Рекомендация для родителей «Познавательные интересы вашего ребёнка»
консультация

Курамшина Аурика Анатольевна

Рекомендация для родителей «Познавательные интересы вашего ребёнка»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsiya_dlya_roditeley_poznavatelnye_interesy.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендация для родителей

«Познавательные интересы вашего ребёнка»

Выполнила: Курамшина А.А.

«Познавательные интересы вашего ребёнка»

Уровень развития познавательных интересов во многом определяет подготовку ребёнка к обучению в школе.

Скоро наши дети станут школьниками. Что принесёт им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или ограничится неудачами, огорчениями? Во многом это зависит от того, как мы подготовим ребёнка к школе, насколько сумеем сформировать у него те качества, которые определяют эффективность обучения.

При подготовке ребёнка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов убедительно доказывается результатами современных исследований, посвященных изучению особенностей образовательной работы с первоклассниками. Определённую категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляют так называемые «интеллектуально пассивные» дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избегать активной мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.

Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес.

Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под её влиянием ребёнок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции- удивление, радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых, - создают у ребёнка уверенность в своих силах.

Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Вы, конечно, замечали, что дети легче и прочнее запоминают интересный материал, и быстрее его воспроизводят. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретёнными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых свойств, отношений.

Познавательный интерес детей отражается в их играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создать условия для развития такой деятельности. Так, например, ваш сын интересуется транспортом. Приобретите ему, по - возможности, соответствующие игрушки, смастерите с ним вместе какие – либо модели, помогите развернуть игру, время от времени принимайте в ней участие. Предложите сыну нарисовать то, что его интересует, поддерживайте беседы на эту тему.

Интерес, осуществляемый в деятельности, становится стойким и осознанным. Если деятельность протекает успешно, то у ребёнка усиливается желание заниматься, что благотворно сказывается на развитие у него познавательного интереса. Поощряйте занятия и игры детей, относитесь к ним одобрительно, помогайте довести начатое дело до конца. Внимание родителей воодушевляет ребёнка, а участие их в детских играх и занятиях особенно радует дошкольника.

Ребёнок часто спрашивает у взрослых о том, что его волнует, просит почитать, рассказать. В семье обычно делают это. Однако следует помнить, что для развития ребёнка важно не только качество знаний, но и способ их усвоения. Читая или рассказывая, не стремитесь к тому, чтобы он запоминал содержание произведения. Побуждайте ребёнка к самостоятельным рассуждениям, спрашивайте его, понравилось ли ему прочитанное или рассказанное, что он считает в нём главным, как поступил бы на месте того или иного героя, что узнал нового и т. д.

Пытливость мысли, и интересы ребёнка проявляется в его вопросах. Они порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребёнка сомнение, удивление, недоумение. Вопросы старших дошкольников помогают ориентироваться в окружающем мире, уточняют и систематизируют представления о нём.

К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребёнка. Встречный вопрос взрослого: «А ты как думаешь сам?» - побуждает ребёнка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы. Краткость, ясность ответа, доступность его пониманию дошкольника – этим должен руководствоваться взрослый, отвечая на детские вопросы.

Родителям важно знать показатели познавательных интересов у старших дошкольников. Понаблюдайте за своим ребёнком в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у него познавательные интересы. При этом обратите внимание на следующее:

- задаёт ли вам ребёнок вопросы, каково их содержание и количество;

- стремится ли ребёнок пополнить свои знания об интересующем его предмете, используя различные средства информации (просит почитать, рассказать; самостоятельно наблюдает; осуществляет несложные опыты; обращается к тем – радиопередачам и т. д.);

- рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах;

- участвует ли в беседе о том, что его интересует (проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями);

- отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование и пр.);

- способен ли к длительному сосредоточению внимания, есть ли отвлечения, умеет ли элементарно планировать деятельность, пытается преодолевать возникшие трудности;

Свойственна ли ребёнку увлечённость, эмоциональность и выразительность речи, мимики, движений при проявлении интереса?

В дошкольном возрасте детей привлекает всё новое и необычное, но это не значит, что для развития познавательного интереса детей родители должны достать для своего чада луну с неба. Хорошо то, что в пределах разумного!

Очень важно:

Уметь смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и своего ребёнка, уметь разбираться в мотивах его поступков, в тайных чаяниях!

Принимать ребёнка таким, каков он есть: безусловно, положительно, т. е. независимо от показателей.

Принимать его уникальность.

Не передавать готовые идеи, а повторно открывать их с ребёнком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Познавательные интересы вашего ребёнка»

Скоро наши дети станут школьниками. Что принесёт им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами, огорчениями? Во многом это зависит от того, как мы подготовим ребёнка к шк...

Консультация для родителей " Развитие познавательных интересов вашего ребёнка"

Консультация для родителей " Развитие познавательных интересов вашего ребёнка"...

Консультация для родителей «Познавательные интересы вашего ребёнка»

Консультация "Познавательные интересы вашего ребенка"...

Консультация для родителей: «Познавательные интересы вашего ребёнка»

Скоро наши дошкольники станут школьниками. Что принесёт им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами, огорчениями? Во многом это зависит от того,  насколько мы суме...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ВАШЕГО РЕБЁНКА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ   ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ    «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ВАШЕГО РЕБЁНКА»...