" Игра в жизни ребёнка"
консультация

Куликова Мария Сергеевна

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра -это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ.

Игра В жизни ребёнка.

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра -это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

Сухомлинский Василий Александрович

ЦЕЛИ ДЕТСКИХ ИГР.

  1. Воспитание личностных качеств. В ребенка в раннем детстве понятия о добре и зле, плохом и хорошем только закладываются. И только в форме игры, ненавязчиво, ему можно объяснить, почему нужно быть доброжелательным, вежливым, скромным, трудолюбивым, ответственным, так далее, и нельзя быть грубым, жадным, эгоистичным, так далее.
  2. Социализация. Уже в два-три года в процессе игры ребенок начинает взаимодействовать со взрослыми и другими детьми. Играя, он учится общаться, дружить, договариваться, отстаивать свое мнение, находить выходы из различных спорных ситуаций.
  3. Формирование самооценки. Успехи в игре радуют ребенка, вселяют в него уверенность в собственных силах, повышают самооценку.
  4. Физическое развитие. Подвижные игры для малышей в раннем детстве способствуют укреплению у них навыков ходьбы, бега, учат их манипулировать с различными предметами, применять их по назначению, делаю их крепкими, выносливыми, способствуют формированию сильного иммунитета.
  5. Тренировка мелкой моторики. У ребенка 2 — 3 лет активно развивается устная речь. Любые игры с мягкими пазлами, кубиками, сортерами, конструкторами, мозаиками, прочее, во время которых малыш манипулирует с небольшими предметами, способствуют усовершенствованию умения говорить.
  6. Развитие различных психологических процессов: памяти, фантазии, восприятия, внимания, образного и логического мышления.

! ВАЖНО ! Для организации игр с малышами 2 — 3 лет дома или в детском саду обязательно нужен инвентарь. Это игрушки или предметы-заместители: игрушки и наборы для сюжетно-ролевых игр, куклы, фигурки, солдатики, модели, развивающие игрушки (мозаики, пазлы, конструкторы, кубики, головоломки), настольные игры (лото, карточки, домино), игрушки для улицы, спортивный инвентарь, электронные и интерактивные игрушки, прочее.

ДЕТСКИЕ ИГРЫ БЫВАЮТ:

  1. Сюжетно-ролевые игры — это игры с куклами, игрушечными животными, машинками, природным материалом и т. п. Сначала малыш изо дня в день повторяет одни и те же действия: возит машинку, кормит куклу. Постепенно сюжет игры усложняется, вместе с тем усложняется и расширяется круг действий ребёнка: он может раздеть или одеть куклу, пойти с ней гулять, покатать на машине, построить ей домик из кубиков… По мере приобретения новых впечатлений в играх крохи возникают принципиально новые сюжеты, в том числе тематические: игры в доктора (так как малыш недавно ходил к врачу), игры в парикмахерскую, спектакли (так как ребёнок побывал в театре) и другие.
  2. Дидактические игры — развивающие и обучающие игры: сортер, вкладыши, мозаика, кубики, конструкторы и т. д.
  3. Игры с правилами — настольные игры, например, лото, домино, и подвижные игры типа «День — ночь», «Цапля и лягушки».

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ДЕТЯМ ОВЛАДЕТЬ ИГРОВЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ В РОЛЕВЫХ ИГРАХ:

  • Чтобы привлечь внимание, например, к кукле, начните играть с ней: покачайте её, покормите.
  • Показывайте ребенку возможность переноса игровых действий на другие объекты (можно не только куколку возить в коляске, но и медвежонка или зайчонка).
  • Вовлекайте ребёнка в игру: «Я буду кормить мишку, а ты корми куклу» или «Я умою куколку, а ты её вытри полотенцем».
  • Играйте всерьёз, перевоплощайтесь, одушевляйте для себя во время игры кукол, зайчат, медвежат. Старайтесь сами получить удовольствие от игры.
  • Предлагайте ребёнку игровые ситуации: «Давай ты будешь мамой, а я дочкой».
  • Показывайте последовательность действий, способствуя появлению замысла игры: «Кукла хочет кушать. Но сначала нам надо сварить ей кашу. А потом мы её покормим».
  • Предлагайте ребёнку играть с предметами — заместителями: «Вот ложечка (палочка)», «Посмотри, какую вкусную котлетку я сделала (камешек)», «К нам пришёл котёнок (кусок меха)».
  • Расширяйте игровые действия ребёнка. Если малыш строит только башенки из кубиков, покажите, как построить поезд, ворота, лесенку и т. п.
  • Помогайте малышу придумать и обыграть какой-нибудь сюжет с его «постройками» из конструктора или кубиков: «Машинистом поезда пусть будет зайка, а кого мы посадим в вагончики? Давай, звери поедут в гости к кукле Кате, она у нас будет жить в домике, который ты построил».
  • Подсказывайте малышу (при необходимости) следующий поворот сюжета: «Кукла уже наелась. Она хочет покататься на машинке».
  • Придавайте конкретизацию содержанию игры: «А что будет Катя пить — чай или молоко?», «Мне кажется, мишке холодно. Ему надо надеть шапку».
  • Усложняйте содержание игры: «А теперь пусть наша Катя сядет на лошадку и поедет кататься!»
  • Создавайте «проблемные» ситуации: «У зайчика нет домика», «Бельчонок заблудился, не может найти маму. Что же делать?» и т. д. Старайтесь ставить перед ребёнком игровые задачи, решения которых он должен найти сам. Но не бойтесь и сами предложить вариант развития сюжета: «Катя упала и плачет! Давай, её поднимем, утешим и вместе с ней песенку споём!»
  • Используйте в играх с малышом элементы сказок: стройте домики для трёх поросят, помогайте заселить зверей в теремок и т. д.
  • Побуждайте использовать в играх речь: «Что ты делаешь?», «Что ест куколка?», «Спроси у мишки, он будет есть суп?», «Спой кукле колыбельную: «Баю – бай»» и т. д.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИГР ДИДАКТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА И ИГР С ПРАВИЛАМИ:

  • Не торопитесь подсказывать, дайте малышу самому методом проб и ошибок прийти к положительному результату.
  • Предоставьте крохе возможность самостоятельно участвовать в игре, активно обсуждайте ход игры.
  • После игры подведите её итог, оцените конечный результат. Обязательно порадуйтесь успеху ребёнка (чтобы в впоследствии он так же радовался вашим победам и не сильно огорчался из-за своего проигрыша).
  • Чтобы игра лучше усвоилась ребёнком, желательно, сыграть в неё 3–4 раза, но только при условии явного интереса со стороны ребёнка. В противном случае повтор игры следует отложить.
  • Ребёнок может отказываться выполнять задания. Необходимо понять причины такого поведения: если малышу неинтересно — попробуйте заинтересовать его. Если ребёнок «не в настроении» — отложите игру до лучших времен. Если ребёнку стало скучно — усложните игру, не задерживайтесь на том, что уже усвоено, идите дальше.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей - Игра в жизни ребёнка. Почему дети играют? Зачем нужна игра?

«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)«Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев)...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в жизни ребёнка. Игра в жизни взрослого»

Значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить....

Мастер-класс для воспитателей «Игра в жизни ребёнка. Игра в жизни взрослого»

Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода....

Консультация "Роль игры в жизни ребёнка. Как играть вместе с ребёнком".

Консультация "Роль игры в жизни ребёнка. Как играть вместе с ребёнком"....

Консультация для родителей "Дидактические игры в жизни ребёнка второго года жизни"

Консультация для родителей "Дидактические игры в жизни ребёнка второго года жизни"...

Мастер - класс для педагогов " Игра в жизни ребёнка", "Игра в жизни взрослого"

Мастер - класс для педагогов ДОУ проводится с целью развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов....