Особенности развития ребенка в 3 года
статья (младшая группа)
К трем годам ребенок умеет уже многое. Он думает и размышляет, строит кратковременные планы и фантазирует. Ребенок все больше становится похож на взрослого.
Существуют критерии, по которым можно понимать, что ребенок развивается соответственно своему возрасту.
В три года ребенок должен уметь следующее:
- понимать простые причинно-следственные связи;
- проявлять первые навыки планирования действий;
- сравнивать предметы по величине, форме, цвету;
- складывать простые пазлы из четырех-шести крупных частей;
- знать основные цвета и уметь их назвать;
- знать названия окружающих предметов (посуды, мебели, продуктов), животных и уметь обобщать их;
- знать названия основных геометрических фигур
- понимать понятия один-много
- различать неречевые звуки (голоса животных, птиц, музыкальные инструменты, звуки природы).
Ребенок уже многое умеет делать сам, без помощи взрослых. Он становится все более самостоятельным. Ребенок умеет:
- одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать молнию и большие пуговицы;
- обуваться (нормально, если малыш надевает обувь не на ту ногу);
- уверенно орудовать ложкой и вилкой, пить из чашки, вытирать рот салфеткой;
- умываться и мыть руки, чистить зубы;
- убирать игрушки на место;
- выполнять мелкие хозяйственные поручения (разложить столовые приборы на столе, насыпать корм в кошачью миску).
Тут важно помнить: чем меньше родители стараются помогать малышу, тем быстрее у него развиваются бытовые навыки.
Социальное развитие
Особенностью развития в этом возрасте является интерес к сверстникам. Довольно богатый словарный запас позволяет ребенку общаться с другими малышами, осваивать первые навыки дружбы. Дети начинают играть в коллективные игры, активно подражают взрослым.
Трехлеткам важно чувствовать одобрение других людей. Они стараются больше взаимодействовать со взрослыми, стремятся помогать по дому. Малыши, которые ходят в детский сад, более социально адаптированы, чем те, что сидят дома. Коммуникативные навыки зависят от темперамента и воспитания ребенка.
Нервно-психическое развитие
По мере взросления укрепляется нервная система. Ребенок становится более терпелив, он умеет ждать и сдерживать свои эмоции. Не плакать, когда ему больно или обидно.
У него повышается способность к концентрации внимания. Теперь он может 10–15 минут заниматься делом, не отвлекаясь на что-то другое. Отвлечь плачущего трехлетку, переключив его внимание, не так просто, потому что он уже сконцентрировался на своих негативных эмоциях.
В этом возрасте ребенок еще не может как следует управлять своим поведением. Сложностей добавляет и упомянутый выше кризис трех лет. Внутренний мир крохи полон противоречий, которые выливаются в капризы и истерики.
Развитие внимания
Трехлетки должны обладать следующими умениями:
- концентрировать внимание на выполняемом деле в течение 10–15 минут;
- удерживать в поле зрения до пяти предметов одновременно;
- запоминать и повторять за взрослым предложенные слова, движения.
Стоит помнить, что внимание младшего школьника еще нестабильно и легко рассеивается.
Развитие памяти
Что касается памяти, то в этом возрасте она пока еще непроизвольная. Ребенок трех лет должен уметь:
- запоминать сюжет короткой сказки, мультфильма;
- заучивать короткие стишки;
- вспоминать события дня;
- запоминать, что нарисовано на картинке.
- Играть в простое мемори.
- Знать свое имя, имена родителей и близких.
Чем старше становится ребенок, тем лучше работает его память. К концу третьего года кроха может запомнить уже гораздо больше.
Логическое мышление
В 3 года ребенок уже имеет некоторые навыки логического мышления:
- объединять два предмета в логическую пару («карандаш-бумага», «чай-чашка»);
- исключать из группы предметов лишний;
- понимать логическую последовательность событий (на небе собрались тучи – пошел дождь – земля стала мокрой);
- выделять основные свойства предметов и объединять их в группы по этим свойствам;
- понимать временную последовательность («вчера», «сегодня», «завтра», «сейчас», «потом»);
- различать противоположности (большой – маленький);
- понимать расположение предметов в пространстве («над», «под», «вверху», «внизу»).
- знать и понимать времена года, суток. Умеют их различать.
- Понимать и знать правила безопасности (на дорогу выбегать нельзя, дотрагиваться до горячего утюга нельзя и т.д.)
- Объединять в группы предметы из одной группы (овощи, фрукты, мебель, одежда и др.)
Эмоциональное развитие
Трехлетка уже умеет управлять своими эмоциями и сдерживать агрессию или слезы, когда это нужно. У него увеличивается потребность в общении со сверстниками.
Малыш учится понимать не только свои, но и чужие эмоции, активно подражает взрослым. Он стремится к самостоятельности и начинает выстраивать свои отношения к окружающим миром.
Мелкая моторика
У младшего дошкольника активно развиваются и совершенствуются навыки мелкой моторики. Он должен уметь:
- правильно держать карандаш, фломастер, кисточку для рисования;
- обводить простые рисунки по точкам;
- рисовать геометрическое фигуры, прямые и ломаные линии;
- писать знакомые печатные буквы;
- ножницами вырезать простые фигуры из бумаги;
- заштриховывать рисунок в разных направлениях;
- намазывать детали бумажной аппликации клеем и приклеивать;
- лепить из пластилина шарики и колбаски, соединять их.
Существует много пальчиковых игр для развития у ребенка мелкой моторики рук.
Развитие речи
В речи ребенка происходит очередной скачок. Ребенок говорит почти как взрослый, умеет рассказывать и рассуждать, фантазировать и делать простые умозаключения о людях, предметах и явлениях.
Ребенок активно запоминает новые слова, играет с ними (меняет произношение, рифмует, придумывает звуковые комбинации). Длинные, сложные слова малышу еще трудно произносить из-за незрелого артикуляционного аппарата, многие звуки могут отсутствовать в речи, поэтому он их коверкает. В речи пока могут отсутствовать окончания, некоторые предлоги.
Ребенок 3 лет должен уметь:
- рассказать, как прошел его день;
- использовать в речи предложения из 3–5 слов и более;
- описать картинку;
- запоминать стихи и песни;
- называть не только сам предмет, но и его детали (ручка чашки, нос собаки);
- устанавливать смысловые связи между предметами;
- задавать вопросы и отвечать на них;
- использовать вежливые слова («спасибо», «пожалуйста»).
Физическое развитие
Ребенок 3 лет владеет своим телом гораздо увереннее, чем двухлетка. В этом возрасте дети умеют:
- прыгать на двух ногах в высоту и в длину;
- стоять на одной ноге, не падая;
- перепрыгивать через препятствия;
- быстро и уверенно бегать;
- лазить по шведской стенке;
- кататься на трехколесном велосипеде или самокате;
- кататься с горки;
- пинать мяч ногой.
- Малыши очень любят физическую активность и быстро развивают свои возможности.
Математические умения
В 3 года ребенок уже имеет некоторые математические навыки.
- считать до пяти в прямом и обратном порядке;
- показывать называемое число на пальцах;
- сравнивать количество предметов в разных группах, используя понятия «больше», «меньше», «одинаково»;
- знать и уметь рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);
- узнавать очертания геометрических фигур в различных предметах (часы – круг, телевизор – прямоугольник).
- Некоторые малыши уже знают все цифры от 0 до 10. Это хорошее подспорье для будущей подготовки к школе.
Таким образом, к трехлетнему возрасту ребенок становится более самостоятельным и приобретает много навыков самообслуживания. Наглядное мышление трансформируется в образное, развивается память, внимание, воображение. Малыш становится более коммуникабельным, учится дружить со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_goda_osobennosti_razvitiya_norma.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития ребенка в 3 года
К трем годам ребенок умеет уже многое. Он думает и размышляет, строит кратковременные планы и фантазирует. Ребенок все больше становится похож на взрослого.
Существуют критерии, по которым можно понимать, что ребенок развивается соответственно своему возрасту.
В три года ребенок должен уметь следующее:
- понимать простые причинно-следственные связи;
- проявлять первые навыки планирования действий;
- сравнивать предметы по величине, форме, цвету;
- складывать простые пазлы из четырех-шести крупных частей;
- знать основные цвета и уметь их назвать;
- знать названия окружающих предметов (посуды, мебели, продуктов), животных и уметь обобщать их;
- знать названия основных геометрических фигур
- понимать понятия один-много
- различать неречевые звуки (голоса животных, птиц, музыкальные инструменты, звуки природы).
Ребенок уже многое умеет делать сам, без помощи взрослых. Он становится все более самостоятельным. Ребенок умеет:
- одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать молнию и большие пуговицы;
- обуваться (нормально, если малыш надевает обувь не на ту ногу);
- уверенно орудовать ложкой и вилкой, пить из чашки, вытирать рот салфеткой;
- умываться и мыть руки, чистить зубы;
- убирать игрушки на место;
- выполнять мелкие хозяйственные поручения (разложить столовые приборы на столе, насыпать корм в кошачью миску).
Тут важно помнить: чем меньше родители стараются помогать малышу, тем быстрее у него развиваются бытовые навыки.
Социальное развитие
Особенностью развития в этом возрасте является интерес к сверстникам. Довольно богатый словарный запас позволяет ребенку общаться с другими малышами, осваивать первые навыки дружбы. Дети начинают играть в коллективные игры, активно подражают взрослым.
Трехлеткам важно чувствовать одобрение других людей. Они стараются больше взаимодействовать со взрослыми, стремятся помогать по дому. Малыши, которые ходят в детский сад, более социально адаптированы, чем те, что сидят дома. Коммуникативные навыки зависят от темперамента и воспитания ребенка.
Нервно-психическое развитие
По мере взросления укрепляется нервная система. Ребенок становится более терпелив, он умеет ждать и сдерживать свои эмоции. Не плакать, когда ему больно или обидно.
У него повышается способность к концентрации внимания. Теперь он может 10–15 минут заниматься делом, не отвлекаясь на что-то другое. Отвлечь плачущего трехлетку, переключив его внимание, не так просто, потому что он уже сконцентрировался на своих негативных эмоциях.
В этом возрасте ребенок еще не может как следует управлять своим поведением. Сложностей добавляет и упомянутый выше кризис трех лет. Внутренний мир крохи полон противоречий, которые выливаются в капризы и истерики.
Развитие внимания
Трехлетки должны обладать следующими умениями:
- концентрировать внимание на выполняемом деле в течение 10–15 минут;
- удерживать в поле зрения до пяти предметов одновременно;
- запоминать и повторять за взрослым предложенные слова, движения.
Стоит помнить, что внимание младшего школьника еще нестабильно и легко рассеивается.
Развитие памяти
Что касается памяти, то в этом возрасте она пока еще непроизвольная. Ребенок трех лет должен уметь:
- запоминать сюжет короткой сказки, мультфильма;
- заучивать короткие стишки;
- вспоминать события дня;
- запоминать, что нарисовано на картинке.
- Играть в простое мемори.
- Знать свое имя, имена родителей и близких.
Чем старше становится ребенок, тем лучше работает его память. К концу третьего года кроха может запомнить уже гораздо больше.
Логическое мышление
В 3 года ребенок уже имеет некоторые навыки логического мышления:
- объединять два предмета в логическую пару («карандаш-бумага», «чай-чашка»);
- исключать из группы предметов лишний;
- понимать логическую последовательность событий (на небе собрались тучи – пошел дождь – земля стала мокрой);
- выделять основные свойства предметов и объединять их в группы по этим свойствам;
- понимать временную последовательность («вчера», «сегодня», «завтра», «сейчас», «потом»);
- различать противоположности (большой – маленький);
- понимать расположение предметов в пространстве («над», «под», «вверху», «внизу»).
- знать и понимать времена года, суток. Умеют их различать.
- Понимать и знать правила безопасности (на дорогу выбегать нельзя, дотрагиваться до горячего утюга нельзя и т.д.)
- Объединять в группы предметы из одной группы (овощи, фрукты, мебель, одежда и др.)
Эмоциональное развитие
Трехлетка уже умеет управлять своими эмоциями и сдерживать агрессию или слезы, когда это нужно. У него увеличивается потребность в общении со сверстниками.
Малыш учится понимать не только свои, но и чужие эмоции, активно подражает взрослым. Он стремится к самостоятельности и начинает выстраивать свои отношения к окружающим миром.
Мелкая моторика
У младшего дошкольника активно развиваются и совершенствуются навыки мелкой моторики. Он должен уметь:
- правильно держать карандаш, фломастер, кисточку для рисования;
- обводить простые рисунки по точкам;
- рисовать геометрическое фигуры, прямые и ломаные линии;
- писать знакомые печатные буквы;
- ножницами вырезать простые фигуры из бумаги;
- заштриховывать рисунок в разных направлениях;
- намазывать детали бумажной аппликации клеем и приклеивать;
- лепить из пластилина шарики и колбаски, соединять их.
Существует много пальчиковых игр для развития у ребенка мелкой моторики рук.
Развитие речи
В речи ребенка происходит очередной скачок. Ребенок говорит почти как взрослый, умеет рассказывать и рассуждать, фантазировать и делать простые умозаключения о людях, предметах и явлениях.
Ребенок активно запоминает новые слова, играет с ними (меняет произношение, рифмует, придумывает звуковые комбинации). Длинные, сложные слова малышу еще трудно произносить из-за незрелого артикуляционного аппарата, многие звуки могут отсутствовать в речи, поэтому он их коверкает. В речи пока могут отсутствовать окончания, некоторые предлоги.
Ребенок 3 лет должен уметь:
- рассказать, как прошел его день;
- использовать в речи предложения из 3–5 слов и более;
- описать картинку;
- запоминать стихи и песни;
- называть не только сам предмет, но и его детали (ручка чашки, нос собаки);
- устанавливать смысловые связи между предметами;
- задавать вопросы и отвечать на них;
- использовать вежливые слова («спасибо», «пожалуйста»).
Физическое развитие
Ребенок 3 лет владеет своим телом гораздо увереннее, чем двухлетка. В этом возрасте дети умеют:
- прыгать на двух ногах в высоту и в длину;
- стоять на одной ноге, не падая;
- перепрыгивать через препятствия;
- быстро и уверенно бегать;
- лазить по шведской стенке;
- кататься на трехколесном велосипеде или самокате;
- кататься с горки;
- пинать мяч ногой.
- Малыши очень любят физическую активность и быстро развивают свои возможности.
Математические умения
В 3 года ребенок уже имеет некоторые математические навыки.
- считать до пяти в прямом и обратном порядке;
- показывать называемое число на пальцах;
- сравнивать количество предметов в разных группах, используя понятия «больше», «меньше», «одинаково»;
- знать и уметь рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);
- узнавать очертания геометрических фигур в различных предметах (часы – круг, телевизор – прямоугольник).
- Некоторые малыши уже знают все цифры от 0 до 10. Это хорошее подспорье для будущей подготовки к школе.
Таким образом, к трехлетнему возрасту ребенок становится более самостоятельным и приобретает много навыков самообслуживания. Наглядное мышление трансформируется в образное, развивается память, внимание, воображение. Малыш становится более коммуникабельным, учится дружить со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности психического развития ребенка третьего года жизни
Данный материал раскрывает осбенности развития детей двух-трех летнего возраста....
Мультимедийная презентация к родительскому собранию "Особенности речевого развития ребенка пятого года жизни"
Одной из задач учителя-логопеда ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников является повышение их педагогической грамотности в вопросах речевого развития детей. Презентац...
Особенности развития ребенка в 3.5 года
К 3 с половиной годам малыш становится полноценной личностью, имеющей собственный характер, привычки, темперамент, свои отличительные черты и манеры держаться. Он стал неплохим собеседником, с удоволь...
Консультация для родителей: «Возрастные особенности развития ребенка на 5-ом году жизни»
Возраст 5 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, ког...
Конспект выступления на родительском собрании на тему: "Особенности психического развития ребенка третьего года жизни"
Данный материал раскрывает особенности развития детей двух-трех летнего возраста....
Особенности развития ребенка в 3 года
Особенности развития ребенка в 3 года...
Особенности развития ребенка в 3 года. Особенности возраста трех лет и рекомендации родителям.
Особенности возраста трех лет – это, прежде всего, вызовы для взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей. Этот период протекает остро только в том случае, если взрослые не зам...