Консультация для родителей. СЕНСОРНЫЕ (ТАКТИЛЬНЫЕ) МЕШОЧКИ
консультация

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornye_meshochki.docx264.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

СЕНСОРНЫЕ (ТАКТИЛЬНЫЕ) МЕШОЧКИ

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Одна из эффективных дидактических игр, предназначенных для развития мелкой

моторики и сенсорного развития детей - «Сенсорные (тактильные) мешочки».

СЕНСОРНЫЕ МЕШОЧКИ поощряют любознательность, стимулируют развитие чувств ребёнка и обеспечивают бесконечные возможности для неструктурированной игры

Значение развития мелкой моторики:

• Повышает тонус коры головного мозга.

• Развивает речевые центры коры головного мозга.

• Стимулирует развитие речи ребёнка.

• Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

• Способствует улучшению артикуляционной моторики.

• Развивает чувство ритма и координацию движений.

• Подготавливает руку к письму.

Развитие речи ребёнка зависит от многих факторов и напрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук (то есть от развития мелких мышц пальцев, способности выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды). Если эти движения соответствуют возрасту ребёнка, то и развитие его речи находится в пределах нормы и соответствует возрасту. Потому, педагогам и родителям, следует, занимаясь с детьми, использовать игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными движениями развивают резервные возможности головного мозга.

Упражнения с мешочками полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно – упражнения будут эффективны при условии, что занятия будут регулярными и длительность их будет составлять не более 5 мин.

Цель игры: сенсорное развитие ребёнка.

Задачи игры:

- развивать мелкую моторику;

-учить анализировать тактильные ощущения;

-развивать воображение, эмоциональную сферу;

-расширять словарный запас.

Описание: Данная игра представляет собой комплекты мешочков с разнообразным

наполнением: крупы (рис, гречка, пшено, манка), соль, горох, фасоль, тыквенные семечки, орехи, вата, пуговицы, мишура.

Один комплект – разноцветные мешочки 10х10 см(8шт), второй комплект –

прозрачные пакеты(8шт).

Можно изготовить и тактильные мешочки из надувных разноцветных шариков.

Фантазии нет предела.

Такая комплектация позволяет применять разнообразные приёмы и упражнения с детьми.

Игры и упражнения с тактильными мешочками можно проводить с младшего

дошкольного возраста (с 2 - 2,5 лет). Чем старше ребёнок, тем сложнее и разнообразнее должны быть задания. Ребёнку предлагается на ощупь (и даже на запах!) определить, что спрятано внутри мешочка, назвать материал. Тактильные мешочки походят как для индивидуальной, так и для групповой работы. А выбор упражнений – простор для педагогического творчества!

ПРИМЕРЫ игр и заданий с сенсорными (тактильными) мешочками

1. Использование прозрачных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). Рассматриваем, учимся давать описание тому, что «прячется» внутри мешочка (форма, размер, есть ли звук).

2. Использование прозрачных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). Просим найти все легкие мешочки (или только с мягким наполнителем, все тёмные или светлые и т. п.)

3. «Угадай, что внутри?» Ребенок выбирает непрозрачный мешочек. Инструкция:

«Поработай своими пальчиками. Нащупай, что внутри мешочка. Опиши размер, форму. Твердые или мягкие предметы находятся внутри? Как ты думаешь, из чего они сделаны?».

4. Использование прозрачных и цветных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). Берем прозрачный мешочек, показываем, даем ощупать, рассмотреть, описать. Потом даем штук 5 непрозрачных цветных с очень различными формами и просим отыскать такой же.

5. Постепенно усложняем игру, добавляя количество непрозрачных цветных мешочков.

6. Использование прозрачных и непрозрачных цветных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). В одну сторону отбираем все прозрачные мешочки, в другую - непрозрачные. Берем непрозрачный, пытаемся определить содержимое и потом находим его в прозрачном.

7. Использование прозрачных и цветных непрозрачных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). В одну сторону отбираем все прозрачные пакетики, в другую - не прозрачные. Берем прозрачные и непрозрачные пакетики и выстраиваем 2 параллельных ряда из мешочков с одинаковым наполнителем.

8. Ходим по непрозрачным цветным мешочкам, бегаем и прыгаем (заниматься следует босиком или в тонких носках) - массаж стоп.

9. «Ходим» по непрозрачным цветным мешочкам руками (массаж рук).

10. Переносим непрозрачные мешочки на голове (упражнение для осанки).

11. Бросаем непрозрачные цветные мешочки навесом или метаем из-за головы в цель (например: в коробку или обруч) - развиваем мышцы рук, совершенствуем координацию.

12. Жонглируем (подбрасываем непрозрачные цветные мешочки одной рукой, ловим другой; подбрасываем и ловим одной и той же рукой; подбрасываем мешочек вверх и ловим его развернув ладонь захватом сверху; взяв в каждую руку по мешочку, подбрасываем и ловим сразу два мешочка; кладем мешочек на стопу, а затем подбрасываем вверх и ловим руками и т.д.).

13. Подвижные игры. Играют несколько человек, бросая мешочек навесом друг другу в руки (по кругу), постепенно увеличивая скорость. В дальнейшем игру можно усложнить, используя два или три мешочка, тогда не успев кинуть один мешочек, нужно уже поймать другой.

14. Из тактильных разноцветных мешочков можно выкладывать многослойные «торты», строить башенки с определённым количеством (или свойством) мешочков.

15. «Сортировка» – мешочки сортируются по группам в соответствии с определёнными свойствами: съедобное и несъедобное содержимое, легкие и тяжёлые, со звуком и без, мягкие и жёсткие.

16. Мешочки можно использовать как материал для других игр, например "Какой

мешочек пропал?", "Какие мешочки поменялись местами?", вправо-влево.

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Влияние тактильных ощущений на развитие речи.

Консультация предназначена для родителей и воспитателей...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Консультация для родителей «Развиваем тактильные ощущения у детей»

А знаете ли Вы, какое огромное значение для развития ребенка имеют тактильные ощущения? Что развитие мелкой моторики пальцев рук —один из показателей интеллектуального развития ребѐнка? Прикосно...

Дидактическое пособие «Сенсорные (тактильные) мешочки» для детей от 2 лет

laquo;Тактильные (сенсорные) мешочки»            Дидактическое пособие  «Тактильные мешочки» предназначено для детей от 2...

Консультация для родителей "Сенсорные игры для развития тактильного восприятия у детей"

Осязание – одна из важнейших способностей человека воспринимать окружающий мир, и первое, что чувствует ребенок после появление на свет — это прикосновение. Тактильные игры для малыш...

Консультация для родителей. Сенсорное развитие. Игры для развития тактильного восприятия.

Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п....

Дидактическое пособие"Сенсорные (тактильные) мешочки для детей от 2 лет

Дидактическое пособие "Тактильные мешочки" предназначено для детей от 2 лет. Игровой материал представляет собой тканевый мешочек, в котором находится 10 пар мешочков, наполненных различным ...