Самообразование. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.
методическая разработка (младшая группа)
«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»
Цель:
- Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
- Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.
- Организовать работу по просвещению родителей в вопросах развития и воспитания детей.
Задачи:
- Установление единства в воспитании детей;
- Педагогическое просвещение родителей;
- Изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
- Ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.
Пояснительная записка:
«Дети – зеркало семьи» - это выражение удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на духовные и моральные ценности его семьи.
В каждой семье свои представления о добре и зле, свои нравственные ценности, свои взгляды на воспитание ребенка.
Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.
Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Ошибки семейного воспитания. У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»
Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.
Что же является целью воспитания?
Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.
Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком. Отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка, постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.
- Теоретический этап
- О.В. Дыбина., Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспект занятий – М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010. – 80с.
- В.А. Деркунская., А.А. Ошкина. Игровая образовательная деятельность дошкольников. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования,2014. – 368с.
- Н.С. Голицина. Конспекты комплексно – тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 224с.
- Т.Н. Бондаренко конспект занятий в средней группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель»,2006. – 316с.
- Практический этап
- Изучение опыта педагогов ДОУ.
- Создание предметно – развевающей среды.
- Изучение методик и технологий педагогов в интернете.
- Консультации для родителей.
- Участие во всероссийских интернет – конкурсах: «Ёлочка красавица», «Любимая сказка», «В синем море, в белой пене».
Формы взаимодействия:
- коллективные,
- индивидуальные
- наглядно-информационные
Коллективные:
- Родительские собрания по проблемам воспитания детей;
- Совместные досуги, праздники:
- Подготовка детей;
- Участие родителей в различных выставках:
- Выставки детского творчества;
- Выставки совместного творчества (по правилам пожарной безопасности, по ПДД, сезонные выставки; рисунки к сказкам, к праздничным датам, тематические)
- Выпуск стенгазет (к праздничным датам, о мероприятиях детского сада)
Индивидуальные:
- Внеплановые индивидуальные беседы;
- Рекомендации по изучению педагогической литературы;
- Рекомендации по использованию методических пособий;
- Консультации специалистов детского сада;
Наглядность:
- Информационный стенд;
- Подборка рекомендаций педагогов-специалистов;
- Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности;
- Подарки и приглашения к праздникам.
План работы. (примерный)
месяц | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями |
сентябрь |
Беседа с детьми на тему “Надо ли учиться говорить?” Цель: Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи. В.В. Гербова. стр.26 |
Консультация «Взаимодействие детей и животных» |
-Родительское собрание « Начало учебного года»
- Анкетирование. |
октябрь |
“Моя семья” Цель: Закреплять знания о ближайших родственниках, обязанностях ребенка по дому. Обобщить представление: семья – это все, кто живет вместе с ребёнком Н.С. Голицына. стр. 157 |
|
Консультация: « Ваш ребенок 4 – 5 лет»
- конкурс «Моя семья» |
ноябрь |
“ Мои друзья” Цель: Формировать понятия “друг”, “дружба”. Учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу. О.В. Дыбина. стр. 14 |
|
Консультация: «Гиперактивный ребёнок»
-Семейный конкурс «Уголки Приморья» |
декабрь |
“Игрушки для сестрёнки и братишки” Цель: Уточнить представления об элементах дымской росписи. Закреплять представление о безопасных предметах, которыми можно играть. Учить самостоятельно, располагать узор на силуэте (барышня, козлик) из знакомых элементах дымской росписи. Н.С. Голицына.стр.175 |
|
-Родительское собрание "Играют дети - играем вместе"
- Выставка творческих работ «Зимушка зима» |
январь |
“Тарелочки для бабушки Федоры” Цель: Учить рисовать узоры на круге, чередуя элементы и цвета, украшать середину круга. Развивать самостоятельность и творчество. Н.С. Голицына. стр. 111 |
Доклад «Учимся играя» |
Консультация: «Играйте вместе с детьми» |
февраль |
“Посадка лука” Цель: Расширять представление детей об условиях, необходима для роста и развития растения(почва, влага, тепло, свет). Формировать трудовые умения и навыки. О.А. Соломенникова. стр.54 |
|
Анкетирование: «Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье».
|
март |
“Степашка убирает игрушки” Цель: Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5). Учить двигаться в заданном направлении (вперёд, назад, на лево на право). Закреплять умение, составлять целостное изображение предмета из отдельных частей. И.А. Помораева. стр.41 |
|
Родительское собрание «Движение – Жизнь».
Консультация: «Двигательная активность дошкольников» |
апрель |
“Петрушка идет трудиться” Цель: Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым. О.В. Дыбина. стр. 12 вар.1 |
|
Консультация: «Педагогический взгляд на наказания».
Конкурс «Книжка малышка» |
май |
“Во саду ли в огороде” (грядка с капустой и морковкой) Цель: Создание композиции из вылепленных овощей на «грядках» - брусках пластилина. Освоение нового способа – сворачивание «ленты». И.А. Лыкова, стр. 48 |
| Родительское собрание (итоговое) «Успехи нашей группы!»
Консультация: «Тесто пластика для детей» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью...
Отчет по самообразованию «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»
"Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте"....
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя на 2018 – 2020 год. На тему: «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»
Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада....
Консультации для родителей: "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"; "Роль семьи в формировании личности ребенка"; "Семья глазами ребёнка
Что значит семья в жизни ребёнка?Семья – единый организм....
Отчет по самообразованию 2021-22 год на тему: «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».
Отчет по самообразованию...
Рабочая программа по самообразованию «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста 3-4 лет» 2024-2025г
Вовлечь максимальное число родителей в образовательный процесс, осуществляемый с детьми в возрасте 3 - 4 лет....
Тема самообразования: "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
Данный матерал предназначен и для воспитателей и для родителей, так как родители являются учасниками образовательного и воспитательного процесса....