Как научить ребенка пересказывать текст?
консультация (подготовительная группа)
Пересказ – это рассказ, изложенный своими словами. Пересказать текст — значит рассказать о событиях, героях, соблюдая последовательность изложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_rebenka_pereskazyvat_tekst.docx | 455.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Как научить ребенка пересказывать текст?
Пересказ – это рассказ, изложенный своими словами. Пересказать текст — значит рассказать о событиях, героях, соблюдая последовательность изложения.
С чего следует начать обучение ребенка пересказу?
Прежде всего, с хорошей литературы — со сказок или рассказов. Они написаны прекрасным языком, они понятны, не утомительны, увлекательны. Прочитав ребенку рассказ или сказку, не закрывайте сразу книгу и не торопитесь уходить по своим делам, обсудите с ним прочитанное, проявив настоящий интерес к беседе.
С чего следует начать беседу?
Спросите его о том, а понял ли он, о чем говорится в рассказе? Не удовлетворяйтесь односложными ответами типа «да», «понял». Помогите ему развернуто ответить на этот вопрос, например, «в этом рассказе говорится о том, что один добрый, смелый герой по имени… однажды спас… ». Пусть ребенок вспоминает. Научив его понимать то, о чем говорится в рассказе, вы закладываете первый кирпичик в его умении понимать тему произведения. Всегда обращайте внимание ребенка на то, что у книги есть автор (если это не народная сказка). Поинтересуйтесь у него, продолжив беседу, какой герой, по его мнению, нравится автору самому, а о каком он отзывается плохо? Учите ребенка понимать основную мысль текста. Так вы заложите второй кирпичик в умение осмысливать и анализировать текст — понимать основную мысль, заложенную автором в произведение (идею текста). В сказках и в детских рассказах она, как правило, выражается в том, что добро всегда побеждает зло.
Рассмотрите иллюстрации.
О чем они рассказывают? Высказывая собственное мнение, вы намеренно можете ошибиться. Тогда ребенок вас поправит, выразив тем самым личное мнение. Можете даже предложить ему самому нарисовать героя. Чтобы ваш разговор с ребенком не выглядел как допрос о прочитанном, высказывайте собственное мнение, проявляйте интерес к беседе.
Обсудив тему, идею произведения, основных героев, охарактеризовав их поступки, вы можете приступать к пересказу текста. Для этого ещё раз перечитайте его. Вдруг обнаружится, что какие-то слова ребенок не понял сразу или постеснялся спросить, что они значат. После состоявшейся беседы, в которой вы сумели показать ему ваш интерес к обсуждению прочитанного и его мнению, он обязательно попытается выяснить непонятное ему слово. Читая, старайтесь интонационно выделять образные выражения, красивые сравнения, отважный поступок героя.
Предложите ребенку пересказать текст вместе.
Начинаете вы, а он продолжает. Начав пересказ, вы можете сделать вид, что забыли о том, что же происходит в тексте дальше. Вот радости будет, если вы забыли, а он помнит! Похвалите его за это обязательно! Такой вид работы, пересказ по очереди, помогает развивать у ребенка внимания, умение слушать, следить за сказанным и речью другого человека.
Примерный перечень произведений для пересказа:
- В. Сутеев:
«Три котёнка», «Кто сказал мяу», «Цыплёнок и утёнок», «Капризная кошка», «Кораблик», «Под грибом», «Разные колёса».
- В. Бианки:
«Лес и мышонок», «Купание медвежат», «Чёрная лисица», «Непонятный зверь», «Слепой бельчонок».
- Е. Чарушин:
«Волчишка», «Медведь», «Заяц», «Курочка».
- М. Пришвин:
«Золотой луг», «Беличья память», «Дятел», «Лисичкин хлеб».
- И. Соколов-Микитов:
«В берлоге», «Улетают журавли», «Белки».
- Н. Сладков:
«Отчаянный заяц», «»Как медведь сам себя напугал», «Птицы весну принесли», «Как медведя переворачивали».
- К.Д. Ушинский:
«Бишка», «Спор животных», «Не ладно скроен, да ладно сшит», «»Лекарство», «Сила не право».
- Л.Н. Толстой:
«Белка и волк», «Ворона и рак», «Муравей и голубка», «Галка и кувшин», «Страшный зверь», «Три медведя», «Лев и собака», «Пожарные собаки», «Булька».
- К.И.Чуковский:
«Цыплёнок», «Путаница».
- Русские народные сказки:
«Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Мужик и медведь», «Коза и волк», «Лисица и кувшин», «»Лиса и журавль».
Уважаемые родители!
Не забывайте, что главным условием общения и занятий с детьми является сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняйте в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы родители тоже выполняли эти задания, родители должны быть к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если будет ощущать интерес и поддержку с вашей стороны.
Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям.
Вы обязательно заметите улучшение состояния связной речи вашего ребёнка только при условии систематических занятий.
« Пересказ литературных произведений,
как средство развития связной речи у старших дошкольников »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар-практикум для родителей "Как научить ребенка пересказывать текст"
оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития навыков пересказа...
Как научить ребенка пересказывать текст
Пересказ - это воспроизведение прослушанного художественного произведения ввыразительной устной речи....
Как научить ребенка пересказывать.
Материал для развития связной речи, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом («Репка...
Консультация для родителей «Научите ребенка пересказывать короткие рассказы»
Mнoгие забoтливые рoдители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских расс...
Консультация для воспитателей. Тема: «Как научить ребенка пересказывать текст»
Консультация для воспитателей. Тема: «Как научить ребенка пересказывать текст»...
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ
Для детей пересказ – это наиболее легкий тип речевой деятельности, так как ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой....