Укороченная подъязычная связка – как быть? Консультация логопеда для родителей
консультация
В материале рассмотрены признаки укороченной подъязычной связки, пути решения этой проблемы. Даны ответы на частые вопросы "Стоит ли беспокоиться? Кода обращаться к специалисту? Что можно сделать самим?". В консультации дан компекс артикуляционной гимнастики для растяжения укороченой подъязычной связки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ukorochennaya_podyazychnaya_skladka.docx | 122.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Укороченная подъязычная связка – как быть?
Консультация логопеда для родителей
Подъязычную уздечку знают все – это перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством. Короткая подъязычная связка (уздечка) — врожденный дефект, заключающийся в укорочении уздечки языка (подъязычной связки).
Короткая уздечка языка у ребенка – укороченная подъязычная связка, препятствующая полному объему движений языка в ротовой полости. Короткая уздечка языка у ребенка нарушает функцию сосания (что должно сразу насторожить родителей), мешает формированию правильного звукопроизношения, способствует смещению зубных рядов, формированию неправильного прикуса, гингивита, пародонтита и пр. Короткая уздечка языка у ребенка выявляется при визуальном осмотре полости рта.
Но вот не специалисту - маме или папе разглядеть её во рту не так-то просто. Даже не пытайтесь хвататься за язык и поднимать его! Ребёнок вряд ли будет терпеть и позволит вам это. К тому же можно серьёзно травмировать слизистую оболочку языка. Продемонстрировать подъязычную связку может сам малыш, причём совершенно добровольно. А вы используйте маленькие хитрости. Широко раскройте свой рот и потяните кончик языка к нёбу. Затем скажите: «У меня язык поднимается высоко – высоко! А у тебя?» И вот тут ловите момент, чтобы рассмотреть подъязычную уздечку крохи. Нормальная уздечка языка выглядит как тонкий, растяжимый тяж, не сковывающий движения языка.
Признаки укороченной подъязычной уздечки
Короткая уздечка языка у новорожденного характеризуется:
- частыми и продолжительными периодами кормлениями с интервалами для отдыха;
- явным недовольством в момент прикладывания к груди;
- плохим приростом массы тела;
- «цоканьем» в момент кормления;
- полным отказом от вскармливания грудью.
У детей - дошкольников недоразвитие подъязычной складки проявляется в:
- проблемном прикусе;
- нарушении произношения верхнеязычных звуков, где требуется подъем языка;
На укороченную уздечку указывают явные нарушения, которые при внимательном наблюдении за ребенком легко увидеть:
- повернутые внутрь резцы снизу;
- «раздвоение» кончика языка;
- поверхностное углубление при подаче языка вперед;
- кажущаяся горбатость языка при поднятом корне и прижатом ко дну ротовой полости кончике;
- затрудненное облизывание губ и высовывание языка за границы ротовой полости;
- проблемы с употреблением твердых продуктов питания, а именно с их непосредственным проглатыванием;
- пережеванную пищу нет возможности перемещать по поверхности языка.
Подрезать или нет?
Как определить, достаточной ли длины подъязычная связка? Действительно, у разных людей она может быть разной длины. Если ребенок может высунуть изо рта язык и при этом его кончик не раздваивается в форме двух полукруглых лепестков из-за того, что снизу его тянет подъязычная связка, если он может облизать блюдце, поцокать языком, то у него, скорее всего, не будет препятствий для постановки звуков, требующих подъема языка к небу. У ребенка 5 лет уздечка в растянутом состоянии должна быть не менее 8 мм.
Подъязычная связка
В норме длина уздечки составляет 1,5 см.
Возможно два пути лечения короткой уздечки языка у ребенка – консервативный (растяжение связки посредством артикуляционной гимнастики) и хирургический (френулотомия). Как правило, специалисты выделяют следующие благоприятные периоды для проведения лечения посредством операции:
- с 0 и до 9 месяцев;
- с 2-х и до 2,5 лет — формирование молочного (временного) прикуса;
- после 5 лет — формирование постоянного прикуса.
Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. Хочу особо подчеркнуть, этот метод наиболее эффективен у детей до 5 лет.
В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.
Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание может потребоваться достаточное количество времени (может быть, около трёх месяцев).
Правила выполнения артикуляционных упражнений
- При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.
- Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
- Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.
- Чтобы добиться успеха, заниматься нужно систематически, а не от случая к случаю.
- Постепенно увеличивайте время их выполнения либо количество повторений каждого упражнения.
Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка
«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
«Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
«Грибок»
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.
Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой.
«Гармошка»
Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.
«Барабан»
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).
В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
«Д – д – д – д!»
«Качели»
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
«Дотянись до носа»
Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.
«Футбол»
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать
то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.
«Накормим котёнка»
- На блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья) и предложить ребенку слизать её языком как котёнок. Можно также лизать мороженое
«Крот»
Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.
– Во дворе горка, –
Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.
– Под горкой норка. –
Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.
– В этой норке
– Крот стережет норку.
Упражнения необходимо выполнять систематически, постепенно увеличивая время их выполнения (количество повторений каждого упражнения), только тогда будет достигнут нужный эффект. Чем раньше Вы начнете занятия с ребенком, тем быстрее достигнете нужного результата.
Чем старше ребенок, тем сложнее растянуть подъязычную уздечку (целенаправленное растягивание подъязычной уздечки с применением логопедического массажа – процедура неприятная, довольно болезненная для ребенка) Но, к сожалению, не всегда можно добиться желаемого результата артикуляционными упражнениями.
Всё-таки подрезать!
В таком случае на операцию подрезания уздечки должен направить врач – ортодонт, чтобы предотвратить либо устранить дефекты зубочелюстной системы или логопед. Такую операцию проводят под местной или общей анестезией с наложением швов и послеоперационным наблюдением. Идеальным возрастом для пластики уздечки языка считается возраст 5–9 лет. Следует понимать, что пластика короткой уздечки языка, проведенная ребенку старшего возраста, не может автоматически привести к нормализации речи. Для исправления дефектов звукопроизношения необходим курс специальных логопедических занятий.
Консервативная тактика по растяжению короткой уздечки языка у ребенка требует терпения, систематического выполнения рекомендуемых упражнений. Этот метод наиболее эффективен у детей до 5 лет.
Итак, короткая подъязычная уздечка:
- может вызывать затруднение движений языка, т.к. не дает ему возможности высоко подниматься. Слишком короткая уздечка ограничивает положение языка. Он лежит на дне полости рта, таким образом, нарушается функция глотания, произнесение звуков, а в дальнейшем и возникновение ряда зубочелюстных аномалий; - может приводить к смещению центра языка, его несимметричному развитию;
- может быть и причиной нарушения дикции. Дикция – это ясность, разборчивость произнесения;
- может провоцировать проблемы с формированием нижней челюсти, т.е. могут отклоняться зубы и оголяться шейки зубов. Есть риск развития пародонтита и гингивита.
Ребенка старшего возраста и подростка с короткой уздечкой языка может беспокоить косметический дефект (V-образный кончик языка), постоянные надрывы уздечки, обильное слюноотделение во время речи, аэрофагия, храп и апноэ сна. Данная проблема может наложить негативный отпечаток на самооценку, породить эмоциональные и поведенческие проблемы, требующие вмешательства детского психолога.
С пластикой уздечек не стоит тянуть, поскольку, являясь в большей мере, профилактической, они предотвращает возникновение других, более серьезных заболеваний. А то, нуждается ли ваш ребенок в подобной процедуре, может определить лишь квалифицированный специалист. Поэтому слушайте рекомендации вашего логопеда, и, если в достаточной мере растянуть подъязычную связку на логопедических занятиях и дома не удалось, следует обращаться к стоматологу – ортодонту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Укороченная подъязычная связка. Что делать?
Подъязычная связка (уздечка) – перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством.У разных людей она может быть разной длины. У ребенка 5 лет в растянутом состоянии у...
Консультация логопеда: что делать, если у ребёнка укороченная подъязычная связка?
Рекомендации логопеда по поводу укороченной подъязычной связки....
Укороченная подъязычная связка, её последствия и способы решения проблемы.
Статья содержит сведения о последствиях укороченной подъязычной связки и предлагаются рациональные способы решения данной проблемы....
Особенности постановки звука [Р] при укороченной подъязычной связке
Особенности постановки звука [Р] при укороченной подъязычной связке...
"Укороченная подъязычная связка"
В данной консультации представлены упражнения для растяжения укороченной подьязычной связки у детей...
Буклет "Последствия укороченной подъязычной связки глазами логопеда и стоматолога".
Информация для родителей....
Укороченная подъязычная связка. Консультация для родителей.
Статья доступным для родителей дошкольников языком информирует об отклонениях в строении подъязычной связки у детей....