ПАМЯТКА для родителей. Как организовать занятия дома по заданию логопеда.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шитик Ольга Николаевна

Советы родителям по организации развивающего пространства для ребёнка с ТНР дома.

Методические материалы, необходимые для занятий с ребенком дома:

- упражнения по артикуляционной гимнастики

-упражнения по дыхательной гимнастике

-тренажёры для письма + прописи, раскраски

-нейротренажёры (межполушарные прописи, мячики разных размеров)

-книжки-малышки с крупным текстовым материалом для чтения детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА для родителей.

Как организовать занятия дома по заданию логопеда

(правила занятий с ребёнком дома)

Методические материалы, необходимые для занятий с ребенком дома:

- упражнения по артикуляционной гимнастики

-упражнения по дыхательной гимнастике

-тренажёры для письма + прописи, раскраски

-нейротренажёры (межполушарные прописи, мячики разных размеров)

-книжки-малышки с крупным текстовым материалом для чтения детьми

  • Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
  • Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
  • Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
  • У ребёнка должно быть организовано своё место для занятий (стол, стул (желательно «растущий», полочка для пособий, зеркало на подставке или прикреплённое к стене перед столом) После занятий место за собой нужно убирать.
  • Тетради для домашних заданий вы забираете в пятницу и приносите в понедельник. Приучайте ребёнка относиться к тетрадям бережно, выполнять все задания, не лениться. Помните! Одно занятие не более 20-25 минут, затем дайте ему подвигаться, и через 10 минут можно продолжить.
  • В домашнем уголке занятий вашего ребенка должны быть не только специальные задания логопеда, но и другие полезные игры на развитие межполушарного взаимодействия, раскраски, настольные игры, мозаики, танграмм, счётные палочки, игрушки для развития дыхания, магнитную доску для письма маркерами, набор магнитных букв и цифр, плакаты с азбукой, счётом, игры с липучками и другие с пометкой «развивающие». Такой набор необходимо пополнить постепенно, играть в них ежедневно, после детского сада (10-15 мин), это приучит ребёнка к усидчивости и привычке заниматься полезным делом в свободное время).
  • Вы будете получать от логопеда дополнительные упражнения для закрепления произношения вне стен детского сада. Ребёнок должен быть под контролем всегда и привыкать говорить «новый» звук во всех словах и предложениях правильно!
  • Когда вы исправляете произнесение звуков у ребёнка следует спокойно произнести слово верно, по слогам, утрируя «трудный» звук, попросить повторить пока не получится хотя бы приближённо. Обязательно похвалите его за старания, за то, что получается «всё лучше и лучше».
  • Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
  • Каждое занятие нужно начинать с артикуляционной гимнастики, комплекс которой вы получите от логопеда в тот момент, когда ребёнок освоит её правильно (чтобы мышцы укреплялись, а не закреплялся дефект). Работа по постановке каждого звука ведётся логопедом, вы же только закрепляете его в словах.
  • Очень большой эффект достигается от постоянных повторений специальных стихов, поговорок, состоящих из слов с закрепляемым звуком. По дороге домой, в детский сад просите ребёнка повторять стишок, проговаривая чётко все звуки.
  • Выразительность заключается в правильной голосовой модуляции, правильных паузах. Обязательно следите за выразительностью речи (не позволяйте скандировать, отрывисто произносить слова). Чем выразительнее говорит ребёнок, тем вернее его речевое дыхание, хорошее кислородное обогащение крови, хорошее развитие мозга, памяти.
  • Верное речевое дыхание – это не только правильная речь, но и  активность работы мозга, верное функционирование нервной и сердечно-сосудистой системы.
  • Помните! Перерыв между занятиями должен быть активным! Дома нужно иметь спортивный уголок, балансиры, тактильные мячи и мячи разного размера, большой мяч для прыжков (фитнес).

Помните!  Только комплексная работа логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физвоспитанию, медицинских работников и ВАША, родителей, родных и близких будет эффективной!

Направления развития речи у детей с ТНР

Артикуляционная гимнастика

       Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи –

язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.       Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность.  Для каждого звука есть свой особый комплекс упражнений воздействия на определённые мышцы, работающие при произнесении определённого звука.

Как работать со звуком (перед зеркалом изучите свой речевой аппарат, и покажите ребёнку)

  • Проговорите звук совместно с ребенком.
  • Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
  • Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
  • Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце (Имейте дома такое пособие с картинками).
  • Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук (следите за рукой, как ребёнок держит карандаш и письмо букв сверху вниз), вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек, выложите из зёрен гороха, гречихи, риса (можно на клеевую основу).

Дыхательная гимнастика

Основные  параметры правильного ротового выдоха:

– выдоху предшествует сильный вдох через нос – "набираем воздух раздувая «животик» - это нижнее дыхание, диафрагмальное, речевое";  выдох происходит плавно, а не толчками;
– во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
– во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
– выдыхать следует, пока не закончится воздух;
– во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка», «Свистульки» «Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик».

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

        Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное.  При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. Дом=том, бочка=почка, коза=коса – и ребёнок не будет понимать смысл того что ему говорят, и не сможет построить ответ.

Игры, которые  развитию фонематического слуха: игра «Будь внимателен!»,  «Поймай звук»,  «Поймай слово», «Исправь меня», «Повтори точно!», игра на музыкальных игрушках, слушание музыки, пение.

Игры и упражнения для развития грамматического строя речи

         Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный. Просите ребёнка всегда говорить полным предложением, а не отрывистым словом, исправляйте неправильное окончание, не верный предлог – ВСЕГДА! Чтобы ребёнок привык что его слушают и ждут только правильную речь. Он будет концентрироваться на своей речи, тем самым вырабатывая навык САМОКОНТРОЛЯ! Игры,  которые  необходимо  использовать для развития грамматического строя речи: «Один – много»,  «Посчитай-ка (от 1 до 5)» (одна машина, две машины…),  «Чего не стало?»,  «Измени предложение»,  «Назови ласково», «Бывает-не бывает» (например: Самолёт летит под лесом. – Бывает? Нееет! А как? Ответ ребёнка: Самолёт летит над лесом!)

Развитие связной речи. Это умение говорить предложениями, составлять сложные предложения. Следить за логикой рассказа, не нарушать смысловую цепочку. Чётко соблюдать план рассказа. Уметь составить предложение по картинке, по памяти. Пересказать сказку, событие в жизни.

На развитие связной речи влияет пример – Чаще читайте детям книги и обязательно поговорите о морали, о главных героях, о хороших и плохих поступках. Книги учат жизни! Пусть книги будут полезными!

Развитие графомоторных навыков (профилактика дисграфии). Правильный захват карандаша, правильное движение кистью при письме (сверху-вниз) формирует правильный подчерк. В чём правильность? В работе тех мышц, которые отвечают за работу пальцев, захватывающих карандаш, которые посылают сигнал в мозг – взаимодействие: «Рука – глаза –слух» -основной закон успешного обучения!  Развитие мелкой моторики должно быть постоянно: пальчиковые гимнастики, кинезиоупражнения, мозаика, пластилин, игра на музыкальных игрушках. Массаж от пальчиков до кисти и предплечья (например: при просмотре телепередачи-возьмите пишущую руку ребёнка и массажируйте)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка родителям для организации занятий дома по заданию логопеда.

Памятка родителям по организации занятий дома по заданию логопеда....

Как организовать занятия дома по заданию логопеда

Памятка для родителей по организации занятия дома с ребенком с нарушением речи по заданию логопеда...

Как организовать занятия дома по заданию логопеда

Как организовать занятия дома по заданию логопеда...

Как организовать занятия дома по заданию логопеда

Сотрудничество учителя – логопеда с родителями заключается в выполнении последними домашних заданий, направленных на закрепление тех умений и навыков, которые были приобретены...

Памятка для родителей. «Как организовать занятие дома. 12 простых правил»

quot;Он меня не воспринимает... ничего не хочет делать!"- жалуются многие мамы. Мое мнение, что родители могут заниматься дома не хуже, а то и лучше специалистов! Думаю для родителей, может приг...

Как организовать занятия дома по заданию логопеда

Как организовать занятия дома по заданию логопеда...