Консультация для родителей "«Казаки – разбойники», «Классики» и «Вышибалы» сделают из ребенка отличника"
консультация
В консультации рассказывается о неоценимой пользе дворовых игр, таких как "Казаки - разбойники", "Классики", "Вышибалы" для развития мозга.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Казаки – разбойники», «Классики» и «Вышибалы»
сделают из ребенка отличника
За последние 30 лет свободные самостоятельные игры во дворах практически исчезли из жизни городских детей. Однако они очень важны как для физического, так и для психического развития.
Нынешнее поколение – это поколение детей, которые все свое свободное время проводят за компьютером и в телефоне. Рано или поздно они перестают воспринимать реальный мир, полностью погружаясь в виртуальный. Сегодня мы наблюдаем разрушение игрового пространства детства. Нет шумных дворовых компаний, забыты скакалки, мячи, городки. Самое страшное дисциплинарное взыскание для современных детей — отключение интернета и лишение смартфона.
Ответственные родители не забывают о пользе движения и активности на улице, стремятся записать своих детей в спортивные секции. Однако самостоятельные дворовые игры дают детям намного больше.
Дворовые игры отличаются от занятий, организованных взрослыми. Им свойственна спонтанность. Игра во дворе возникает из ниоткуда, без повода и плана. «Тай-тай-налетай, кто в прятки играет?» И через две минуты все уже играют. И закончиться она может также внезапно, если родители позвали ужинать или просто всех увлекло что-то другое.
Игры ориентированы не на результат, а на процесс. Важно не выиграть, а быть частью игры как можно дольше. Бонусом будет приобретение определенных навыков: двигательных или социальных. Но дети не думают об этом, когда играют. Они получают удовольствие не от результата, а от процесса.
Игры, организованные взрослыми, часто отличаются жесткой структурой и четкими правилами, чего нельзя сказать о самостоятельной и спонтанной детской активности. «Чур, я в домике» или «Я так не играю»— нормальный ход в игре, которую не регулируют взрослые. При этом реальная жизнь достаточно непредсказуема. Поэтому детскую спонтанную игру можно считать моделью социальных отношений, с которыми ребенок столкнется во взрослой жизни.
Иногда активные детские игры выглядят жестокими: дети бегают очень быстро, сталкиваясь друг с другом, падают, ссорятся, мирятся. Тревожным родителям может быть сложно это принять, но грубые игры тоже важны: они помогают сформировать в мозге ребенка схему своего тела и ощутить границу между собой и другими.
В дворовых играх нет целей, наград и других методов мотивации продолжать процесс, навязанный взрослыми. Некому жаловаться, поэтому приходится самим находить выход из сложившейся ситуации. Это учит детей анализировать свое состояние и справляться с ним самостоятельно.
Спонтанная игра помогает решить трудности с саморегуляцией. Современные родители часто склонны к гиперопеке. В результате дети привыкают к тому, что за них всегда думают мама и папа. Взрослые каждую минуту регулируют поведение ребенка с помощью напоминаний, комментариев, просьб и надеются, что в школе он станет самостоятельнее. А часто происходит наоборот. Ребенку без навыка самоорганизации требуется регуляция извне,
чего не может в полной мере обеспечить учитель, так как в классе много учеников.
Поэтому очень важно поддерживать в детях стремление к самостоятельности и создавать условия, при которых они будут учиться оценивать свое состояние и регулировать его без участия взрослого. Спонтанная игра во дворе со сверстниками — именно то, что нужно современным детям.
Многим первоклассникам тяжело находиться на занятиях в статической позе. Привычка «растекаться» по столу или качаться на стуле - один из сигналов того, что ребенку нужно больше гулять и двигаться. Активные дворовые игры — лучшая тренировка этого процесса.
В игре у детей формируется представление о схеме собственного тела. Отрабатывается навык перемещения в пространстве с учетом цели: поймать мяч, догнать другого ребенка, рассчитать расстояние для прыжка, увернуться от летящего снежка и так далее. Эта работа продолжается на протяжении всего дошкольного детства.
Речь, чтение и письмо — это самые сложные виды деятельности, которыми приходится овладевать ребенку. Если в анамнезе развития вашего сына или дочери наблюдались неврологические нарушения, то овладение этими процессами происходит с трудом. Это значит, что ствол мозга и вестибулярный аппарат развиты недостаточно. Игры с мячом, бег, прыжки, качели, карусели, горки и другие быстрые перемещения в пространстве помогут сформировать тот неврологический механизм, который лежит в основе обучения чтению и письму.
Ребенку, который не может научиться писать без ошибок, нанимают репетиторов, а на самом деле нужно начать с игр с мячом на улице.
Существуют два важнейших принципа развития мозга:
- От простого к сложному.
Мозг развивается снизу вверх — от «животных» структур, управляющих движениями, до «думающих», которые отвечают за креативность и абстрактные понятия. Этот процесс продолжается от зачатия примерно до 30 лет.
- Используй или потеряешь.
Если не использовать внутренние связи в головном мозге, то они разрушаются или берут на себя другие функции.
Исчезновение дворовых игр из жизни детей сначала никто не заметил. Но теперь стало ясно, что они опирались на оба этих принципа и обеспечивали подготовку детского мозга к решению более сложных задач по мере взросления. «Казаки-разбойники», «Классики», «Резиночки», «Скакалки», «Картошка», «Вышибалы» помогали детям научиться управлять своим телом до знакомства с абстрактными символами и понятиями, создавая психофизиологический фундамент для обучения.
Рекомендация специалиста достаточная простая — необходимо вспомнить положительный опыт советского детства и вернуть детям дворовые игры.
Скорее всего, в своем первозданном виде они уже не вернутся, ведь темп жизни, уровень безопасности и количество потребляемой информации сегодня совсем иные, чем 30–40 лет назад. Но учитывая, какую неоценимую пользу для развития мозга они приносили, важно подумать, как сделать их интересными для детей цифровой эпохи. Какой выход? Начать играть вместе с детьми в игры, которые нравились бабушка и дедушкам. Но выступать не в роли учителей, а в роли равноценных партнеров по игре.
Желаем вам успехов! Играйте с удовольствием!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Деловая игра для родителей "Казак без службы не казак"
Деловая игра одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Представляю деловую игру "Кузак без службы не казак"....
Консультация для родителей "Маленький разбойник"
Что делать, если ваш малыш вдруг стал драться?...
Консультации по ИЗО деятельности. Рисуем вместе с ребенком. Консультация для родителей "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".
Подготовила воспитатель: Короленко И.В. Консультации по ИЗО деятельностиРисуем вместе с ребенком Прививать ребенку любовь к рисованию – значит показать ему замечательный путь к...
Консультация для родителей на тему: « Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Ребенок «глотает» и не выговаривает слова - как помочь ребенку?»
Консультация для родителей....
Консультация для родителей " На что следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе?" консультация (подготовительная группа)
.Прежде всего, ребенок должен уметь общаться со своими сверстниками, иметь понятие коллектива, где все должны взаимодействовать и помогать друг другу учиться. Для того, чтобы у ребенка было сформирова...
Консультация для родителей «Играйте в классики!»
В нашем детстве, мы не знали, что такое нейропсихологические упражнения и целыми днями напролет играли в классики, резиночку, казаков-разбойников, лазили по заборам и деревьям. Это и была наша интенси...