаемые детям для самостоятельного занятия, игры.

Все материалы должны быть доступны ребенку в любое время. Среда периодически обновляется, в соответствии с интересами, меняющимися возможностями ребенка. Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игра. Для ее развертывания ребенку необходимо в комнате выделить игровой уголок – свободное, не перегруженное предметами пространство. С возрастом игровое действие свертывается, переходя в речевой или внутренний план. Поэтому в старшем дошкольном возрасте происходит переход от крупных сюжетных игрушек к мелким, сборным игрушкам (сборные модели типа «лего», сборные игрушки из «киндер – сюрпризов»). Наибольшую ценность представляют реалистические игрушки, т. е. копии реальных предметов (например, автомобильчики разных марок, наборы солдатиков, рыцарей для мальчиков, куклы Барби с разнообразной одеждой для девочек). Ценными для ребят становятся и тематические наборы игрушек (набор мелких животных, набор мелких кукол – семья, а также различные мелкие макеты, (кукольный дом, крепость, фермы и др.). Игровые макеты должны быть переносными, чтобы играть в любом месте, а тематические наборы фигурок удобно размещать в коробках, поблизости от макетов.

Родители должны проявлять инициативу и выражать искреннее желание участвовать в детской игре и всегда в ней соглашаться с ребенком. Если Вы участник детской игры, то активно общайтесь, советуйтесь, задавайте вопросы, помогайте развить интересный сюжет. Если ребенок играл без Вас, то обязательно попросите рассказать о том, как он играл, тем самым Вы активизируете словарь ребенка и развиваете связную речь.

Развитие мышления и речи тесно связаны между собой.

Поэтому в развивающей среде ребенка необходим образно –символический материал. Для его размещения лучше выделить часть детской комнаты – учебный уголок. Здесь размещаются разного рода картинки на классификацию предметов, серии картинок для установления последовательности событий, разрезные сюжетные картинки, мозаика разной степени сложности, наборы «лото», графические модели - глобус, географические карты, всевозможные азбуки (магнитные, разрезные, приспособления для работы с ними (магнитная доска, настенная доска и др.). Наборы образно - символического материала размещаются в учебном уголке компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллаже, на уровне роста ребенка. Что–то может находиться на рабочем столе ребенка. Для размещения иллюстрированных календарей, карт можно использовать стены детской комнаты, дверь.

Огромное значение в развитии речи детей имеют книги.

Существуют мощные соперники книг – телевизоры и компьютеры. Детям они очень нравятся. А для слушания и тем более для чтения нужны волевые усилия. Поэтому следует весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. У ребенка должна быть своя детская библиотечка (полка с книгами). Желательно, чтобы книги имели яркие красочные иллюстрации с довольно крупным шрифтом, чтобы дети могли «изучать» их самостоятельно. В библиотечке должны быть произведения разных жанров: сказки (авторские и народные, былины, стихи, малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, прибаутки и т. д., книги с познавательным содержанием).

Родителям необходимо относиться к чтению, как к очень важному занятию, стараться читать выразительно и неторопливо, обсуждая прочитанное и рассматривая иллюстрации.

Развитию речи детей способствует и их театрализованная деятельность. Можно изготовить маски, театральные игрушки, атрибуты для разыгрывания сказок из подручного материала. Дети могут исполнять понравившиеся им роли, а также самостоятельно сочинять и обыгрывать свои сказки, в которых и Вам, непременно, найдется роль. Все атрибуты могут размещаться компактно в коробке, в игровом уголке ребенка. Развивающая речевая среда должна создавать условия для развития продуктивных видов деятельности ребенка (рисования, лепки, аппликации, ручного труда). Они развивают не только творческое воображение детей, но и мелкую моторику пальцев рук, которая так важна для успешного речевого развития ребенка.

«Умелые руки – это развитый мозг»

Для этой деятельности ребенку необходимо подобрать хорошо освещенное место (это может быть его рабочий стол, а также место для хранения материала и оборудования. Материал для творчества ребенка должен быть хорошего качества- различные виды бумаги и картона, краски, кисти, карандаши, фломастеры, набор шариковых ручек, салфетки, ножницы, пластилин и т. д. Подборка из бросового материала (пробки, катушки, фантики, ленты, кусочки ткани и др.) помещается в специальную коробку. Материал может находиться в шкафу, специально отведенном ящике стола, на этажерке.

Необходимо выделить в комнате место для детских рисунков (стена, дверь) со сменой экспозиции. Также у ребенка должна быть полочка для выставки своих поделок.

Родителям необходимо рассматривать с детьми их работы, побуждать к рассказу о созданных ими поделках, рисунках, к обыгрыванию поделок, что способствует развитию речи детей.

Предметная среда, окружающая ребенка, должна быть разнообразной, развивающей, но не перегруженной. Она становится обучающей только через взаимодействие. Поэтому задача взрослых – преподнести, раскрыть окружающий мир, научить изучать. Родители должны для детей создать такую обстановку, в которой речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно.

Совет: Ещё можно создать «МЕШОЧЕК ДОБРЫХ ДЕЛ», который послужит для того, чтобы заложить семена доброты. Следует отметить, что сейчас добрые чувства у дошкольника становятся все более дефицитными. «Мешочек добрых дел» идея замечательного педагога Ш. А. Амонашвили. Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой мешочек. И рядом коробочка с мелкими предметами (камешки, ракушки). За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещается мелкий предмет. Итоги подводятся в субботу или воскресенье, т. е. еженедельно. Добрых дел ребенок может совершить множество: поделиться конфетой, помочь бабушке, маме, пожалеть котенка и т. д. главное вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, пожать ему руку, когда подсчитывают количество камешков в мешочке у ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ДРУЖБА ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ, ЗАЛОГ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА!" консультация для родителей.

Когда  родители  отдают малыша в детский сад, они надеется, что именно там у него появятся первые постоянные товарищи по играм, он научится дружить и общаться. Как правило, это не происходит...

Сотрудничество с семьей - залог успешного развития ребенка с ОВЗ.

Одним из приоритетных направлений педагогической деятельности является работа с семьей. Анализируя данную проблему, мы пришли к выводу, что нельзя добиться больших успехов в воспитании детей с огранич...

Взаимодействие с семьей - залог успешного развития ребенка с ОВЗ

Взаимодействие с семьей  - залог успешного развития ребенка с ОВЗ...

Консультация для родителей «Раннее дополнительное образование — залог успешного развития ребенка»

Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования...

Консультация для родителей " Создание эффективной предметно-развивающей речевой среды в домашних условиях для детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал будет полезен учителю - логопеду для  оснащения  как  группового  речевого уголка ,а  также  в виде консультации  для родителей массовых групп....

Семинар-практикум на тему «Преемственность ДО и НОО – залог успешного развития ребенка»

Семинар -практикум ориентирован на практическое решение вопросов преемственности между дошкольным и начальным звеньями....