Консультация для родителей «Компьютер и развитие связной речи».
консультация
Пояснительная записка
Для многих детей дошкольного и младшего школьного возраста актуальна проблема недостаточной мотивации к исправлению нарушений речи. И помочь в решении этой непростой задачи поможет сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных, так как использование компьютера на занятии позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для коррекционной логопедической работы.
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества образования и воспитания детей дошкольного возраста, так как компьютер для ребёнка – это целый мир, мир интересный, модный и манящий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 68.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пояснительная записка
Для многих детей дошкольного и младшего школьного возраста актуальна проблема недостаточной мотивации к исправлению нарушений речи. И помочь в решении этой непростой задачи поможет сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных, так как использование компьютера на занятии позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для коррекционной логопедической работы.
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества образования и воспитания детей дошкольного возраста, так как компьютер для ребёнка – это целый мир, мир интересный, модный и манящий.
Цель:
- Создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, заинтересованности детей к логопедическим занятиям в современных условиях.
Задачи.
- Развитие и коррекция психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия.
- Развитие познавательной активности, самоконтроля.
- Активизация словаря.
- Закрепление знаний цветов спектра.
- Закрепление знания букв, цифр.
- Развитие мелкой моторики руки.
- Создание положительного эмоционального фона.
- Воспитание стремления достичь положительного результата в работе.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, учитель-логопед, воспитатели, администрация.
Направленность развития деятельности: познавательно-речевая.
Тип проекта: исследовательско-творческий, подгрупповой.
Продолжительность: учебный год 2014-2015.
Результат: презентация проекта в форме занятия.
Этапы работы:
- Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
- Составление плана-схемы проекта.
- Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
- Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
- Презентация проекта.
Пути реализации проекта
- Пополнение развивающими играми на СD носителях;
- Самообразование по данной теме;
- Наработка практического материала сбор информации, фотографий, наглядного материала;
- Обобщение опыта работы на уровне ДОУ, района.
План работы с детьми.
- Решение учебных и коррекционных задач с помощью развивающих компьютерных игр встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка. Индивидуализации учебно-коррекционного процесса осуществляется за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего уровню развития ребенка.
- Работа с компьютерными играми происходит при первостепенной роли учителя-логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог – компьютер – ребенок. В рамках этого подхода учитель-логопед составляет программу занятий и производит отбор коррекционных задач, решение которых с применением компьютерных технологий является наиболее эффективным.
- Принимают участие дети-логопаты (10-12 человек)
- Занятия проводятся в индивидуальном порядке 1 раз в неделю.
- Длительность занятий от 10 до 15 минут.
План работы с родителями.
- Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
- Домашние задания для родителей и детей.
- Консультация и беседы.
Реализация проекта началась с программы «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (Г.О.Аствацатуров, Л.Е.Шевченко). В ней предусмотрены 2 режима работы – изучение и выполнение заданий, возможность отключения голоса диктора, а также неоднократное повторение заданий с изменением уровня сложности. Стоит отметить серию компьютерных игр «Баба-Яга» - учится читать, в плену врага и т.д. Это серия объединена сказочным сюжетом заданий, каждое из которых можно использовать автономно. Играя, ребенок учится составлять слова из букв и слогов, преобразовывать слова, составлять предложения и т.п. Развивает речь, внимание, память и логику.
Эти игры и программы могут пригодится и родителям. Им стоит заглянуть также на сайтlogoped 1965.narod.ru «Логопедические игры online». Можно совмещать простые игры и компьютер например такие как (приложение 1).
Компьютер — это не волшебная палочка или ковер-самолет, которые за один час игры перенесут вашего ребенка в новый мир и сделают сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект.
Используемая литература.
- Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.
- Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.
- Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 287.
- Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 - 57.
- Журнал «Дошкольная Уфа» октябрь 2010 год.
- Журнал «Логопед». 2010 год.
Интернет ресурсы
http://bukvar.edu.ru/default.asp
http://festival.1september.ru/
Приложение:
- Консультация для родителей.
- Конспекты занятий.
- Фотографии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Консультация для родителей
«Компьютер и развитие связной речи».
Человечество радуется новым свершениям, открытиям и с удовольствием начинает пользоваться инновациями везде и всегда. Так и компьютер вошёл в каждый дом, каждую школу, каждый ребёнок имеет доступ к чуду техники. Но с некоторых пор из года в год можно наблюдать изменения в развитии речи наших детей:
- теперь каждый третий ребёнок к началу школьного обучения имеет недостатки в произношении звуков,
- каждый второй - недостаточное развитие фонематического слуха,
- большинство детей испытывают трудности в подборе слов и формировании связного высказывания,
- проблемным является рассказывание и свободное говорение,
- около половины первоклассников испытывают трудности в общении со сверстниками, речь детей бедна эмоционально, интонационно,
- отсюда, и отставание в усвоении устных предметов.
Причиной данных изменений в речевом развитии можно считать увлечение подрастающего поколения техникой, отказ от чтения книг, ограничение общения со сверстниками и т. д. Да и родителям удобно – не надо читать сказку на ночь, не надо звать бабушку посидеть с внуком, родители, зачастую сами образованные, культурные, развитые, сводят время общения со своим ребенком к минимуму.
Проанализируйте влияние компьютера на вашу жизнь:
- Кто «общается» с компьютером в вашей семье?
- С какой целью используется компьютер?
- Сколько времени ребёнок проводит за компьютером?
- Легко ли отвлечь ребёнка от компьютера?
- Подключён ли ваш компьютер к Интернету?
- Как относитесь вы к увлечению компьютерными играми?
- Можете ли влиять на предпочтения ребёнка в играх?
- Считаете ли вы целесообразным использование компьютерных технологий в учебном процессе и при выполнении домашнего задания?
Памятка для родителей
- Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут (дошкольник), младший школьник – 10 минут, старший – 1,5 – 2 часа.
- Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
- В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.
- Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
- Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.
- Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
- В процессе игры ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.
- После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз, заняться физическими упражнениями и играми.
- Можно совмещать простые игры и компьютер например такие как:
«Глухой телефон» При передаче слов по цепочке улучшается физический слух, развивается воображение, активизируется словарный запас. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка.
«Города» Старая игра подбора слов на последнюю букву названного игроком слова. Можно предложить аналогичные игры - «Звери», «Растения»…Развивает не только словарный запас, но и анализаторные способности ребёнка. Компьютерная поддержка может быть в виде наглядной карты мира.
Загадки, Ребусы. Дети совсем разучились разгадывать, додумывать: не сформировано образное мышление, словарь, сообразительность, скорость мыслительных операций.
Чтение сказок
Простое перечитывание сказок развивает словарь, речевую память, эмоциональность речи. При нормальном развитии у детей старшего дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении с взрослыми и сверстниками, они проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. После чтения сказку можно обыграть.
«Мультфильм»
иллюстрации на компьютере озвучивать совместно с ребёнком – получится «свой мультфильм». Дети легко идут на любую выдумку и творчество.
«Театр»
Сказку можно и сыграть. Компьютер служит для демонстрации картин из сказки. Слова знакомы, поддерживаются аудиозаписью. Роли распределены между детьми и взрослыми. Вместо костюмов – перчаточные куклы.
Атмосфера полноценного общения создана эмоциональной близостью участников, лиричностью музыкального сопровождения, единством действий и вовлечённостью в игру.
Рассказы в картинках
Картинок много в детских журналах, сюжетные и серии. Рассказывание по картинкам активизирует словарь ребёнка, формирует логику мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи, связное высказывание… Умение составлять, простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонематически правильно строить фразы, способствует овладению детьми монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению. В школьном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование опосредованно участием взрослых.
Старайтесь использовать компьютер с пользой для ребенка, так как большинство детских компьютерных игр стимулируют мозговую активность ребенка, развивают координацию, моторные навыки и улучшают языковые навыки, и при этом, создают прочную связь между ребенком и родителями, так как детская компьютерная игра может стать приятным семейным занятием. Главное, чтобы это занятие сближало участников эмоционально и развивало духовно, не ограничивая физически. Развитие интеллектуальных способностей ребенка, несомненно, очень важно, но не менее важными для его здорового эмоционального роста являются любовь и физическая активность.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Индивидуальное занятие
Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и фразах со стечением согласных.
Цель: Автоматизировать звук «Р» в слогах, словах и фразах со стечением согласных. Продолжать закреплять умение согласовывать существительные с числительными. Добиваться четкого и правильного произнесения звука «Р». Учить образовывать родственные слова. Развивать внимание и память.
Оборудование: картинки, компьютер, зеркало.
Ход занятия
- Артикуляционная гимнастика. «Лошадка», «Грибочек», «Гармошка».
- Пальчиковая разминка.
- Какой звук мы с тобой учимся правильно произносить? (ребенок: звук «Р».)
- Произнеси звук «Р» длительно на одном выдохе громко, тихо.
- Произнеси слоги и слова:
Бра – бра – бра – брат бро – бро – бро – брови
Бра – бра – бра – брать бро – бро – бро – брось
Бра – бра – бра – браво бро – бро – бро – брод
Бра – бра – бра – брак бро – бро – бро – бронза
Бры – бры – бры – брызги бру – бру – бру – брусника
Бры – бры – бры – брынза бру – бру – бру – брусок
- Запомни, повтори
а) слоги
Бра – бро – бру – бры абр – обр – убр - ыбр
Бро – бру – бры – бра обр – убр – ыбр - абр
Бру – бры – бра – бро убр – ыбр – абр - обр
Бры – бра – бро - бру ыбр – абр – обр – убр
б) слова
Выдра – зебра – кобра – швабра
Бобры – добры – зебры – кобры
- Посчитай от 1 до 10 и обратно –
Зебра, бобр.
- Спряжение в настоящем времени
Бросать брусок в пруд
(я…, ты…, он…, она…, мы…, вы…, они…).
- Образуй родственные слова
Бобр (бобер) –
- Компьютерная игра «Баба – Яга – школа на курьих ножках».
Задание на развитие внимания и памяти. Помоги бобренку принести нужные вещи.
- Заучить скороговорку
Все бобры добры для своих бобрят.
- Итог.
Фронтальное занятие на тему
«Автоматизация звука «З» в слогах, словах, и фразах».
Цель: Закрепление навыка различения на слух и правильного произношения звука «З» в словах, слогах и фразах. Упражнять детей в звуковом анализе слов. Продолжать развивать фонематический слух и восприятие. Закреплять умение детей употреблять слова в единственном и множественном лице. Развивать внимание и память.
Оборудование: картинки, зеленые, синие и красные квадраты; звуковые домики; компьютер (ноутбук).
Ход занятия
- О.М. На столе лежат картинки. Дети выбирают только те картинки, которые назовет логопед (змея, зайка, звезда, зонт). Какой звук часто повторяется в этих словах? Звук (З).
- Дети закрывают глаза и слышат звук з – з – з – з . Это к нам прилетел комарик.
- Повтори за мной.
За – зо – зу – зы зу – зо – за – зы
Зо – зу – зы – за зы – за – зо - зу
- Игра «Будь внимательным». Хлопните в ладоши когда услышите слова со звуком «З»: глаза, сом, зонт, жук, зайка, коса, бусы, азбука.
- Игра «Где живет звук?» Дети раскладывают картинки по домикам. В первый домик если зук слышится в начале слова, во второй если в середине.
Замок, зайка, ваза, коза, зонт, звонок, гнездо, завод, загадка, мозайка, казак, мимоза и т.п.
Физминутка. «Зайчик» стр. 37.
- Игра «Один – много». На столе у логопеда лежат картинки дети выбирают только со звуком «З», а затем становятся парами так, чтобы на их картинках были один или несколько предметов. При этом они говорят:
У меня зонт – а у тебя? – У меня - зонты; У меня зайка – а у тебя? – У меня – зайки. И т.п.
- Звуковой анализ слова - ЗАЛ. Какой первый, второй, третий звук.
- Пересказ фрагмента мультфильма «Так сойдет про зайца - мастера на все руки».
- Итог.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи в общении со взрослыми".
Консультация по теме:«Развитие связной речи в общении со взрослыми» Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять...
Консультация для родителей "Игры, способствующие развитию связной речи"
Это очередная консультация из цикла "Логопедическая игротека. Речевые игры"...
Консультация для родителей и педагогов «Развитие связной речи, как основы культуры общения».
Язык народа – лучший, никогдаНеувядающий и вечно вновьРаспускающийся цвет всей егодуховной жизни.К. Д. Ушинский.Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребенком родной речи. З...
Консультация для родителей: «Эффективные методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения».
Работу по развитию связной речи у детей с нарушением зрения необходимо проводить во всех видах деятельности....
Консультация для родителей. Игры для развития связной речи детей 5-6 лет с родителями.
Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что проявляется, в частности, в изобилии яз...
Консультация для родителей «Игры для развития связной речи детей 5–6 лет с родителями»
Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что проявляется, в частности, в изобилии яз...
Консультация для родителей "Игры для развития связной речи детей 5-6 лет с родителями".
Рассмотрим примеры игр и упражнений....