Самообразование. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.
методическая разработка (младшая группа)

 Киселева Олеся Викторовна

«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»   

Цель:

  • Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
  • Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.
  • Организовать работу по просвещению родителей в вопросах развития и воспитания детей.

Задачи:

  • Установление единства в воспитании детей;
  • Педагогическое просвещение родителей;
  • Изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
  • Ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Пояснительная записка:

«Дети – зеркало семьи» - это выражение удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на духовные и моральные ценности его семьи.

  В каждой семье свои представления о добре и зле, свои нравственные ценности, свои взгляды на воспитание ребенка.

  Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.

  Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

   Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.

  Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.

  Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.

  Ошибки семейного воспитания. У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»

   Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.

   Что же является целью воспитания?

Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

   Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком. Отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка, постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

 

 

  1. Теоретический этап

 

- О.В. Дыбина., Занятие по ознакомлению  с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспект занятий – М.: МОЗАЙКА -  СИНТЕЗ, 2010. – 80с. 

- В.А. Деркунская., А.А. Ошкина. Игровая образовательная деятельность дошкольников.  Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования,2014. – 368с.  

- Н.С. Голицина. Конспекты  комплексно – тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 224с. 

 

- Т.Н. Бондаренко  конспект занятий  в средней группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель»,2006. – 316с.  

 

  1. Практический этап

- Изучение опыта педагогов ДОУ.

- Создание предметно – развевающей среды.

- Изучение методик и технологий педагогов в интернете.

- Консультации для родителей.

- Участие во всероссийских интернет – конкурсах: «Ёлочка красавица», «Любимая сказка», «В синем море, в белой пене».

 

Формы взаимодействия:

- коллективные,

- индивидуальные

- наглядно-информационные

Коллективные:

  • Родительские собрания по проблемам воспитания детей;
  • Совместные досуги, праздники:
  • Подготовка детей;
  • Участие родителей в различных выставках:
  • Выставки детского творчества;
  • Выставки совместного творчества (по правилам пожарной безопасности, по ПДД, сезонные выставки; рисунки к сказкам, к праздничным датам, тематические)
  • Выпуск стенгазет (к праздничным датам, о мероприятиях детского сада)

Индивидуальные:

  • Внеплановые индивидуальные беседы;
  • Рекомендации по изучению педагогической литературы;
  • Рекомендации по использованию методических пособий;
  • Консультации специалистов детского сада;

Наглядность:

  • Информационный стенд;
  • Подборка рекомендаций педагогов-специалистов;
  • Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности;
  • Подарки и приглашения к праздникам.

 

План работы.  (примерный)

месяц

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

 

сентябрь

 

Беседа с детьми на тему “Надо ли учиться говорить?”

Цель: Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.

В.В. Гербова. стр.26

 

Консультация «Взаимодействие  детей и животных»

 

-Родительское собрание

« Начало учебного года»

 

- Анкетирование.

 

октябрь

 

“Моя семья”

Цель: Закреплять знания о ближайших родственниках, обязанностях ребенка по дому. Обобщить представление: семья – это все, кто живет вместе с ребёнком

Н.С. Голицына.

стр. 157

 

 

 

Консультация:

« Ваш ребенок 4 – 5 лет»

 

- конкурс «Моя семья»

 

ноябрь

 

“ Мои друзья”

Цель: Формировать понятия “друг”, “дружба”. Учить  сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

О.В. Дыбина. стр. 14 

 

 

 

Консультация:

«Гиперактивный ребёнок»

 

-Семейный конкурс «Уголки Приморья»

 

декабрь

 

“Игрушки для сестрёнки и братишки”

Цель: Уточнить представления об элементах дымской росписи. Закреплять представление о безопасных предметах, которыми можно играть. Учить самостоятельно, располагать узор на силуэте (барышня, козлик) из знакомых элементах дымской росписи.

Н.С. Голицына.стр.175

 

 

 

-Родительское собрание

"Играют дети - играем вместе"

 

- Выставка творческих работ «Зимушка зима»

 

январь

 

“Тарелочки для бабушки Федоры”

Цель: Учить рисовать узоры на круге, чередуя элементы и цвета, украшать середину круга. Развивать  самостоятельность и творчество.

Н.С. Голицына.

стр. 111

 

Доклад

 «Учимся играя»

 

Консультация:

«Играйте вместе с детьми»

 

февраль

 

“Посадка лука”

Цель: Расширять представление детей об условиях, необходима для роста и развития растения(почва, влага, тепло, свет). Формировать трудовые умения и навыки.

О.А. Соломенникова. стр.54

 

 

 

Анкетирование:

«Сохранение  и укрепление здоровья ребенка в семье».

 

 

март

 

“Степашка убирает игрушки”

Цель: Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5). Учить двигаться в заданном направлении (вперёд, назад, на лево на право). Закреплять умение, составлять целостное изображение предмета из отдельных частей.

И.А. Помораева. стр.41

 

 

 

Родительское собрание

«Движение – Жизнь».

 

Консультация:

«Двигательная активность дошкольников»

 

апрель

 

“Петрушка идет трудиться”

Цель: Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым.

О.В. Дыбина. стр. 12 вар.1

 

 

 

Консультация:

«Педагогический взгляд на наказания».

 

Конкурс

«Книжка малышка»

 

май

 

“Во саду ли в огороде” (грядка с капустой и морковкой)

Цель: Создание композиции из вылепленных овощей на «грядках» - брусках пластилина. Освоение нового способа – сворачивание «ленты».

И.А. Лыкова, стр. 48

 

 

Родительское собрание  (итоговое)

«Успехи нашей группы!»

 

Консультация:

«Тесто пластика для детей»

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"

Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью...

Отчет по самообразованию «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»

"Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте"....

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя на 2018 – 2020 год. На тему: «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»

Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада....

Рабочая программа по самообразованию «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста 3-4 лет» 2024-2025г

Вовлечь максимальное число родителей в образовательный процесс, осуществляемый с детьми в возрасте 3 - 4 лет....