Тренинг "Как понять своего ребенка"
методическая разработка
В семье ребенок получает первый жизненный опыт. делает первые наблюдения и учится. как себя вести в различных ситуациях. в системе детско - родительских отношений родитель является ведущим звеном. и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_konkurs_-_trening.docx | 23.74 КБ |
regionalnyy_konkurs_-_trening.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс
«Лаборатория педагогического мастерства»
Тренинг «Как понять своего ребенка»
Колосова Оксана Николаевна,
педагог-психолог МКДОУ детского сада «Сказка»
пгт Демьяново Подосиновского района
Цель: помочь родителям найти пути к пониманию поведения собственного ребенка.
Задачи:
Способствовать становлению родительской компетентности через повышение информированности и осмысления механизмов эффективного общения и формирования умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми в семье.
Формировать умение контролировать собственное негативное эмоциональное состояние.
Обучать приемам конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся.
Развивать навыки саморегуляции.
Место проведения: сенсорная комната.
Продолжительность:1 час.
Форма проведения: тренинг.
Участники встречи: родители детей, находящихся в социально-опасном положении.
Структура тренинга:
- Приветствие.
- Разминка.
- Основная часть.
- Рефлексия.
- Завершение встречи.
Этапы тренинга, задача этапа | Деятельность педагога-психолога | Деятельность родителя |
Приветствие. Задача: настроить и мотивировать участников на предстоящую деятельность. | Приветствует родителей и настраивает на предстоящую деятельность: - Добрый день, уважаемые родители. Сегодня мы попытаемся научиться относиться к своему ребенку с пониманием и уважением, научится общаться. В процессе общения ребенка с родителем, формируется его личность. Так же ребенок учится поведению, которое будет использовать в своей взрослой жизни. Сейчас мы с вами рассмотрим эффективные позиции в общении с детьми. А настроиться на совместную деятельность нам поможет игровая разминка. | Осознают и осмысливают актуальность темы, мотива деятельности. |
Разминка «Передай клубок». Задача: Способствовать снижению эмоционального напряжения участников. | Содействует сближению родителей между собой посредством включения в совместную деятельность. - Уважаемы родители, сейчас я попрошу вас встать в круг. Предлагаю вам передавать клубок и ответить на мои вопросы: - назови свое любимое хобби? - какую музыку вы слушаете? - какая любимая телепередача, фильм? - - какие качества цените в людях? - кем бы вы хотели стать в детстве и исполнилась ли ваша мечта? | Передают клубок по кругу и отвечают на вопросы педагога-психолога. |
Основная часть. Упражнение «Давайте познакомимся». Задача: Способствовать сплочению участников тренинга. Упражнение «Ромашка». Задача: выявить положительные стороны ребенка, побуждать родителей чаще говорить ласковые слова ребенку. Тест «Семейное воспитание». Задача: определение у родителей стратегии семейного воспитания. Игра «Запрет». Задача: наглядно представить родителям последствия поступков, слов и действий по отношению к своим детям, их влияние на дальнейшую судьбу будущих взрослых. Упражнение «Сосуды». Задача: обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка. | Предлагает родителям представиться и выбрать свои семейные ценности. - Уважаемые родители, предлагаю вам представиться и выбрать важные для вашей семьи семейные ценности. Предлагает родителям присесть за столы и заполнить ромашки. - Уважаемые родители, предлагаю вам присесть за стол. На столе у каждого лежит ромашка, ваша задача заполнить ромашку. В середине записать имя своего ребенка, на листочках ласковые слова, а на лепестках положительные качества ребенка. Задает родителям вопросы: - Было трудно? - Какие ощущения вызвало у вас это упражнение? - Легко ли вам было заполнять? Почему? Предлагает родителям заполнить бланк теста. - Уважаемые участники, на следующем этапе нашего тренинга мы постараемся понять, с какими сложностями вы сталкиваетесь в воспитании и общении с вашим ребенком и в этом нам поможет тест «Семейное воспитание». Зачитывает интерпретацию результатов. - А сейчас, уважаемые родители, прошу вас проанализировать свои ответы и задуматься о том, правильно ли вы выбрали подходы в воспитании детей? Предлагает поучаствовать в игре и выбирает одного из родителей. -В жизни вы сталкиваетесь с разными ситуациями в общении и поведении с детьми. Например, запрещаем что-то слушать, видеть, трогать. Я предлагаю вам поиграть в игру «Запрет». -Вы ребенок, а я мать. Я очень забочусь о своем ребенке, чтобы он не запачкался, чтобы не заболел. Запрещаю прыгать ребенку по лужам, бегать по улице (завязывает ему ноги ленточкой), запрещаю прикасаться к веточкам, палочкам на улице, собирать камушки и тянуть их в рот (завязывает руки), запрещаю смотреть на вещи, которые по вашему мнению не нужно смотреть ребенку (завязывает глаза), слушать то, что говорят взрослые (завязывает уши), не хочу разговаривать с ребенком и говорю закрой рот (завязывает рот). - Посмотрите на моего ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно? - Все ваши действия и слова могут негативно сказаться на развитии ребенка. Предлагаю вам найти компромисс для решения сложных ситуаций. - Не завязывать ноги – обуть подходящую обувь, например, резиновые сапоги; - Не завязывать руки – помыть руки после прогулки; - Не завязывать глаза и уши – разговаривать спокойным голосом; - Не завязывать рта – выслушать ребенка. Сидит за столом. - Уважаемые родители, предлагаю принять участие в эксперименте для того, чтобы узнать еще одну тайну в воспитании и общении с ребенком. - Перед вами три сосуда с чистой водой. Представьте, что каждый из них, ребенок, родившийся с чистыми чувствами, у которого еще только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем. - Возьмем первый сосуд и оставим его неизменным. Что происходит в этом сосуде? Мы можем только предположить, что-то может попасть в него без нашего внимания. - Во второй сосуд бросаем кусочек земли и размешиваем его. Что произошло в сосуде? Вода стала грязной и темной. - В третий сосуд добавляем золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками. Так происходит и в воспитании вашего ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении? Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения, то ребенок начинает также отвечать и нам. Когда мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам, полноценным доброжелательностью гармоничным развитием своей личности. - Предлагаю вам записать правила, которые вы будете использовать, когда возникнут трудности в общении и воспитании ребенка. Я никогда не буду Я всегда буду знать Всегда буду проявлять интерес к Я должна Я не могу Я не хотела бы Я хочу | Выбирают карточки, называют главные ценности своей семьи. Заполняют ромашки, отвечают на вопросы педагога-психолога. Заполняют бланки, анализируют содержание каждого вопроса и выбирают свой вариант ответа. Слушают интерпретацию результатов. Анализируют выбор своих ответов. Один из родителей выходит и выполняет действия по инструкции педагога-психолога. Все родители отвечают на вопросы педагога-психолога, рассуждают. Сидят за столами, наблюдают за действиями педагога-психолога. Заполняют бланки. |
Рефлексия. Задача: осмыслить результаты своей активности, оценить принятые решения и перспективы. | Стоит перед родителями с карточкой в руках. - Уважаемые родители, мне бы хотелось узнать ваше мнение о нашей встрече, поэтому постарайтесь ответить на три вопроса. (Вопросы написаны на карточке) Я узнал(а) что… Было интересно… Всегда буду… | Стоят полукругом и по очереди отвечают на вопросы педагога-психолога, анализируют свои ответы. |
Завершение встречи. Задача: Закрепить атмосферу работы в группе, мотивировать участников к использованию полученных знаний, формировать у них впечатление о тренинге, как о полезно и позитивно проведенном времени, зарядить положительным эмоциональным настроем. | Благодарит всех участников тренинга. - Я благодарю вас, уважаемые родители, за активное участие. - Какие проблемы вы хотели бы разобрать на нашей следующей встрече?
| Предлагают тему дальнейшей встречи. |
.
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс
«Лаборатория педагогического мастерства»
Тренинг «Как понять своего ребенка»
Колосова Оксана Николаевна,
педагог-психолог МКДОУ детского сада «Сказка»
пгт Демьяново Подосиновского района
Цель: помочь родителям найти пути к пониманию поведения собственного ребенка.
Задачи:
Способствовать становлению родительской компетентности через повышение информированности и осмысления механизмов эффективного общения и формирования умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми в семье.
Формировать умение контролировать собственное негативное эмоциональное состояние.
Обучать приемам конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся.
Развивать навыки саморегуляции.
Место проведения: сенсорная комната.
Продолжительность:1 час.
Форма проведения: тренинг.
Участники встречи: родители детей, находящихся в социально-опасном положении.
Структура тренинга:
- Приветствие.
- Разминка.
- Основная часть.
- Рефлексия.
- Завершение встречи.
Этапы тренинга, задача этапа | Деятельность педагога-психолога | Деятельность родителя |
Приветствие. Задача: настроить и мотивировать участников на предстоящую деятельность. | Приветствует родителей и настраивает на предстоящую деятельность: - Добрый день, уважаемые родители. Сегодня мы попытаемся научиться относиться к своему ребенку с пониманием и уважением, научится общаться. В процессе общения ребенка с родителем, формируется его личность. Так же ребенок учится поведению, которое будет использовать в своей взрослой жизни. Сейчас мы с вами рассмотрим эффективные позиции в общении с детьми. А настроиться на совместную деятельность нам поможет игровая разминка. | Осознают и осмысливают актуальность темы, мотива деятельности. |
Разминка «Передай клубок». Задача: Способствовать снижению эмоционального напряжения участников. | Содействует сближению родителей между собой посредством включения в совместную деятельность. - Уважаемы родители, сейчас я попрошу вас встать в круг. Предлагаю вам передавать клубок и ответить на мои вопросы: - назови свое любимое хобби? - какую музыку вы слушаете? - какая любимая телепередача, фильм? - - какие качества цените в людях? - кем бы вы хотели стать в детстве и исполнилась ли ваша мечта? | Передают клубок по кругу и отвечают на вопросы педагога-психолога. |
Основная часть. Упражнение «Давайте познакомимся». Задача: Способствовать сплочению участников тренинга. Упражнение «Ромашка». Задача: выявить положительные стороны ребенка, побуждать родителей чаще говорить ласковые слова ребенку. Тест «Семейное воспитание». Задача: определение у родителей стратегии семейного воспитания. Игра «Запрет». Задача: наглядно представить родителям последствия поступков, слов и действий по отношению к своим детям, их влияние на дальнейшую судьбу будущих взрослых. Упражнение «Сосуды». Задача: обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка. | Предлагает родителям представиться и выбрать свои семейные ценности. - Уважаемые родители, предлагаю вам представиться и выбрать важные для вашей семьи семейные ценности. Предлагает родителям присесть за столы и заполнить ромашки. - Уважаемые родители, предлагаю вам присесть за стол. На столе у каждого лежит ромашка, ваша задача заполнить ромашку. В середине записать имя своего ребенка, на листочках ласковые слова, а на лепестках положительные качества ребенка. Задает родителям вопросы: - Было трудно? - Какие ощущения вызвало у вас это упражнение? - Легко ли вам было заполнять? Почему? Предлагает родителям заполнить бланк теста. - Уважаемые участники, на следующем этапе нашего тренинга мы постараемся понять, с какими сложностями вы сталкиваетесь в воспитании и общении с вашим ребенком и в этом нам поможет тест «Семейное воспитание». Зачитывает интерпретацию результатов. - А сейчас, уважаемые родители, прошу вас проанализировать свои ответы и задуматься о том, правильно ли вы выбрали подходы в воспитании детей? Предлагает поучаствовать в игре и выбирает одного из родителей. -В жизни вы сталкиваетесь с разными ситуациями в общении и поведении с детьми. Например, запрещаем что-то слушать, видеть, трогать. Я предлагаю вам поиграть в игру «Запрет». -Вы ребенок, а я мать. Я очень забочусь о своем ребенке, чтобы он не запачкался, чтобы не заболел. Запрещаю прыгать ребенку по лужам, бегать по улице (завязывает ему ноги ленточкой), запрещаю прикасаться к веточкам, палочкам на улице, собирать камушки и тянуть их в рот (завязывает руки), запрещаю смотреть на вещи, которые по вашему мнению не нужно смотреть ребенку (завязывает глаза), слушать то, что говорят взрослые (завязывает уши), не хочу разговаривать с ребенком и говорю закрой рот (завязывает рот). - Посмотрите на моего ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно? - Все ваши действия и слова могут негативно сказаться на развитии ребенка. Предлагаю вам найти компромисс для решения сложных ситуаций. - Не завязывать ноги – обуть подходящую обувь, например, резиновые сапоги; - Не завязывать руки – помыть руки после прогулки; - Не завязывать глаза и уши – разговаривать спокойным голосом; - Не завязывать рта – выслушать ребенка. Сидит за столом. - Уважаемые родители, предлагаю принять участие в эксперименте для того, чтобы узнать еще одну тайну в воспитании и общении с ребенком. - Перед вами три сосуда с чистой водой. Представьте, что каждый из них, ребенок, родившийся с чистыми чувствами, у которого еще только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем. - Возьмем первый сосуд и оставим его неизменным. Что происходит в этом сосуде? Мы можем только предположить, что-то может попасть в него без нашего внимания. - Во второй сосуд бросаем кусочек земли и размешиваем его. Что произошло в сосуде? Вода стала грязной и темной. - В третий сосуд добавляем золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками. Так происходит и в воспитании вашего ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении? Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения, то ребенок начинает также отвечать и нам. Когда мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам, полноценным доброжелательностью гармоничным развитием своей личности. - Предлагаю вам записать правила, которые вы будете использовать, когда возникнут трудности в общении и воспитании ребенка. Я никогда не буду Я всегда буду знать Всегда буду проявлять интерес к Я должна Я не могу Я не хотела бы Я хочу | Выбирают карточки, называют главные ценности своей семьи. Заполняют ромашки, отвечают на вопросы педагога-психолога. Заполняют бланки, анализируют содержание каждого вопроса и выбирают свой вариант ответа. Слушают интерпретацию результатов. Анализируют выбор своих ответов. Один из родителей выходит и выполняет действия по инструкции педагога-психолога. Все родители отвечают на вопросы педагога-психолога, рассуждают. Сидят за столами, наблюдают за действиями педагога-психолога. Заполняют бланки. |
Рефлексия. Задача: осмыслить результаты своей активности, оценить принятые решения и перспективы. | Стоит перед родителями с карточкой в руках. - Уважаемые родители, мне бы хотелось узнать ваше мнение о нашей встрече, поэтому постарайтесь ответить на три вопроса. (Вопросы написаны на карточке) Я узнал(а) что… Было интересно… Всегда буду… | Стоят полукругом и по очереди отвечают на вопросы педагога-психолога, анализируют свои ответы. |
Завершение встречи. Задача: Закрепить атмосферу работы в группе, мотивировать участников к использованию полученных знаний, формировать у них впечатление о тренинге, как о полезно и позитивно проведенном времени, зарядить положительным эмоциональным настроем. | Благодарит всех участников тренинга. - Я благодарю вас, уважаемые родители, за активное участие. - Какие проблемы вы хотели бы разобрать на нашей следующей встрече?
| Предлагают тему дальнейшей встречи. |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как понять своего ребенка?» Тренинг для родителей детей раннего возраста
«Как понять своего ребенка?»Тренинг для родителей детей раннего возраста Оптимальное количество участников — 10–15 человек. Все члены группы имеют право на свободное уча...
Беседа с родителями.-как лучше понять своего ребенка.
Я провела психологический тест "Моя семья" с детьми 5-6 лет в детском саду с З.П.Р. После анализа теста, я бы хотела дать несколько советов родителям.Для лучшего понимания своих дете...
Цикл статей для родителей: «Воспитанием дитя, занимайтесь не шутя». Статья: Умение понять своего ребенка.
Мир детства - мир взрослых. Два взгляда на жизнь...
Как понять своего ребенка?
Консультация для родителей...
"Как понять своего ребенка"
Понять человека — значит увидеть причины его поступков, мотивы, побудившие его действовать определенным образом. Понимаем ли мы своих детей? Чтобы научиться этому, необходимо перестать предъявлять к д...
Родительское собрание «Как понять своего ребенка»
Как понять своего ребенка...
Консультация для родителей "Как понять своего ребенка"
В консультации даны советы о том, как найти правильный подход к своему ребенку, учитывая индивидуальные особенности восприятия и переработки информации, свойственные только ему....