консультация "Профориентация детей в дошкольном образовании"
консультация (старшая группа)
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_proforientatsiya.docx | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации для родителей.
«Профориентация детей в дошкольном образовании»
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
Сейчас так много различных профессий, что можно растеряться при их выборе. Развитие отраслей науки и техники способствует появлению новых видов деятельности и вносит свои коррективы в уже сложившиеся специальности.
В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
К выбору своей будущей профессии, нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. К примеру, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т.п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.
Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.
Что родители могут рассказать ребенку о выборе профессии
Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно, например: «А мне нравится быть врачом, потому что врач помогает излечиться от болезни». Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают картинки из своего детства, делятся переживаниями. Подобные рассказы о профессии, как правило, производят на детей большое впечатление.
Не стоит родителям ограничиваться рассказами и разговорами – предложите родителям совершить экскурсию в магазин, на станцию по ремонту машин и т.д. с целью общения сотрудников с ребенком, даже сводить его на работу. Опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии.
Ситуация выбора профессии в некотором смысле похожа на игру в рулетку: можно поставить на одно – единственное поле, но вероятность выигрыша в этом случае очень мала. А если сделать несколько ставок, то эта вероятность возрастает во много раз. Хорошо если выбор у ребенка будет постоянно меняться. Как правило, сами дети об этом варианте не задумываются, и задача педагогов, родителей – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, когда вырастут? Следует детям давать фантазировать: «Давай представим, кем ты будешь».
Как показывает практика, огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известно примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и работу по ночам, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради. Таким образом, если ребенку нравится профессия родителей, важно обсуждать с ним его предпочтение выбора в данной ситуации.
Родительское собрание в старшей группе
«Билет в будущее» или ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
Цель: формирование представлений родителей о способах приобщения детей к миру профессий;
Задачи:
Показать важность ранней профориентации;
Познакомить с задачами профориентации в ДОУ;
Обучить родителей конкретным приёмам знакомства детей с профессиями;
Участники: родители, педагоги, дети старшей группы
Предварительная работа:
*Оформление пригласительных билетов
*Изготовление алгоритма «Расскажи о профессии»
*Подготовка видео: «Кем работают мои родители», «Кем я хочу стать, когда вырасту»; видео- слайды « Эпизоды сюжетно-ролевых игр»
*Разучивание стихотворения по ролям В.В. Маяковского «Кем быть?»
* Подготовка памятки «Для детей и их родителей по выбору профессии»
Ход встречи
- Здравствуйте, уважаемые родители!
-Сегодня мы будем обсуждать очень интересные вопросы, как для вас, так и для ваших детей.
- Тему нашей беседы подскажут ваши дети. Сейчас они выступят перед вами, а вы попробуйте определить, о чем сегодня мы будем говорить.
Чтение стихотворения по ролям В.В. Маяковского «Кем быть?»
Уважаемые родители, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить?
СЛАЙД 1 (Тема собрания)
- Как вы считаете, нужно ли заниматься профориентацией в детском саду?
Высказывание родителей
- Мы провели опрос среди родителей нашей группы, и выяснили, что почти все считают - такой работой надо заниматься.
- О том, что заниматься профориентацией с нашими детьми необходимо говорится в Федеральном государственном стандарте образования, в основной образовательной программе детского сада -документах, в которых отображаются требования к процессу воспитания и образования дошкольников.
СЛАЙД 2-3
Цель данной работы с детьми дать детям первичные представления о труде взрослых.
-В анкетах многие родители написали, что рассказывали детям о своей профессии, водили детей на работу. Это очень хорошо, но видимо, информации было не достаточно или не смогли преподнести ее интересно. Такой вывод сделали мы, когда делали интервью с детьми для нашего собрания.
Внимание на экран…
СЛАЙД 4
- Мы начали нашу беседу с того, что выяснили - работу по профориентации проводить необходимо. А зачем?
Высказывания родителей.
СЛАЙД 5-6
- Чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он знал о мире профессий как можно больше, понимал важность труда в жизни человека. Наша с вами задача уже в детском саду, показать детям что труд и работа занимают в жизни людей очень важное место; научить уважать всех, кто трудится, и ценить результаты их труда; познакомить с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, что получается в результате, условиях работы той или иной специальности, необходимой спецодежде, инструментах, качествах человека. Конечно, надо учитывать возраст ребенка – чем старше ребенок, тем шире информация.
- Как пример, профессии в медицине: в младшем возрасте мы знакомили детей с профессией врач, в старшем дополняем профессии: врач- терапевт, врач- педиатр, врач- окулист, врач- отоларинголог.
- В детском саду для решения этих задач мы с детьми играем в сюжетно- ролевые игры
СЛАЙД 7-13
- Проводим беседы, рассматриваем альбомы, играем в дидактические игры.
- Чтобы ребенок лучше ориентировался в мире профессий, важно самим уметь рассказать о профессии. Предлагаем вам поучиться составлению рассказа о профессии. Чтобы сегодня мы могли составить большее количество рассказов, предлагаем вам поделиться на команды.
- Помогут нам в этом разноцветные карточки, лежащие у вас на столах. Подойдите к столу с флажком того же цвета, что и карточка. Выберите профессию, о которой будете рассказывать. Вам в помощь на столах лежат алгоритмы (Приложение2) по которым можно составить рассказ и презентовать его.
Родители составляют рассказы и презентуют их.
- Подводя итог, хочется сказать, что для того, чтобы наши дети были разносторонне развитыми, нужно в разных формах давать им познавательный материал. Вопрос выбора профессии поднимается уже в начальной школе. Поэтому и в дошкольный период стоит знакомить детей с различными профессиями.
Рефлексия «В ресторане»
- Представьте, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь повар ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого...
- Больше всего мне понравилось...
- Я почти переварил...
- Я переел...
- Пожалуйста, добавьте…
- Благодарим вас за активное участие!
Приложение1
Анкета
- Как вы думаете, нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с профессиями?
2. Рассказывали ли Вы своим детям о своей профессии?
3. Были ли они у Вас на работе?
4. Знают ли Ваши дети, кем работали их бабушки и дедушки?
5. Как игры могут помочь детям познать профессию?
6. Есть ли у Вас дома развивающие игры по ознакомлению детей с профессиями? Если есть, то какие?
7. Играете ли Вы с детьми в ролевые игры? Если да, то в какие?
8. Кем бы Вы хотели видеть своего ребёнка в будущем?
Памятка «Как выбрать профессию»
Уважаемые папы и мамы!
Выбор профессии — важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т.д.
Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
Успех профессиональной деятельности заключается в том, чтобы ХОЧУ (желание подростка), МОГУ (способности и возможности подростка) и НАДО (ответственность) совпадали.
Родительское собрание в старшей группе на тему:
«Кем быть — профориентация детей дошкольного возраста»
Ход родительского собрания
Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада, что вы сегодня к нам пришли. Всех нас объединяют наши дети, любовь к ним, желание сделать их счастливыми.
Тема нашего собрания «Ранняя профориентация дошкольников в условиях детского сада». Думаю, все со мной согласитесь, что страна детства - удивительна, в ней дети мечтают о своём будущем, например кем быть? Своей мечте воплотить в мир, сегодня ты врач, завтра банкир, и даже президент. Уже в возрасте 4 лет, ребёнок способен ответить на вопрос: Кем бы хотел быть? Поэтому дошкольный возраст, это подготовительный этап! для дальнейшего профессионального самоопределения, в обществе!
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет.
Перед педагогами стоит очень сложная задача - с одной стороны, так заинтересовать детей и познакомить с рядом профессий, которые будут не менее престижными. А с другой стороны - приобщить к миру профессий таким образом, чтобы у детей было желание стать профессионалом в своем деле. Мы понимаем, что ранняя профориентация носит преимущественно информационный характер, поэтому стараемся этот процесс сделать более интересным с помощью современных образовательных технологий, которые на наш взгляд позволяют строить работу системно и целенаправленно.
В группах оборудованы мини - центры детской активности профессиональной ориентации. Оборудование и дидактические материалы данных центров несут определенные сведения о мир профессий, используются для передачи детям накопленного социального опыта. Работа по ранней профориентации дошкольников включена во все виды деятельности и осуществляется в разных формах: проведение бесед, дидактических, настольно-печатных, сюжетно-ролевых игр, экскурсий, встреч с людьми разных профессий.
И поэтому мы решили разработать проект по ранней профориентации который начался в сентябре 2020 года и закончится в мае 2021 года.
Наш проект называется «Чем пахнут ремесла?»
Цель: Формировать у детей реалистические представления о труде взрослых людей, вовлекать родителей в работу по ознакомлению детей с разнообразными профессиями, воспитывать у детей отзывчивость, уважение к труду взрослых.
Наш проект разделен на три блока .
1 блок – это сфера обслуживания . В этом блоке мы познакомились с мастером ногтевого сервиса и с парикмахером. Перед тем как посетить салон красоты мы провели беседу с детьми. Далее мы организовали экскурсию в салон красоты. Где мастер ногтевого сервиса Хазова Елена Васильевна рассказала детям, как нужно ухаживать за своими руками.
2 блок – это образование. В этом блоке мы познакомились с профессиями библиотекарь и воспитатель. Была организованна экскурсия в библиотеку .
3 блок – экстренные службы. В этом блоке мы познакомились с профессией пожарного и с профессией врача. Где также были организованны экскурсии в пожарную часть и поликлинику.
Были запланированные следующие результаты, которые мы достигли:
- Дети смогут узнавать и называть профессии и место работы родителей.
- Будут уметь имитировать деятельность различных профессий в ходе сюжетно ролевых игр.
- Дети смогут рассказать о профессии своих родителей
- А этих результатов нам стоит еще достичь:
Дети задумаются о том, кем они будут, когда вырастут - Обогатить словарный запас и развить коммуникативные навыки.
- Дети будут понимать значение слова «профессия» и будут проявлять уважение к труду взрослых.
В этом проекте мы практически познакомились со всеми профессиями . у нас осталось всего две профессии, это полицейский и учитель.
Так как наш проект подходит к завершению, и поэтому мы предлагаем вам принять участие в разработке нового проекта. «Профессия моей мамы (папы)».
Цель проекта: знакомство с представителями тех или иных профессий, спецификой их работы, воспитание чувства уважения к людям труда и результатам труда их деятельности.
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация дошкольников является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый их которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создадут оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Профориентация детей в дошкольном образовании"
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Что ...
Консультация для родителей "Профориентация детей в дошкольном образовании".
Данный материал рассказывает о необходимости вести работу по профориентации с детьми уже в детском саду....
Консультация для родителей "Профориентация детей в дошкольном образовании"
Консультация для родителей "Профориентация детей в дошкольном образовании"...
«Профориентация детей в дошкольном образовании»
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе...
консультаия «Профориентация детей в дошкольном образовании»
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помо...
Консультация для родителей «Профориентация детей в дошкольном образовании»
Консультация для родителей«Профориентация детей в дошкольном образовании» Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личност...
Круглый стол по теме: «Реализация программ психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье»
Круглый стол по теме: «Реализация программ психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье»...