Особенности развития ребенка в 3 года
статья (младшая группа)

Вайтекайтис Анна Сергеевна

К трем годам ребенок умеет уже многое.  Он думает и размышляет, строит кратковременные планы и фантазирует. Ребенок все больше становится похож на взрослого.

Существуют критерии, по которым можно понимать, что ребенок развивается соответственно своему возрасту.

В три года ребенок должен уметь следующее:

  • понимать простые причинно-следственные связи;
  • проявлять первые навыки планирования действий;
  • сравнивать предметы по величине, форме, цвету;
  • складывать простые пазлы из четырех-шести крупных частей;
  • знать основные цвета и уметь их назвать;
  • знать названия окружающих предметов (посуды, мебели, продуктов), животных и уметь обобщать их;
  • знать названия основных геометрических фигур
  • понимать понятия один-много
  • различать неречевые звуки (голоса животных, птиц, музыкальные инструменты, звуки природы).

Ребенок уже многое умеет делать сам, без помощи взрослых. Он становится все более самостоятельным. Ребенок умеет:

  • одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать молнию и большие пуговицы;
  • обуваться (нормально, если малыш надевает обувь не на ту ногу);
  • уверенно орудовать ложкой и вилкой, пить из чашки, вытирать рот салфеткой;
  • умываться и мыть руки, чистить зубы;
  • убирать игрушки на место;
  • выполнять мелкие хозяйственные поручения (разложить столовые приборы на столе, насыпать корм в кошачью миску).

Тут важно помнить: чем меньше родители стараются помогать малышу, тем быстрее у него развиваются бытовые навыки.

Социальное развитие

Особенностью развития в этом возрасте является интерес к сверстникам. Довольно богатый словарный запас позволяет ребенку общаться с другими малышами, осваивать первые навыки дружбы. Дети начинают играть в коллективные игры, активно подражают взрослым.

Трехлеткам важно чувствовать одобрение других людей. Они стараются больше взаимодействовать со взрослыми, стремятся помогать по дому. Малыши, которые ходят в детский сад, более социально адаптированы, чем те, что сидят дома. Коммуникативные навыки зависят от темперамента и воспитания ребенка.

Нервно-психическое развитие

По мере взросления укрепляется нервная система. Ребенок становится более терпелив, он умеет ждать и сдерживать свои эмоции. Не плакать, когда ему больно или обидно.

У него повышается способность к концентрации внимания. Теперь он может 10–15 минут заниматься делом, не отвлекаясь на что-то другое. Отвлечь плачущего трехлетку, переключив его внимание, не так просто, потому что он уже сконцентрировался на своих негативных эмоциях.

В этом возрасте ребенок еще не может как следует управлять своим поведением. Сложностей добавляет и упомянутый выше кризис трех лет. Внутренний мир крохи полон противоречий, которые выливаются в капризы и истерики.

Развитие внимания

Трехлетки должны обладать следующими умениями:

  • концентрировать внимание на выполняемом деле в течение 10–15 минут;
  • удерживать в поле зрения до пяти предметов одновременно;
  • запоминать и повторять за взрослым предложенные слова, движения.

Стоит помнить, что внимание младшего школьника еще нестабильно и легко рассеивается.  

Развитие памяти

Что касается памяти, то в этом возрасте она пока еще непроизвольная. Ребенок трех лет должен уметь:

  • запоминать сюжет короткой сказки, мультфильма;
  • заучивать короткие стишки;
  • вспоминать события дня;
  • запоминать, что нарисовано на картинке.
  • Играть в простое мемори.
  • Знать свое имя, имена родителей и близких.

Чем старше становится ребенок, тем лучше работает его память. К концу третьего года кроха может запомнить уже гораздо больше.

Логическое мышление

В 3 года ребенок уже имеет некоторые навыки логического мышления:

  • объединять два предмета в логическую пару («карандаш-бумага», «чай-чашка»);
  • исключать из группы предметов лишний;
  • понимать логическую последовательность событий (на небе собрались тучи – пошел дождь – земля стала мокрой);
  • выделять основные свойства предметов и объединять их в группы по этим свойствам;
  • понимать временную последовательность («вчера», «сегодня», «завтра», «сейчас», «потом»);
  • различать противоположности (большой – маленький);
  • понимать расположение предметов в пространстве («над», «под», «вверху», «внизу»).
  • знать и понимать времена года, суток. Умеют их различать.
  • Понимать и знать правила безопасности (на дорогу выбегать нельзя, дотрагиваться до горячего утюга нельзя и т.д.)
  • Объединять в группы предметы из одной группы (овощи, фрукты, мебель, одежда и др.)

Эмоциональное развитие

Трехлетка уже умеет управлять своими эмоциями и сдерживать агрессию или слезы, когда это нужно. У него увеличивается потребность в общении со сверстниками.

Малыш учится понимать не только свои, но и чужие эмоции, активно подражает взрослым. Он стремится к самостоятельности и начинает выстраивать свои отношения к окружающим миром.

Мелкая моторика

У младшего дошкольника активно развиваются и совершенствуются навыки мелкой моторики. Он должен уметь:

  • правильно держать карандаш, фломастер, кисточку для рисования;
  • обводить простые рисунки по точкам;
  • рисовать геометрическое фигуры, прямые и ломаные линии;
  • писать знакомые печатные буквы;
  • ножницами вырезать простые фигуры из бумаги;
  • заштриховывать рисунок в разных направлениях;
  • намазывать детали бумажной аппликации клеем и приклеивать;
  • лепить из пластилина шарики и колбаски, соединять их.

Существует много пальчиковых игр для развития у ребенка мелкой моторики рук.

Развитие речи

В речи ребенка происходит очередной скачок. Ребенок говорит почти как взрослый, умеет рассказывать и рассуждать, фантазировать и делать простые умозаключения о людях, предметах и явлениях.

Ребенок активно запоминает новые слова, играет с ними (меняет произношение, рифмует, придумывает звуковые комбинации). Длинные, сложные слова малышу еще трудно произносить из-за незрелого артикуляционного аппарата, многие звуки могут отсутствовать в речи, поэтому он их коверкает. В речи пока могут отсутствовать окончания, некоторые предлоги.

Ребенок 3 лет должен уметь:

  • рассказать, как прошел его день;
  • использовать в речи предложения из 3–5 слов и более;
  • описать картинку;
  • запоминать стихи и песни;
  • называть не только сам предмет, но и его детали (ручка чашки, нос собаки);
  • устанавливать смысловые связи между предметами;
  • задавать вопросы и отвечать на них;
  • использовать вежливые слова («спасибо», «пожалуйста»).

Физическое развитие

Ребенок 3 лет владеет своим телом гораздо увереннее, чем двухлетка. В этом возрасте дети умеют:

  • прыгать на двух ногах в высоту и в длину;
  • стоять на одной ноге, не падая;
  • перепрыгивать через препятствия;
  • быстро и уверенно бегать;
  • лазить по шведской стенке;
  • кататься на трехколесном велосипеде или самокате;
  • кататься с горки;
  • пинать мяч ногой.
  • Малыши очень любят физическую активность и быстро развивают свои возможности. 

Математические умения

В 3 года ребенок уже имеет некоторые математические навыки.

  • считать до пяти в прямом и обратном порядке;
  • показывать называемое число на пальцах;
  • сравнивать количество предметов в разных группах, используя понятия «больше», «меньше», «одинаково»;
  • знать и уметь рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);
  • узнавать очертания геометрических фигур в различных предметах (часы – круг, телевизор – прямоугольник).
  • Некоторые малыши уже знают все цифры от 0 до 10. Это хорошее подспорье для будущей подготовки к школе.

Таким образом, к трехлетнему возрасту ребенок становится более самостоятельным и приобретает много навыков самообслуживания. Наглядное мышление трансформируется в образное, развивается память, внимание, воображение. Малыш становится более коммуникабельным, учится дружить со сверстниками.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_goda_osobennosti_razvitiya_norma.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития ребенка в 3 года

К трем годам ребенок умеет уже многое.  Он думает и размышляет, строит кратковременные планы и фантазирует. Ребенок все больше становится похож на взрослого.

Существуют критерии, по которым можно понимать, что ребенок развивается соответственно своему возрасту.

В три года ребенок должен уметь следующее:

  • понимать простые причинно-следственные связи;
  • проявлять первые навыки планирования действий;
  • сравнивать предметы по величине, форме, цвету;
  • складывать простые пазлы из четырех-шести крупных частей;
  • знать основные цвета и уметь их назвать;
  • знать названия окружающих предметов (посуды, мебели, продуктов), животных и уметь обобщать их;
  • знать названия основных геометрических фигур
  • понимать понятия один-много
  • различать неречевые звуки (голоса животных, птиц, музыкальные инструменты, звуки природы).

Ребенок уже многое умеет делать сам, без помощи взрослых. Он становится все более самостоятельным. Ребенок умеет:

  • одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать молнию и большие пуговицы;
  • обуваться (нормально, если малыш надевает обувь не на ту ногу);
  • уверенно орудовать ложкой и вилкой, пить из чашки, вытирать рот салфеткой;
  • умываться и мыть руки, чистить зубы;
  • убирать игрушки на место;
  • выполнять мелкие хозяйственные поручения (разложить столовые приборы на столе, насыпать корм в кошачью миску).

Тут важно помнить: чем меньше родители стараются помогать малышу, тем быстрее у него развиваются бытовые навыки.

Социальное развитие

Особенностью развития в этом возрасте является интерес к сверстникам. Довольно богатый словарный запас позволяет ребенку общаться с другими малышами, осваивать первые навыки дружбы. Дети начинают играть в коллективные игры, активно подражают взрослым.

Трехлеткам важно чувствовать одобрение других людей. Они стараются больше взаимодействовать со взрослыми, стремятся помогать по дому. Малыши, которые ходят в детский сад, более социально адаптированы, чем те, что сидят дома. Коммуникативные навыки зависят от темперамента и воспитания ребенка.

Нервно-психическое развитие

По мере взросления укрепляется нервная система. Ребенок становится более терпелив, он умеет ждать и сдерживать свои эмоции. Не плакать, когда ему больно или обидно.

У него повышается способность к концентрации внимания. Теперь он может 10–15 минут заниматься делом, не отвлекаясь на что-то другое. Отвлечь плачущего трехлетку, переключив его внимание, не так просто, потому что он уже сконцентрировался на своих негативных эмоциях.

В этом возрасте ребенок еще не может как следует управлять своим поведением. Сложностей добавляет и упомянутый выше кризис трех лет. Внутренний мир крохи полон противоречий, которые выливаются в капризы и истерики.

Развитие внимания

Трехлетки должны обладать следующими умениями:

  • концентрировать внимание на выполняемом деле в течение 10–15 минут;
  • удерживать в поле зрения до пяти предметов одновременно;
  • запоминать и повторять за взрослым предложенные слова, движения.

Стоит помнить, что внимание младшего школьника еще нестабильно и легко рассеивается.  

Развитие памяти

Что касается памяти, то в этом возрасте она пока еще непроизвольная. Ребенок трех лет должен уметь:

  • запоминать сюжет короткой сказки, мультфильма;
  • заучивать короткие стишки;
  • вспоминать события дня;
  • запоминать, что нарисовано на картинке.
  • Играть в простое мемори.
  • Знать свое имя, имена родителей и близких.

Чем старше становится ребенок, тем лучше работает его память. К концу третьего года кроха может запомнить уже гораздо больше.

Логическое мышление

В 3 года ребенок уже имеет некоторые навыки логического мышления:

  • объединять два предмета в логическую пару («карандаш-бумага», «чай-чашка»);
  • исключать из группы предметов лишний;
  • понимать логическую последовательность событий (на небе собрались тучи – пошел дождь – земля стала мокрой);
  • выделять основные свойства предметов и объединять их в группы по этим свойствам;
  • понимать временную последовательность («вчера», «сегодня», «завтра», «сейчас», «потом»);
  • различать противоположности (большой – маленький);
  • понимать расположение предметов в пространстве («над», «под», «вверху», «внизу»).
  • знать и понимать времена года, суток. Умеют их различать.
  • Понимать и знать правила безопасности (на дорогу выбегать нельзя, дотрагиваться до горячего утюга нельзя и т.д.)
  • Объединять в группы предметы из одной группы (овощи, фрукты, мебель, одежда и др.)

Эмоциональное развитие

Трехлетка уже умеет управлять своими эмоциями и сдерживать агрессию или слезы, когда это нужно. У него увеличивается потребность в общении со сверстниками.

Малыш учится понимать не только свои, но и чужие эмоции, активно подражает взрослым. Он стремится к самостоятельности и начинает выстраивать свои отношения к окружающим миром.

Мелкая моторика

У младшего дошкольника активно развиваются и совершенствуются навыки мелкой моторики. Он должен уметь:

  • правильно держать карандаш, фломастер, кисточку для рисования;
  • обводить простые рисунки по точкам;
  • рисовать геометрическое фигуры, прямые и ломаные линии;
  • писать знакомые печатные буквы;
  • ножницами вырезать простые фигуры из бумаги;
  • заштриховывать рисунок в разных направлениях;
  • намазывать детали бумажной аппликации клеем и приклеивать;
  • лепить из пластилина шарики и колбаски, соединять их.

Существует много пальчиковых игр для развития у ребенка мелкой моторики рук.

Развитие речи

В речи ребенка происходит очередной скачок. Ребенок говорит почти как взрослый, умеет рассказывать и рассуждать, фантазировать и делать простые умозаключения о людях, предметах и явлениях.

Ребенок активно запоминает новые слова, играет с ними (меняет произношение, рифмует, придумывает звуковые комбинации). Длинные, сложные слова малышу еще трудно произносить из-за незрелого артикуляционного аппарата, многие звуки могут отсутствовать в речи, поэтому он их коверкает. В речи пока могут отсутствовать окончания, некоторые предлоги.

Ребенок 3 лет должен уметь:

  • рассказать, как прошел его день;
  • использовать в речи предложения из 3–5 слов и более;
  • описать картинку;
  • запоминать стихи и песни;
  • называть не только сам предмет, но и его детали (ручка чашки, нос собаки);
  • устанавливать смысловые связи между предметами;
  • задавать вопросы и отвечать на них;
  • использовать вежливые слова («спасибо», «пожалуйста»).

Физическое развитие

Ребенок 3 лет владеет своим телом гораздо увереннее, чем двухлетка. В этом возрасте дети умеют:

  • прыгать на двух ногах в высоту и в длину;
  • стоять на одной ноге, не падая;
  • перепрыгивать через препятствия;
  • быстро и уверенно бегать;
  • лазить по шведской стенке;
  • кататься на трехколесном велосипеде или самокате;
  • кататься с горки;
  • пинать мяч ногой.
  • Малыши очень любят физическую активность и быстро развивают свои возможности.  

Математические умения

В 3 года ребенок уже имеет некоторые математические навыки.

  • считать до пяти в прямом и обратном порядке;
  • показывать называемое число на пальцах;
  • сравнивать количество предметов в разных группах, используя понятия «больше», «меньше», «одинаково»;
  • знать и уметь рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);
  • узнавать очертания геометрических фигур в различных предметах (часы – круг, телевизор – прямоугольник).
  • Некоторые малыши уже знают все цифры от 0 до 10. Это хорошее подспорье для будущей подготовки к школе.

Таким образом, к трехлетнему возрасту ребенок становится более самостоятельным и приобретает много навыков самообслуживания. Наглядное мышление трансформируется в образное, развивается память, внимание, воображение. Малыш становится более коммуникабельным, учится дружить со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психического развития ребенка третьего года жизни

Данный материал раскрывает осбенности развития детей двух-трех летнего возраста....

Мультимедийная презентация к родительскому собранию "Особенности речевого развития ребенка пятого года жизни"

Одной из задач учителя-логопеда ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников является  повышение  их педагогической грамотности  в вопросах речевого развития детей.  Презентац...

Особенности развития ребенка в 3.5 года

К 3 с половиной годам малыш становится полноценной личностью, имеющей собственный характер, привычки, темперамент, свои отличительные черты и манеры держаться. Он стал неплохим собеседником, с удоволь...

Консультация для родителей: «Возрастные особенности развития ребенка на 5-ом году жизни»

Возраст 5 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, ког...

Конспект выступления на родительском собрании на тему: "Особенности психического развития ребенка третьего года жизни"

Данный материал раскрывает особенности развития детей двух-трех летнего возраста....

Особенности развития ребенка в 3 года

Особенности развития ребенка в 3 года...

Особенности развития ребенка в 3 года. Особенности возраста трех лет и рекомендации родителям.

Особенности возраста трех лет – это, прежде всего, вызовы для взаимо­отношений личности ребенка и окружающих людей. Этот период протекает остро только в том случае, если взрослые не зам...