Главные вкладки
Консультация для родителей "Агрессивный ребенок"
консультация
Консультация для родителей "Агрессивный ребёнок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agressivnyy-rebyonok.docx | 73.88 КБ |
Предварительный просмотр:
влияющих на ее проявление:
Консультация для родителей "Агрессивный ребенок"
Агрессивное поведение – это одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее
быстрый и эффективный способ достижения цели.
Агрессивностью принято называть целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку.
Выделяют множество факторов
- стиль воспитания в семье (гипер - и гипоопека);
- повсеместная демонстрация сцен насилия;
- нестабильная социально-экономическая обстановка;
- индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.п.).
Те или иные проявления агрессии замечаются практически у всех детей. К ним относятся:
- Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых проста: неудовлетворенность, физиологические потребности ребенка. Агрессивная реакция в этом случае - это реакция борьбы за выживание.
- Вспышки ярости и физическое нападение на сверстников, конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1-2,5 лет. Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к его поведению, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности: нытье, непослушание, упрямство и др.
- Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка трех лет, которые связаны с ограничением его «исследовательского инстинкта» с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским «нельзя».
- Драчливость у мальчиков, плач, визг у девочек дошкольного возраста. Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций, чем девочки, так как последние боятся их проявления из-за страха наказания. В то время как к агрессии мальчиков окружение относится более благосклонно и терпимо.
Детская агрессивность нарастает на протяжении всего дошкольного возраста и только к 7 годам (в норме) идѐт на спад. Психологи связывают это с тем, что к этому возрасту, ребѐнок уже научается разрешать конфликты другими способами,
у него уже появляется опыт «выпускания паров» в игровых ситуациях, он лучше понимает чувства и поступки других людей.
Однако, если агрессивность ребѐнка, как привычная реакция на препятствия и запреты, не уменьшается, а только набирает силу, то это повод для беспокойства.
Как же помочь маленьким агрессорам? Как вести себя взрослому, если он стал
свидетелем агрессивной стычки?
Виды агрессии:
- физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;
- вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, ругань);
- прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо
объекта или субъекта;
- косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу);
- инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели;
- враждебная (целевая) агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств, способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально,
агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.
Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери, чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.
Кроме того, существует мнение, что если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к «насилию», в ребенке формируется агрессивное начало. Поведение родителей с ребенком и друг с другом – это самый первый и значимый образец для ребенка. Зачастую в гневе ребенок может ответить взрослому его же словами и действиями.
Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.
«Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь» (Р. Кэмпбелл).
РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
ДЕТЕЙ.
Причин агрессивного поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.
Успешному преодолению агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие психолого-педагогические условия:
- положительное внимание и принятие личности ребенка со стороны взрослых (педагогов и родителей), что ориентирует на без оценочное восприятие личности ребенка;
- сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в от реагировании проблемных ситуаций и наработки навыков само регуляции и контроля;
- расширение поведенческого репертуара детей, родителей и педагогов через развитие коммуникативных умений.
Различают два основных типа агрессивных проявлений:
- враждебная (целевая) агрессия;
- инструментальная агрессия.
Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.
Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:
- стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);
- повсеместная демонстрация сцен насилия;
- нестабильная социально – экономическая обстановка;
- индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность и т.п.);
- социально – культурный статус семьи и т. п.
Среди причин, провоцирующих агрессию детей, выделяются следующие:
- привлечение к себе внимания сверстников;
- ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство;
- защита и месть;
- стремление быть главным;
- стремление получить желанный предмет.
Как можно видеть, большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего
превосходства, когда агрессивные действия используются как средства
достижения определенной цели.
Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Об агрессии нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания.
Независимо от выявленных причин психолого-педагогическая работа по преодолению агрессии должна соответствовать следующим условиям:
- положительное внимание и принятие личности ребенка со стороны взрослых (родителей и педагогов), поскольку это способствует установлению доверительного отношения ребенка ко взрослым, формирует самооценку ребенка, развивает эмпатию – этому способствует такие формы работы, как совместные чтения, беседы и т. д.;
- сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в от реагировании проблемных ситуаций и наработки навыков само регуляции и контроля. Этому способствуют такие формы работы, как занятия пальчиковой гимнастикой, постановка с детьми спектаклей, беседы и т. д.;
- расширение поведенческого репертуара детей, родителей и педагогов через развитие коммуникативных умений – совместные игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе, проведение словесные и подвижных игр и эстафет, игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения и т. д.
Любая работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей и воспитателей ДОУ, которых необходимо учить понимать ребенка.
Таким образом, основные усилия педагогов и родителей в области преодоления детской агрессии должны быть направлены на выявление причин возникновения агрессии и на поиск позитивных способов:
- Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
- Надо научить детей выражать гнев неразрушительным способом.
- Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Дети с трудом могут назвать свое эмоциональное состояние, для этого можно использовать специальные шаблоны:
- Использовать рисование.
- Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
Здесь можно использовать ролевую игру, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны.
Так же можно разыгрывать и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку; что делать, если тебя дразнят; как поступить, если тебя толкнули и ты упал, и др. Целенаправленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.
Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определенные ситуации, например: «Как Мальвина поссорилась с Буратино». Однако, прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?»,
«Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» и др.
Подобные беседы помогут детям осознать, как важно побыть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не
иначе. Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и самому «агрессору», и тем, кто находится с ним рядом. А как следствие – научиться брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.
Правда, взрослые, то же должны избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конечно сказать ему: «Ты - негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем детям играть!» Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение «негодника». Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо: «Ты почему не убрал игрушки?» можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны».
Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия.
И в заключение: Своевременное выявление агрессивного поведения необходимо в целях, предупреждения неблагоприятного варианта развития личности ребенка. Проявление агрессивности у дошкольника является следствием множества причин, наиболее значимыми из которых являются:
- неудовлетворенность ребенка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками;
- низкий социальный статус ребенка в группе;
- неуспех, в совместной со сверстниками деятельности, обусловленный как трудностями характера, так и изменением мотивационной стороны деятельности;
- неудовлетворенность потребности в признании.
Одной из главных причин возникновения агрессивного поведения у дошкольника являются дефекты семейного воспитания.
Так же следует учитывать более глубокие возможные причины агрессивности у ребенка, уходящие своими корнями в недра семейной обстановки, являющую собой основу социальной ситуации развития дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Ребенок в мире творчества и творчество в жизни ребенка"
Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, побуждая к созиданию, поиск...
Консультация для родителей "Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка"
Консультация для родителей "Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка"...
Консультации для родителей: "Ребенок зимой", "Сензитивный период вашего ребенка" "Личный пример"
3 консультации: коротко, доступно и интересно. 1-Семь родительских заблуждений о морозной погоде (Как одевать малыша зимой, что делать , если замерзли руки и т.д.)2- Итальянский педагог Мария Мон...
Консультация для родителей: "Ребенок и дорога. Родитель - пример для ребенка".
Уважаемые мамы и папы! Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения!...
Консультации для родителей "Ребенок в больнице: как вести себя с ребенком в больнице"
Все мы обращаемся рано или поздно в больницу. Посещение врача в больнице зачастую для родителей и их ребенка является большим испытанием. И от того, как относится к посещению больницы мама, как ...
Консультация для родителей «Ребенок у экрана» Анкета для родителей «Ребенок у экрана»
Консультация для родителей «Ребенок у экрана» Анкета для родителей «Ребенок у экрана»В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как то...
Консультация для родителей «Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка?»
Консультация для родителей«Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка?»Многие мамы жалуются на проблемы с аппетитом у своих детей. Что делать, чтобы эти проблемы не возникали вообще...