Основной деятельностью в дошкольном возрасте является игра.
консультация

Кудряшова Елена Леонидовна

Консультация для родителей. Основной деятельностью в дошкольном возрасте является игра

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основной деятельностью в дошкольном возрасте является игра,                           и задача взрослых,– сделать игру максимально продуктивной,                              не ущемляя при этом интересов ребёнка. В этом помогут развивающие игры.                                     Именно в них, заключается их главная особенность – удаётся объединять один из основных принципов обучения от «простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности «самостоятельно»,                      когда ребёнок может подняться до «потолка» своих возможностей.                                                                   Этот союз позволяет разрешать в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

- развивающие игры могут дать «толчок» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

- их задания – ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

- поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка»,                        ребёнок развивается наиболее успешно;

- развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры,                                                        они не терпят принуждения и создают атмосферу                                        свободного и радостного творчества;

Именно благодаря этому, развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта.                              При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации уже имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.                                                                В совокупности эти качества, видимо, и составляют то,                                         что называется сообразительностью, изобретательностью,                                       творческим складом мышления.

                                

Картотека развивающих игр

 «Из чего сделано?».

Цель: Учить детей группировать предметы по материалу, из которых они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение чётко выполнять правила игры.

Ход игры: Понадобятся предметы, сделанные из разного материала. Воспитатель проводит короткую беседу до начала игры, в процессе которой уточняют знания детей о том, что все окружающие предметы сделаны из разного материала.

Затем педагог предлагает новую игру, в ходе которой дети должны назвать из чего сделан предмет, помещаемый ребёнком в мешочек.

Для того, чтобы все играющие учились определять предметы по материалу, воспитатель вторую половину игры проводит с другим содержанием, например, в разведчиков. Предлагает всем детям пройтись по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов.

 «Найди такую же».

Цель: Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки сходства и отличия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.

Ход игры: Для этой игры подбирают разнообразные игрушки, среди которых должны быть одинаковые. В процессе игры можно добавлять и убирать игрушки, чтобы усложнить задание.

-Дети, сегодня мы будем вместе с вами учиться быстро выполнять задания. Здесь стоят на столе игрушки. Я сосчитаю до трёх, а вы в это время должны отыскать две совсем одинаковые игрушки. Дети, увидевшие две одинаковые игрушки, поднимают руки, а затем подходят к воспитателю и называют их. Чтобы усилить внимание играющих, воспитатель ставит игрушки почти одинаковые среди других.  

 «Новоселье куклы».

Цель: Упражнять детей в употреблении и понимании обобщающих слов: мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки. Воспитывать у детей доброжелательность, бережное отношение к игрушкам, желание играть со сверстниками.

Ход игры: Воспитатель освобождает игровой уголок от всех игрушек и лишь оставляет на полу ковёр. Все убранства и игрушки расположены на столах в стороне, у стены комнаты.

-У нас, ребята сегодня новоселье. К нам в гости приехала новая кукла Рита, и мы должны ей помочь устроить квартиру. Давайте познакомимся с новой куклой! - начинает игру воспитатель. Дети рассматривают куклу, называют свои имена. знакомятся.

-Вот теперь мы и поиграем в игру- новоселье. Рита посмотрит, как вы умеете играть. Правило такое: я буду называть предметы и ставить их в комнату, где будет жить Рита. Будьте внимательны. Нам нужна будет мебель. Пойдут Света, марина и Женя и найдут все, что нужно для мебели. А все остальные проверят, то ли они принесли. Обувь должны принести другие дети и т. д.- Что еще нужно принести Рите, чтобы жить хорошо?

-Игрушки, много игрушек. Дети приносят игрушки и расставляют их на ковре, на полочках. Воспитатель побуждает детей к новой игре: надо заботиться о новенькой, поиграть с куклой, чтобы ей было хорошо в группе.

 «Кто, что слышит?».

Цель: Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначить словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит); развивать сообразительность, выдержку.

Ход игры: На столе у воспитателя стоят различные предметы, при действии которых издаётся звук: звенит колокольчик, шуршит книга, которую листают, играет дудочка, звучит пианино, гусли и др., те все, что есть звучащее в группе, можно использовать в игре. За ширму приглашается один ребёнок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребёнок, выбранный первым участником игры.

 «Узнай, что изменилось».

Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др. Воспитывать наблюдательность, активное запоминание; развивать речь и активный словарь.

Ход: В игре используется кукольный персонаж Петрушка. Он все время что-то переставляет, передвигает, а потом забывает и просит ребят подсказать ему, куда он поставил свои игрушки.

-Дети, к нам в гости пришёл Петрушка и хочет с вами поиграть. Как мы буде играть? Петрушка, расскажи детям! - начинает игру воспитатель. Петрушка появляется из-за ширмы, стоящей на столе воспитателя.

- Я принёс сюда игрушки: матрёшку, пирамидку и куклу Машу. Посмотрите, где они стоят. Где стоит Маша? - Посередине стола. А пирамидка? - Справа от неё, - отвечают дети. –А как можно сказать, где стоит матрёшка? - Она стоит слева от Маши.

- Сейчас я закрою ширмой, что-то здесь переставлю, а вы отгадаете, что изменится. Хорошо (перестановку производить несколько раз).

 «Кто скорее соберёт».

Цель: Учить детей группировать овощи и фрукты. Воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Ход: Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.

-А сейчас будем соревноваться- чья бригада скорее соберёт урожай. В корзинку, где нарисовано яблоко, надо собрать фрукты. А в корзинку, где нарисован огурец, собрать овощи. Кто считает, что они собрали все, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или в огороде.

Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу. Выбирают две бригады: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Чья бригада первой подняла корзинку, та и выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие).

 «Горячо-холодно».

Цель: Закреплять знания детей о растениях, находящихся в групповой комнате; воспитывать любознательность, находчивость, связную речь.

 «Парные картинки».

Цель: Воспитывать у детей наблюдательность; умение находить в предметах, изображённых на картинках сходства и различия; активизировать словарь детей: похожие, разные, одинаковые.

Ход: Дети сидят за столом. На котором расположены картинки (10-12). Все они разные, но есть и одинаковые. Воспитатель прости кого- либо из ребят найти и назвать одинаковые картинки и показать их всем играющим. Парные картинки откладываются в сторону. Затем воспитатель перемешивает все картинки и незаметно подкладывает ещё одну парную картинку. Разложив их все лицевой стороной, опять предлагает найти одинаковые. Дети рассказывают о предметах, отмечают, чем они схожи, чем отличаются.

 «Кто что делает».

Цель: Уточнить, закрепить знания детей о сельскохозяйственном труде; развивать мышление, смекалку, сосредоточенность, желание играть со сверстниками.

Ход: Игра начинается с краткой беседы о сельскохозяйственном труде, в ходе которой дети вспоминают о разных профессиях, машинах, помогающих сельским труженикам в их работе. Затем воспитатель напоминает правила игры, усвоенные раньше в других играх с картинками. Усложнение в этой игре заключается в том, что число частей увеличивается до

 «Волшебная мозаика».

Ход: Учить детей создавать схематические изображения предметов.

Цель: Воспитатель раздаёт детям наборы из геометрических фигур (по несколько квадратов, треугольников, кругов, прямоугольников разных величин) и говорит, что у каждого есть теперь волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересных вещей. Для этого надо разные фигуры (кто какие хочет) приложить друг к другу так, чтобы получилось что-нибудь интересное. Это могут быть домики, машинки, человечки, поезда и т.п. Детям средней группы достаточно сложить какой-нибудь предмет и сказать, что это такое.

 «Говори наоборот».

Цель: Развивать у детей мышление и воображение.

Ход: Предложить детям поиграть: «Я буду говорить слово, а вы тоже говорите, но только наоборот, например, большой- маленький». Можно предложить следующие пары слов: толстый - тонкий, чёрный- белый, горячий – холодный, пустой – полный, лёгкий – тяжёлый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребёнок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, весёлый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

 «Эхо».

Цель: продолжить работу над дикцией (совершенствовать произношение слов и словосочетаний); развивать интонационную выразительность речи, фонематический слух; вызывать интерес к слову.

Ход: В начале игры выбирается ребёнок на роль эхо. Остальные дети произносят какое-нибудь слово чётко и внятно, но не громко. Ребёнок в роли должен громко повторить его, как бы вернуть обратно. («Занавеска», -  говорит Таня. «Занавеска», -  отвечает ребёнок- эхо).                                   5-7 человек называют разные слова и «получают их обратно.                        Если ребёнок- эхо допустил ошибку, назвал другое слово (например, вместо слова мишка произнёс мышка), то он передаёт свою роль другому.

Важно научить детей вслушиваться в звучание произносимых слов, поэтому и предлагается говорить слова полушёпотом, негромко. В этом упражнении каждый ребёнок может проявить речевую активность, так, как все дети называют по 1-2 слова. Воспитатель записывает эти слова и зачитывает, подчёркивая их разнообразие. Особо поощряется ребёнок- эхо, услышавший все слова и не допустивший их искажения.

 «Почтальон принёс письмо».

Цель: продолжать учить детей делить на слоги 2,3-х сложные слова, отчётливо произносить каждую часть слова; самостоятельно преобразовывать слова, состоящие из двух слогов, в слова из трёх слогов.

Наглядный материал: конверты, в каждом из которых по 2-3 предметные картинки. Названия предметов должны быть из 2-3 слогов.

Ход: Все дети получают конверты с картинками, внимательно рассматривают изображённые на них предмет и по заданию воспитателя сначала отбирают те, названия которых состоят из 2-х частей. Затем те, названия которых имеют 3 части. Отвечают дети по очереди. Остальные внимательно слушают и проверяют правильность ответов на слух. Ответивший правильно кладёт перед собой счётную палочку. В конце занятия подсчитываются результаты.

 «Найди вкусное слово».

Цель: продолжать учить детей делить слова на слоги 2-х, 3-х сложные слова, отчётливо произносить каждую часть слова; самостоятельно преобразовывать слова, состоящие из двух слогов, в слова из трёх слогов.

Ход: Воспитатель, начиная занятие, говорит: «Представьте, дети, что мы будем отмечать день рождение куклы Наташи. Накроем стол к чаю, поставим побольше вкусных блюд. Но, выбирая лакомства, нужно помнить, что их названия должны состоять только из двух или трёх частей. Начинаем! Какие слова с «л» и «ль» вы можете предложить? Дети называют двусложные слова: вафли, калач, булка, лимон, халва; трёхсложные: пастила, бублики, леденцы, соломка, шоколад. После анализа слогового состава названных слов воспитатель выясняет, почему никто из детей не предложил «пирожное». В конце занятия подсчитывается количество слов, названных детьми каждого ряда.

К развивающим играм относятся:

«Логические блоки Дьениша», «Палочки Кюизенера», «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Дроби», «Кирпичики», «Кубики для всех» - Б.П. Никитина «Танграм», «Волшебный круг», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Весёлый квадрат» и др. игры В.В.Воскобовича и т.д.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра, как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста»

Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка врывается живительный поток представлений понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознател...

Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – период познания мира человеческих отношений, различных видов деятельности и общественных функций людей. Ребенок испытывает желание включиться во взрослую жизнь и активно в н...

Консультация для воспитателей на тему: «Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

В данной работе  рассмотрен один из основных видов деятельности детей - "игра".  Из опыта своей работы я попыталась рассказать о том, как можно найти общий язык с детьми посредством "игры", ...

Пособие по развитию самостоятельности в творческой изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Мультимидийная игра.

1.Расширять знания детей в использование мультимидийных средств.2.Продолжать развивать самостоятельность в творческой игре.3.Закреплять знания детей о народной росписи, её элементов....

Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста через игры с песком и водой

Познакомить детей с неживой природой. Эксперименты с водой и песком....

Статья "Игра-основная деятельность детей дошкольного возраста

Дошкольное детство-самый ответственный первый период психического развития детей, в котором закладываются основы всех психических свойств и качеств личности ребенка. Именно в этом возрасте взрослые на...