Структура и этапы развития сюжетно-ролевой игры
консультация
Структура и этапы развития сюжетно-ролевой игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_i_etapy_razvitiya_syuzhetno-rolevoy_igry.docx | 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура и этапы развития сюжетно-ролевой игры
Значительное место в жизни дошкольников играют сюжетно-ролевые игры. С.А. Козлова, Т.А. Куликова называют следующие структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет, содержание, роль, игровые действия.
Отражение дошкольником конкретных действий, взаимоотношений между людьми составляют сюжет игры [1].
Сюжет, содержание игры – это то, что определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей [2].
По мнению, В.И. Логиновой, игровые действия – то одно из главных средств реализации сюжета. Исследователь выделяет два вида игровых действий: оперативные и изобразительные – «как будто» [4].
Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д.В. Менджерицкой, Д.Б. Эльконина) говорят о том, что общественная жизнь взрослых людей (их действия и отношения к предметам, к труду, взаимоотношения и общение взрослых в быту, в труде и т.д.) лежат в основе сюжетно-ролевых игр.
Роль – это центр игры. Ребенок, принимая определенную роль, воображает себя тем или иным человеком или животным, действует в игре от его имени. Дошкольник не просто играет роль, он живет в образе и верит в его правдивость [2].
В.И. Ядэшко, В.Я. Сохин выделяют еще такие структурные компоненты игры как: игровой замысел, правила.
Игровой замысел – это обозначение того, во что будут играть дети: «в поликлинику», «в моряков», «в семью». По игровому замыслу сюжетно-ролевые игры можно разделить на группы: отражающие бытовые явления (игры в «семью», «в детский сад» и т.д.); отражающие созидательный труд (строительство дорог, возведение мостов и т.д.); отражающие общественные события, традиции (праздники, встречу друзей и т.д.).
В процессе сюжетно-ролевых игр дети сами устанавливают правила. С их помощью определяется поведение детей. Правила придают игре организованность, закрепляют содержание, определяют дальнейшее развитие и усложнение взаимоотношений [2].
Анализ изученной литературы по данному вопросу позволяет выделить следующие структурные элементы в сюжетно-ролевых играх:
1. игровой замысел
2. сюжет
3. содержание
4. роли
5. игровые действия
6.правила
А.В. Калинченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко выделяют следующие этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Первый этап – ознакомительная игра. Ее содержание заключается в том, что дети совместно со взрослыми совершают действия манипуляции, в процессе исследования свойств и качеств предметов. Ознакомительная игра характерна для детей до года.
Второй этап – отобразительная игра. Ее содержание заключается в том, что дети совершают действия, направленные на определение специфических свойств предмета и на достижение с помощью этого предмета определенного эффекта. Например, если восьмимесячный берет куклу в руки, заглядывает ей в лицо, рассматривает ей одежду и волосы, то есть знакомится с ней как с объектом, то годовалый уже прижимает куклу к себе, покачивая ее, подражая действиям взрослого. Отобразительная игра характерна для детей до двух лет.
Третий этап – сюжетно-отобразительная игра. На данном этапе у детей появляется стремление многократно повторять те или иные игровые действия, например, определить температуру кукле, кормить мишку и т.д. Сюжетно-отобразительная игра характерна для детей до трех лет.
Итак, к концу раннего детства появляются первые предпосылки для перехода к сюжетно-ролевой игре:
1. в игре используются предметы, замещающие реальные предметы, которые называются в соответствии с их игровым значением;
2. усложняется организация действий, приобретающая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей;
3. происходит обобщение действий и их отдельных предметов;
4. возникает сравнение своих действий с действиями взрослых;
5. взрослый выступает как образец действий, но вместе с тем, ребенок стремиться действовать «как взрослый», но самостоятельно [3].
Д.Б. Эльконин выделил четыре уровня развития сюжетно-ролевой игры, которые являются этапами ее развития.
Первый уровень. Содержание игры – это действия с предметами, которые направлены на соучастника игры. Роли есть, но они определяются характером действий, а не определяют действия. Роли, как правило, не называются. Действия однообразные и часто повторяющиеся.
Второй уровень. Содержание игры – это действия с предметами, но на первом месте выступает соответствие игрового действия реальному. Роли называются детьми. Дети пытаются разделить функции. Выполнение роли сводится к осуществлению действий, связанных с конкретной ролью. Логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности.
Третий уровень. Содержанием игры становится выполнение роли и действий, среди которых начинают выделяться специальные действия, которые передают характер взаимоотношений участников игры. Роли ясно очерчены и выделены. Дети выбирают себе роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка. Логика и последовательность действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразными.
Четвертый уровень. Содержание игры – это выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети. Роли ясно очерчены и выделены. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Действия разворачиваются в строгой последовательности, строго воссоздающей реальную логику.
Для того, чтобы дошкольники достигли высокого уровня сюжетно-ролевой игры, необходимо непрерывное развитие игровых умений и навыков детей, их знаний и впечатлений со стороны взрослых [6].
Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова в развитии игры выделяют три основных этапа:
1.усвоение условных действий с игрушками и предметами-заместителями;
2. усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий);
3. усвоение способов построения сюжета.
Условно можно отнести эти этапы к определенным возрастам: первый – 1г. – 2 г. 6 мес.; второй – 2 г. 6 мес. – 4 г. 6 мес.; третий – 4 г. 6 мес. – 7 лет.
На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.
На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Дети постепенно учатся соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов.
На третьем этапе формируется у детей умение строить сюжет игры. Дети придумывают различные сюжеты, включающие связанные между собой события, роли, ситуации [5].
Список литературы
1.Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. –2-е изд. Переработанное и дополненное/ Под редакцией С.А. Козловой, Т.А. Куликовой. –М.: Академия, 2000. – 416с.
2.Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. №2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» и № 2002 «Дошкольное
воспитание»/ Под редакцией В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение,
1978. – 416с.
3. Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников [Текст]: Методическое пособие / А.В. Калинченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко. –
М.: Айрис-пресс, 2004. – 112 с.
4.Логинова В.И. Дошкольная педагогика [Текст]: В.И. Логинова. – М., 1988. – 270 с.
5.Михайленко Н.Я. организация сюжетной игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей/ Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Издательство «Гном и Д», 2000. – 96с.
6.Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е издание [Текст]: Д.Б. Эльконин. – М., 1999. – 360 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Папка-передвижка "Этапы развития сюжетно-ролевой игры для детей дошкольного возраста"
Данный материал познакомит родителей с четырьмя этапами детской игры....
Этапы развития сюжетно-ролевой игры
По Эльконину уровни развития сюжетно-ролевой игры....
"Этапы развития сюжетно-ролевой игры"
quot;Этапы развития сюжетно-ролевой игры"...
Проект «Развитие и становление детской игры у детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе посредством сюжетно-ролевой игры «Семья».
Уважаемые коллеги! Хочу представить dашему вниманию проект^ «Развитие и становление детской игры у детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе посредством сюжетно-ролевой игры &la...
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В наиболее простые ролевые игры начинают играть практически все дети. А дальше всё зависит от родителей и других взрослых: если они много играют с малышом, его игры постепенно становятся всё более сло...
Папка-передвижка "Этапы развития сюжетно-ролевой игры для детей дошкольного возраста"
Данный материал познакомит родителей с четырьмя этапами детской игры....