Тренинг "Как понять своего ребенка"
методическая разработка

КолосоваОксана Николаевна

В семье ребенок получает первый жизненный опыт. делает первые наблюдения и учится. как себя вести в различных ситуациях. в системе детско - родительских отношений родитель является ведущим звеном. и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_konkurs_-_trening.docx23.74 КБ
Файл regionalnyy_konkurs_-_trening.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный конкурс

«Лаборатория педагогического мастерства»

Тренинг «Как понять своего ребенка»

Колосова Оксана Николаевна,

педагог-психолог МКДОУ детского сада «Сказка»

пгт Демьяново Подосиновского района

Цель: помочь родителям найти пути к пониманию поведения собственного ребенка.

Задачи:

Способствовать становлению родительской компетентности через повышение информированности и осмысления механизмов эффективного общения и формирования умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми в семье.

Формировать умение контролировать собственное негативное эмоциональное состояние.

Обучать приемам конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся.

Развивать навыки саморегуляции.

Место проведения: сенсорная комната.

Продолжительность:1 час.

Форма проведения: тренинг.

Участники встречи: родители детей, находящихся в социально-опасном положении.

Структура тренинга:

  1. Приветствие.
  2. Разминка.
  3. Основная часть.
  4. Рефлексия.
  5. Завершение встречи.

Этапы тренинга, задача этапа

Деятельность педагога-психолога

Деятельность родителя

Приветствие.

Задача: настроить и мотивировать участников на предстоящую деятельность.

Приветствует родителей и настраивает на предстоящую деятельность:

- Добрый день, уважаемые родители. Сегодня мы попытаемся научиться относиться к своему ребенку с пониманием и уважением, научится общаться. В процессе общения ребенка с родителем, формируется его личность. Так же ребенок учится поведению, которое будет использовать в своей взрослой жизни. Сейчас мы с вами рассмотрим эффективные позиции в общении с детьми. А настроиться на совместную деятельность нам поможет игровая разминка.

Осознают и осмысливают актуальность темы, мотива деятельности.

Разминка «Передай клубок».

Задача:

Способствовать снижению эмоционального напряжения участников.

Содействует сближению родителей между собой посредством включения в совместную деятельность.

- Уважаемы родители, сейчас я попрошу вас встать в круг. Предлагаю вам  передавать клубок и ответить на мои вопросы:

- назови свое любимое хобби?

- какую музыку вы слушаете?

- какая любимая телепередача, фильм?   -

- какие качества цените в людях?

- кем бы вы хотели стать в детстве и исполнилась ли ваша мечта?

Передают клубок по кругу и отвечают на вопросы педагога-психолога.

Основная часть.

Упражнение «Давайте познакомимся».

Задача: Способствовать сплочению участников тренинга.

Упражнение «Ромашка».

Задача: выявить положительные стороны ребенка, побуждать родителей чаще говорить ласковые  слова ребенку.

Тест «Семейное воспитание».

Задача: определение у родителей стратегии семейного воспитания.

Игра «Запрет».

Задача: наглядно представить родителям последствия поступков, слов и действий по отношению к своим детям, их влияние на дальнейшую судьбу будущих взрослых.

Упражнение «Сосуды».

Задача: обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка.

Предлагает родителям представиться и выбрать свои семейные ценности.

- Уважаемые родители, предлагаю вам представиться и выбрать важные для вашей семьи семейные ценности.

Предлагает родителям присесть за столы и заполнить  ромашки.

- Уважаемые родители, предлагаю вам присесть за стол. На столе у каждого лежит ромашка, ваша задача заполнить ромашку. В середине записать имя своего ребенка, на листочках ласковые слова, а на лепестках положительные качества ребенка.

 Задает родителям вопросы:

- Было трудно?

- Какие ощущения вызвало у вас это упражнение?

- Легко ли вам было заполнять? Почему?

Предлагает родителям заполнить бланк теста.

- Уважаемые участники, на следующем этапе нашего тренинга мы постараемся понять, с какими сложностями вы сталкиваетесь в воспитании и общении  с вашим ребенком и в этом нам поможет тест «Семейное воспитание».

Зачитывает интерпретацию результатов.

- А сейчас, уважаемые родители, прошу вас проанализировать свои ответы и задуматься  о том, правильно ли вы выбрали подходы в воспитании детей?

Предлагает поучаствовать в игре и выбирает одного из родителей.

-В жизни вы сталкиваетесь с разными ситуациями в общении и поведении с детьми. Например, запрещаем что-то слушать, видеть, трогать. Я предлагаю вам поиграть в игру «Запрет».

-Вы ребенок, а я мать. Я очень забочусь о своем ребенке, чтобы он не запачкался, чтобы не заболел. Запрещаю прыгать ребенку по лужам, бегать по улице (завязывает ему ноги ленточкой), запрещаю прикасаться к веточкам, палочкам на улице, собирать камушки и тянуть их в рот (завязывает руки), запрещаю смотреть на вещи, которые по вашему мнению не нужно смотреть ребенку (завязывает глаза), слушать то, что говорят взрослые (завязывает уши), не хочу разговаривать с ребенком и говорю закрой рот (завязывает рот).

- Посмотрите на моего ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно?

- Все ваши действия и слова могут негативно сказаться на развитии ребенка. Предлагаю вам найти компромисс для решения сложных ситуаций.

- Не завязывать ноги – обуть подходящую обувь, например,  резиновые сапоги;

- Не завязывать руки – помыть руки после прогулки;

- Не завязывать глаза и уши – разговаривать спокойным голосом;

- Не завязывать рта – выслушать ребенка.

Сидит за столом.

- Уважаемые родители, предлагаю  принять участие в эксперименте для того, чтобы узнать еще одну тайну в воспитании и общении с ребенком.

- Перед вами  три сосуда с чистой водой. Представьте, что каждый из них, ребенок, родившийся с чистыми чувствами, у которого еще только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.

- Возьмем первый сосуд и оставим его неизменным. Что происходит в этом сосуде? Мы можем только предположить, что-то может попасть в него без нашего внимания.

- Во второй сосуд бросаем кусочек земли и размешиваем его. Что произошло в сосуде?  Вода стала грязной и темной.

- В третий сосуд добавляем золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.

Так происходит и в воспитании вашего ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении?

Когда мы вкладываем в ребенка только  «грязь» - крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения,  то ребенок начинает также отвечать и нам.

Когда мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам, полноценным доброжелательностью гармоничным развитием своей личности.

- Предлагаю вам записать правила, которые вы будете использовать, когда возникнут трудности в общении и воспитании ребенка.

Я никогда не буду

Я всегда буду знать

Всегда буду проявлять интерес к

Я должна

Я не могу

Я не хотела бы

Я хочу

Выбирают карточки, называют главные ценности своей семьи.

Заполняют ромашки, отвечают на вопросы педагога-психолога.

Заполняют бланки, анализируют содержание каждого вопроса и выбирают свой вариант ответа.

Слушают интерпретацию результатов.

Анализируют выбор своих ответов.

Один из родителей выходит и выполняет действия по инструкции педагога-психолога.

Все родители

отвечают на вопросы педагога-психолога, рассуждают.

Сидят за столами, наблюдают за действиями педагога-психолога.

Заполняют бланки.

Рефлексия.

Задача: осмыслить результаты своей активности, оценить принятые решения и перспективы.

Стоит перед родителями с карточкой в руках.

- Уважаемые родители, мне бы хотелось узнать ваше мнение о нашей встрече, поэтому  постарайтесь ответить на три вопроса. (Вопросы написаны на карточке)

Я узнал(а) что…

Было интересно…

Всегда буду…

Стоят полукругом и по очереди отвечают на вопросы педагога-психолога, анализируют свои ответы.

Завершение встречи.

Задача: Закрепить атмосферу работы в группе, мотивировать участников  к использованию полученных знаний, формировать у них впечатление о тренинге, как о полезно  и позитивно проведенном времени, зарядить положительным эмоциональным настроем.

Благодарит всех участников тренинга.

- Я благодарю вас, уважаемые родители,  за активное участие.

- Какие проблемы вы хотели бы разобрать на нашей следующей встрече?

 

Предлагают тему дальнейшей встречи.

                                                         

.

                                       



Предварительный просмотр:

Региональный конкурс

«Лаборатория педагогического мастерства»

Тренинг «Как понять своего ребенка»

Колосова Оксана Николаевна,

педагог-психолог МКДОУ детского сада «Сказка»

пгт Демьяново Подосиновского района

Цель: помочь родителям найти пути к пониманию поведения собственного ребенка.

Задачи:

Способствовать становлению родительской компетентности через повышение информированности и осмысления механизмов эффективного общения и формирования умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми в семье.

Формировать умение контролировать собственное негативное эмоциональное состояние.

Обучать приемам конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся.

Развивать навыки саморегуляции.

Место проведения: сенсорная комната.

Продолжительность:1 час.

Форма проведения: тренинг.

Участники встречи: родители детей, находящихся в социально-опасном положении.

Структура тренинга:

  1. Приветствие.
  2. Разминка.
  3. Основная часть.
  4. Рефлексия.
  5. Завершение встречи.

Этапы тренинга, задача этапа

Деятельность педагога-психолога

Деятельность родителя

Приветствие.

Задача: настроить и мотивировать участников на предстоящую деятельность.

Приветствует родителей и настраивает на предстоящую деятельность:

- Добрый день, уважаемые родители. Сегодня мы попытаемся научиться относиться к своему ребенку с пониманием и уважением, научится общаться. В процессе общения ребенка с родителем, формируется его личность. Так же ребенок учится поведению, которое будет использовать в своей взрослой жизни. Сейчас мы с вами рассмотрим эффективные позиции в общении с детьми. А настроиться на совместную деятельность нам поможет игровая разминка.

Осознают и осмысливают актуальность темы, мотива деятельности.

Разминка «Передай клубок».

Задача:

Способствовать снижению эмоционального напряжения участников.

Содействует сближению родителей между собой посредством включения в совместную деятельность.

- Уважаемы родители, сейчас я попрошу вас встать в круг. Предлагаю вам  передавать клубок и ответить на мои вопросы:

- назови свое любимое хобби?

- какую музыку вы слушаете?

- какая любимая телепередача, фильм?   -

- какие качества цените в людях?

- кем бы вы хотели стать в детстве и исполнилась ли ваша мечта?

Передают клубок по кругу и отвечают на вопросы педагога-психолога.

Основная часть.

Упражнение «Давайте познакомимся».

Задача: Способствовать сплочению участников тренинга.

Упражнение «Ромашка».

Задача: выявить положительные стороны ребенка, побуждать родителей чаще говорить ласковые  слова ребенку.

Тест «Семейное воспитание».

Задача: определение у родителей стратегии семейного воспитания.

Игра «Запрет».

Задача: наглядно представить родителям последствия поступков, слов и действий по отношению к своим детям, их влияние на дальнейшую судьбу будущих взрослых.

Упражнение «Сосуды».

Задача: обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка.

Предлагает родителям представиться и выбрать свои семейные ценности.

- Уважаемые родители, предлагаю вам представиться и выбрать важные для вашей семьи семейные ценности.

Предлагает родителям присесть за столы и заполнить  ромашки.

- Уважаемые родители, предлагаю вам присесть за стол. На столе у каждого лежит ромашка, ваша задача заполнить ромашку. В середине записать имя своего ребенка, на листочках ласковые слова, а на лепестках положительные качества ребенка.

 Задает родителям вопросы:

- Было трудно?

- Какие ощущения вызвало у вас это упражнение?

- Легко ли вам было заполнять? Почему?

Предлагает родителям заполнить бланк теста.

- Уважаемые участники, на следующем этапе нашего тренинга мы постараемся понять, с какими сложностями вы сталкиваетесь в воспитании и общении  с вашим ребенком и в этом нам поможет тест «Семейное воспитание».

Зачитывает интерпретацию результатов.

- А сейчас, уважаемые родители, прошу вас проанализировать свои ответы и задуматься  о том, правильно ли вы выбрали подходы в воспитании детей?

Предлагает поучаствовать в игре и выбирает одного из родителей.

-В жизни вы сталкиваетесь с разными ситуациями в общении и поведении с детьми. Например, запрещаем что-то слушать, видеть, трогать. Я предлагаю вам поиграть в игру «Запрет».

-Вы ребенок, а я мать. Я очень забочусь о своем ребенке, чтобы он не запачкался, чтобы не заболел. Запрещаю прыгать ребенку по лужам, бегать по улице (завязывает ему ноги ленточкой), запрещаю прикасаться к веточкам, палочкам на улице, собирать камушки и тянуть их в рот (завязывает руки), запрещаю смотреть на вещи, которые по вашему мнению не нужно смотреть ребенку (завязывает глаза), слушать то, что говорят взрослые (завязывает уши), не хочу разговаривать с ребенком и говорю закрой рот (завязывает рот).

- Посмотрите на моего ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно?

- Все ваши действия и слова могут негативно сказаться на развитии ребенка. Предлагаю вам найти компромисс для решения сложных ситуаций.

- Не завязывать ноги – обуть подходящую обувь, например,  резиновые сапоги;

- Не завязывать руки – помыть руки после прогулки;

- Не завязывать глаза и уши – разговаривать спокойным голосом;

- Не завязывать рта – выслушать ребенка.

Сидит за столом.

- Уважаемые родители, предлагаю  принять участие в эксперименте для того, чтобы узнать еще одну тайну в воспитании и общении с ребенком.

- Перед вами  три сосуда с чистой водой. Представьте, что каждый из них, ребенок, родившийся с чистыми чувствами, у которого еще только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.

- Возьмем первый сосуд и оставим его неизменным. Что происходит в этом сосуде? Мы можем только предположить, что-то может попасть в него без нашего внимания.

- Во второй сосуд бросаем кусочек земли и размешиваем его. Что произошло в сосуде?  Вода стала грязной и темной.

- В третий сосуд добавляем золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.

Так происходит и в воспитании вашего ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении?

Когда мы вкладываем в ребенка только  «грязь» - крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения,  то ребенок начинает также отвечать и нам.

Когда мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам, полноценным доброжелательностью гармоничным развитием своей личности.

- Предлагаю вам записать правила, которые вы будете использовать, когда возникнут трудности в общении и воспитании ребенка.

Я никогда не буду

Я всегда буду знать

Всегда буду проявлять интерес к

Я должна

Я не могу

Я не хотела бы

Я хочу

Выбирают карточки, называют главные ценности своей семьи.

Заполняют ромашки, отвечают на вопросы педагога-психолога.

Заполняют бланки, анализируют содержание каждого вопроса и выбирают свой вариант ответа.

Слушают интерпретацию результатов.

Анализируют выбор своих ответов.

Один из родителей выходит и выполняет действия по инструкции педагога-психолога.

Все родители

отвечают на вопросы педагога-психолога, рассуждают.

Сидят за столами, наблюдают за действиями педагога-психолога.

Заполняют бланки.

Рефлексия.

Задача: осмыслить результаты своей активности, оценить принятые решения и перспективы.

Стоит перед родителями с карточкой в руках.

- Уважаемые родители, мне бы хотелось узнать ваше мнение о нашей встрече, поэтому  постарайтесь ответить на три вопроса. (Вопросы написаны на карточке)

Я узнал(а) что…

Было интересно…

Всегда буду…

Стоят полукругом и по очереди отвечают на вопросы педагога-психолога, анализируют свои ответы.

Завершение встречи.

Задача: Закрепить атмосферу работы в группе, мотивировать участников  к использованию полученных знаний, формировать у них впечатление о тренинге, как о полезно  и позитивно проведенном времени, зарядить положительным эмоциональным настроем.

Благодарит всех участников тренинга.

- Я благодарю вас, уважаемые родители,  за активное участие.

- Какие проблемы вы хотели бы разобрать на нашей следующей встрече?

 

Предлагают тему дальнейшей встречи.

                                                         

.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как понять своего ребенка?» Тренинг для родителей детей раннего возраста

«Как понять своего ребенка?»Тренинг для  родителей  детей раннего возраста   Оптимальное количество участников — 10–15 человек.  Все члены группы имеют право на свободное уча...

Беседа с родителями.-как лучше понять своего ребенка.

Я провела психологический тест "Моя семья" с детьми 5-6 лет  в  детском саду с З.П.Р. После анализа теста, я бы хотела  дать несколько советов родителям.Для лучшего понимания своих дете...

Как понять своего ребенка?

Консультация для родителей...

"Как понять своего ребенка"

Понять человека — значит увидеть причины его поступков, мотивы, побудившие его действовать определенным образом. Понимаем ли мы своих детей? Чтобы научиться этому, необходимо перестать предъявлять к д...

Консультация для родителей "Как понять своего ребенка"

В консультации даны советы о том, как найти правильный подход к своему ребенку, учитывая индивидуальные особенности восприятия и переработки информации, свойственные только ему....