Консультация для родителей "Ребенок не жуёт!"
консультация

Голованова Татьяна Николаевна

Консультация для родителей о преодалении нарушений глотания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_zhuet.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

РЕБЕНОК НЕ ЖУЕТ.

        В последнее время всё чаще стали обращать внимание на то, что дети плохо едят, не жуют булку и хлеб, постоянно оставляют корочки, давятся. А когда на 2й завтрак дают яблоки, эта проблема встает еще острее: приходится вычищать из яблока косточки, разрезать на мелкие кусочки, снимать кожуру.         И странно, что родители этих детей удивляются: "А почему ребенок не говорит?"

        А почему он будет говорить, если в акте говорения участвуют те же самые мышцы, что и в акте жевания?
        Что же происходит? Мышцы языка не развиваются, что препятствует формированию правильного произношения звуков речи, а зубы не испытывают нужной нагрузки (могут выпадать раньше времени и может сформироваться неправильный прикус).
        Часто проблема связана с ленью мам, которые не приучают ребенка жевать, кормят пюре из баночек и готовыми кашами до трех-пяти лет. Но на самом деле, проблема гораздо серьезнее.
        Вот что пишет поэтому поводу невролог М. А. Афанасьева.
        В норме детей не учат жевать и глотать. При условии, что нервная система здорова, акты жевания и глотания происходят рефлекторно. Если ребёнок не в состоянии это сделать, или требуются какие-либо условия, то на это есть причины.
        Голод - сильнейшая мотивация. Поэтому, ребёнок есть может или не может в силу каких-либо причин. А есть могут все, только смотря что. Ваш ребёнок ест, но то, что не вызывает затруднения при жевании и глотании, или пюрированную пищу, или мягкую, или ту, которая сама разминается во рту и легко проглатывается.
         Чаще всего такие жалобы связаны с наличием псевдобульбарного синдрома, т. е. страдают определенные структуры головного мозга, в силу разных причин (родовые травмы, ЧМТ, сосудистые катастрофы, инфекции и др. ) Поэтому, просто научить маленького ребёнка жевать, глотать при псевдобульбарном синдроме практически невозможно, необходимо назначение лечения.
        Что же можно предпринять в домашних условиях, как научить ребенка жевать?
        Методики обучения жеванию не существует. Но в этом процессе можно выделить два аспекта: физиологический и психологический. Приведу практические рекомендации (из опыта работы) по освоению детьми процесса жевания.
        1. Активизация работы мышц языка и преодоления рвотного рефлекса. Эффективно использовать щадящий массаж языка через марлевую салфетку, выталкивание языком марлевой салфетки, помещенной глубоко за щеку. Параллельно с массажем полезно проводить артикуляционную гимнастику.
        2. Преодоление боязни попадания в рот твердой пищи. Наши бабушки давали младенцам кусочек яблока, завернутого в марлю. Малыш мусолил этот кусочек, а мать не боялась, что ребенок, откусив, подавится. А ребенок ощущал вкус яблока, развивал жевательные движения, тренировал слюноотделение. Сейчас многие фирмы предлагают родителям усовершенствованную форму «марли с кусочком». Изделие называется «Ниблер» (ситечко для кормления).
С помощью специального ситечка с ручкой ребенок может безопасно есть фрукты, овощи и обучаться жеванию (см. фото).
        3. Постепенный переход от протертой пищи к «кусочкам». Понемножку предлагаем не протертую блендером пищу, а еду с небольшими «кусочками». Затем пищу, размельченную вилкой. Можно воспользоваться психологическим приемом: вдруг «куда-то потерялся блендер» (сломался). А потом предложить малышу («ты же уже большой») самому измельчать еду в своей тарелке вилкой. Так как, в конце концов, ребенку легче взять кусочек картошки в рот, чем давить его вилкой, победит жевание.
        4. Вызывание желания есть твердую пищу по подражанию. Вам нужно всей семьей показать малышу, что кушать — интересно и увлекательно! Вы все вместе садитесь за стол, ребенка к столу НЕ ЗОВЁТЕ (специально игнорируете) и начинаете с огромным аппетитом есть, нахваливая и восхищаясь, как все невероятно вкусно! У малыша, таким образом, вызывается интерес к процессу приема пищи. Ваше поведение должно быть таким, чтобы ребенок понял — что-то он в жизни упустил, есть-то, оказывается очень интересно! Учтите, что после двух лет возбудить пищевой интерес ребенка довольно трудно, по
нятие уже сформировалось — поэтому не стоит ждать быстрых результатов. Малыш не сразу побежит к столу. Вам нужно дождаться от него проявления устойчивого интереса — и только тогда даем попробовать. Если видите, что интерес ослабевает — все, отправляйся играть. Как только вы снова начнете настаивать – детский интерес тут же пропадет. Не оставляйте малыша с едой без присмотра. Но не надо настойчиво «вести наблюдение». Иначе ребенок начнет искать какую-то опасность в процессе приема твердой пищи и опять начнет давиться.
Научить ребенка жевать, если он этого не хочет, давится или захлебывается, непросто. Но кто сказал, что растить детей легко. Проявите выдержку, наберитесь терпения, следуйте советам врачей, опытных логопедов, воспитателей и все получится.

Учитель-логопед Голованова Т.Н.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Ребенок говорит словно "КАШУ ЖУЁТ"

Родители часто самостоятельно опредеяют нарушения речи у малыша, в  быту даже прабабушки называли такую речевую патологию "КАША ВО РТУ".Предлагаю рекомендации родителя для оказания  помощи д...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...