Консультация для родителей старших дошкольников «Кризис 7 лет»
консультация (подготовительная группа)
Консультация
для родителей старших дошкольников «Кризис 7 лет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 13 Лесозаводского городского округа»
Консультация
для родителей старших дошкольников «Кризис 7 лет»
Воспитатель:
Билько Алёна Владимировна
г. Лесозаводск 2024г.
- Миша, надень теплые варежки!
- Не одену!
- Но на улице холодно!
- Нет, жарко!
- Ну, Миша!
- Я не Миша!
Этот диалог отлично иллюстрирует поведение детей, переживающих кризис семилетнего возраста, - отрицание, упрямство, непослушание, капризы…
В этот период меняется модель взаимоотношений ребенка с окружающим миром: малыш, осознавший, что он такой же человек, как и все остальные, в частности родители, начинает сравнивать себя со взрослыми и претендует на равноправие – хочет выполнять такие же действия, обладать такими же правами.
Новые навыки и умения
Произвольное внимание. Если еще в 6 лет ребенок был практически не в состоянии проявлять внимательность, то теперь он может надолго сосредоточиться на нужном деле или задании.
Ученическая позиция. Ребенок адекватно реагирует на порицание и признает авторитет учителя. Дети дот семи лет часто обижаются в ответ на любой упрек, а преодолев семилетний рубеж. Начинают понимать. Что взрослый хочет не обидеть, а помочь стать лучше.
Ребенок пытается подражать своему учителю. Поскольку в первые школьные годы значимость учителя очень велика, доверие к нему порой выше, чем к собственным родителям. Даже если ваш ребенок на все парирует: «А Ольга Петровна говорит по-другому…» - это нормальный признак взросления. Старайтесь не критиковать учителя при ребенке, чтобы не разрушать созданный образ мудрого педагога.
Самооценка становится адекватнее. Раньше ребенок относился к себе хорошо независимо ни от чего, но теперь его образ «Я» складывается из: «Я-реальное» - какой ваш ребенок есть на самом деле; «Я-идеальное» - то, каким бы ему хотелось быть.
Ребенка начинают интересовать новые, общие темы: политика, морально-этические вопросы, происхождение планет и жизнь на Земле.
Ребенок становится самостоятельнее, ему важно научиться чему-то новому. Он хочет помогать родителям - стирает вещи, ходит в магазин. Причем, как правило, если просить ребенка о чем-то - он заупрямится, но если идея возникнет у него самого - он сделает дело с энтузиазмом!
Негативные особенности поведения ребенка, характерные для кризиса семи лет
• Не слушается, игнорирует просьбы родителей или откладывает их выполнение на долгое время.
• Капризничает без причины.
• Хитрит, обманывает.
• Игнорирует обращение к нему взрослых.
• Упрямится, отрицает очевидное, спорит.
• Становится тревожнее, замыкается в себе.
• Болезненно реагирует на критику.
• Много кривляется и паясничает.
Мнение психолога
Психолог Л. И. Божович считает, что основой кризиса 6-7 лет является противоречие, возникающее следствие столкновения новых потребностей ребенка с прежним образом жизни и отношением к нему взрослых. Проще говоря, малыш чувствует себя умнее, самостоятельнее, опытнее, но родители пока не готовы увидеть в нем взрослеющего человека и дать ему больше самостоятельности. Ребенок старается разговаривать как взрослый, подбирать более взрослую одежду и требует к себе соответствующего отношения. Этому во многом помогают взрослые, от которых часто можно услышать фразу: «Вот пойдешь в первый класс и станешь взрослым!» И ребенок думает, что, дождавшись этого прекрасного дня, он автоматически станет старше, значимее. Из-за этого ребенок стремится занять «более взрослое» положение в жизни и заниматься какой-нибудь новой, полезной для окружающих деятельностью. Отсюда - игра «в школу» и имитация работы взрослых. Не зря жизненный период, на который выпадает кризис семи лет, известный психолог Эрик Эриксон назвал стадией «умелости и неполноценности».
К 6 годам начинается формирование психологической готовности к школьному обучению, и становление ее предпосылок связано с кризисом 6—7 лет. Выделение этого кризиса в развитии ребенка связано с именем Л. С. Выготского. Он отметил, что старшего дошкольника характеризуют манерничанье; капризность; нарочито вычурное, искусственное поведение; вертлявость; паясничание. Он начинает строить из себя шута; говорит «не своим голосом»; гримасничает, и в целом его отличают общей немотивированностью поведения, упрямство, негативизм.
Анализируя эти проявления, Л. С. Выготский объяснил их утратой детской непосредственности, непроизвольности поведения, которая исчезает как результат начинающейся дифференциации внешней и внутренней жизни. Другой отличительной особенностью этого критического периода Л. С. Выготский считал возникновение осмысленной ориентировки в собственных переживаниях: ребенок вдруг сам открывает факт наличия собственных переживаний, открывает их принадлежность ему и только ему, и сами переживания приобретают для него смысл. Это обусловлено появлением специфического новообразования — обобщения переживания (интеллектуализацией аффекта) : мир, как таковой, вокруг ребенка все тот же, но меняется отношение к нему со стороны ребенка.
Л. И. Божович считает, что кризис 6—7 лет связан с появлением нового, стержневого для личности ребенка системного новообразования — «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка. До 6-7 лет ребенок почти не думает о своем месте в жизни, предназначении и не стремится изменить его; но в старшем дошкольном возрасте в связи с общим его продвижением в психическом и интеллектуальном развитии появляется явно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, «более взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для окружающих людей деятельность. В условиях общественного воспитания и обучения это, как правило, реализуется в стремлении к социальному положению школьника и к учению как социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Иначе говоря, у ребенка этого возраста появляется осознание своего социального «Я». Именно в это время появляются игры «в школу» и имитация «работы» взрослых.
По мнению Л. И. Божович, в основе кризиса 6—7 лет лежит конфликт, возникающий в результате столкновения образовавшихся в процессе развития качественно новых потребностей с неизменившимся образом жизни ребенка и отношения к нему взрослых. Последнее препятствует удовлетворению возникающих у ребенка потребностей и вызывает у него явления фрустрации, депривации потребностей, которые порождаются возникающими к этому времени психическими новообразованиями.
Указанные Л. И. Божович трудности были особенно заметны в педагогической практике тогда, когда обучение в школе начиналось с 8 лет. С переходом к обучению с 7-летнего возраста они значительно уменьшились, но не исчезли. И теперь среди 6-летних детей снова оказываются «кризисные». Казалось бы, проблема, поставленная Л. И. Божович, должна была бы решаться переходом на обучение с 6 лет; но снова среди старших дошкольников встречаются «кризисные» дети. Специальное исследование выявило 2 факта: во-первых, среди 6- и 7-летних детей много «кризисных»; во-вторых, среди тех и других далеко не все дети хотят идти в школу.
Игровая деятельность, в которой развивается ребенок в предшествующий кризису период, дает ему возможность открыть и понять наличие у взрослых людей определенных общественных функций и обязанностей, норм поведения. Именно в игре формируется потребность ориентации на эти функции и нормы, соотнесение с ними своего поведения. Именно игра дает возможность сформировать знаковую функцию сознания, которая в дальнейшем станет основой логического мышления, воображения, творчества. Именно в игре ребенок может моделировать социальные отношения между людьми, ориентироваться в них, «примерять» их на себя, а в конечном счете осознать общественный смысл труда взрослых. Именно через игру ребенок узнает, что значит быть взрослым и что он еще — не взрослый. Тем самым игра создает одну из важнейших предпосылок будущего перехода к учению — ориентацию на социальный смысл деятельности взрослых.
В старшем дошкольном возрасте отчетливо выделяются две группы детей: 1) дети, которые по внутренним предпосылкам уже готовы стать школьниками и осваивать учебную деятельность; 2) дети, которые, не имея еще этих предпосылок, остаются на уровне игровой деятельности.
Для 1-й группы кризис становится следствием необходимости замены игровой деятельности учебной (и чем дольше вызревание предпосылок и начало обучения расставлены во времени, тем острее кризисная симптоматика, а у 2-й группы в дошкольном возрасте никаких негативных симптомов не будет, если не форсировать начало обучения. Если же дети 2-й группы начнут учиться (а в условиях всеобщего перехода к обучению с 6 лет это не редкий случай, то произойдет насильственный слом деятельности, что также внешне выразится в «кризисной» симптоматике. Таким образом, часть детей приходит в школу из кризиса, а часть — в кризис.
Протекание кризиса всегда окрашено индивидуальными особенностями ребенка и своеобразными вариантами его развития. У некоторых детей он протекает мягко, почти незаметно, а у других — остро, демонстративно, травматично. Гибкое, внимательное, помогающее поведение взрослого во многом сглаживает негативную симптоматику.
Можно сделать вывод, рассматривая старший дошкольный возраст как кризисный или переходный период развития:
Кризисы развития неизбежны и в определенное время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, а у других очень болезненно.
Независимо от характера протекания кризиса, появления его симптомов говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более серьезной деятельности и более «взрослым» к отношениям с окружающим.
Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменение в детском самосознании – формирование внутренней социальной позиции.
Проявление кризиса шести – семилетнего возраста говорит о социальной готовности ребенка к обучению в школе
Говоря о связи кризиса семи лет с готовностью ребенка к обучению в школе, необходимо отличать симптомы кризиса развития от проявления невроза и индивидуальных особенностей темперамента и характера. Давно замечено, что кризисы развития в наиболее яркой форме проявляются в семье. Это происходит потому, что образовательные учреждения работают по определенным программам, в которых учитывается возрастные изменения детской психики. Семья в этом отношении более консервативна, родители, особенно мамы и бабушки, склонны опекать своих «малышей», невзирая на их возраст. И потому нередки расхождения мнений воспитателей и родителей в оценке поведения детей шести – семилетнего летнего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей старших дошкольников по соблюдению правил дорожного движения "Воспитываем пешехода".
Дать рекомендации родителям о совершенствовании культуры поведения детей на улице и в транспорте....
Консультация для родителей старших дошкольников по ПДД «Безопасность на дорогах».
Консультация для родителей старших дошкольников по ПДД «Безопасность на дорогах»....

Консультация для родителей старших дошкольников "Отдавать ли ребёнка в школу в 6 лет?"
Консультация для родителей старших дошкольников "Отдавать ли ребёнка в школу в 6 лет?"...
Консультация для родителей младших дошкольников «Кризис трёх лет» (в форме круглого стола)
Консультация для родителей младших дошкольников «Кризис трёх лет»...

Консультация для родителей старших дошкольников "Маменькин сынок"
Консультация для родителей старших дошкольников "Маменькин сынок"...
Консультация для родителей старших дошкольников: «Кризис семи лет»
Старший дошкольный возраст — это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резк...

Консультация для родителей старших дошкольников «Развитие внимания у старших дошкольников»
Развитие внимания – одно из главных направлений педагогической деятельности. Ведь от того как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит качество его о...